Сафронова Елена Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 им. К.М. Трухинова»

г. Северодвинск, Архангельская область

Конспект урока русского языка в 3 классе

«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.»

Цель. Познакомить учащихся с правилом написания разделительного твёрдого знака в словах.

Задачи.

  • Создать условия для усвоения орфограммы написания разделительного твёрдого знака в словах.

  • Развивать умения сопоставлять и сравнивать слова с разделительным твёрдым знаком и без него.

  • Воспитывать умения межличностного взаимодействия.

Оборудование.

  • Учебник «Русский язык. 3 класс» В.П. Канакина (УМК «Школа России»).

  • Презентация.

Ход урока.

Орг.момент.

Актуализация

знаний.

Чистописание.

Подводящий

диалог.

Постановка

проблемы.

«Открытие

нового»

Определение

темы.

Постановка

учебной

задачи.

Первичное

закрепление.

Обобщение.

Физ.минутка.

Самостоятель-

ная работа с

самопроверкой

по образцу

Рефлексия.

Оценки за урок.

Домашнее

задание.

Начинаем урок русского языка.

— Открываем тетради, подписываем число,

классная работа.

— Вспомните с каким разделом учебника мы сейчас работаем на уроках?

— Какие части слов знаем?

— Вспомним определения.

— Посмотрите на строку на доске.

-Написание каких букв сегодня отработаем на

минутке чистописания? (ь и ъ)

— Что знаем об этих буквах? Лента букв перед нами. ( ь и ъ не обозначают звуков)

— Буква Ь может выступать в двух ролях. Каких?

— У буквы Ъ роль одна – он…

ьъ ьъ ьъ

— Отметьте те буквы, которые получились особенно

удачно и постарайтесь весь урок писать так же.

— Сегодня на уроке выполняем задания от Знайки и

нам потребуются те знания, что мы сейчас повторили.

1задание выполняем в группах – собрать из

рассыпавшихся букв слова и записать на листочках.

— Проверяем.

— Что объединяет эти слова? (разделительный ь)

— В какой части слова писали мягкий знак? Выделим.

— Вспомним правило о написании разделительного

мягкого знака.

— Что ещё объединяет записанные вами слова?

( Все они существительные)

— Отложили листочки и приступим к выполнению

2 задания.

— У Знайки на карточке записано слово.

— К какой части речи оно относится? (глагол, т.к.

отвечает на вопрос «что делать» и обозначает

действие предмета).

— Образуем от этого глагола с помощью приставок

новые слова.

— Нужно ли в слова вставить ещё букву?

— Почему?

— Какую букву вставим?

— Где можно себя проверить? (в учебнике)

— Откройте учебник на странице 134 и прочитайте

правило.

— Что узнали из правила?

— Какую букву надо вставить в слова? Почему?

— Запишите получившиеся слова.

— Проверим.

— Выделим приставки, подчеркнём Ъ и гласную

букву, стоящую перед ним.

— Тема нашего урока обозначена на этой же странице

учебника. Прочитаем.

— Какую учебную задачу поставим на уроке?

(научиться писать слова с разделительным Ъ)

— Чтобы выполнить нашу учебную задачу

потренируемся в написании слов с ъ.

— Нашли упр.264. Читаем 1 задание.

(Списать слова, выделить приставки, подчеркнуть

букву, которой заканчивается приставка).

— Работаем с комментированием у доски.

— Что общего у слов, записанных справа?

— После каких букв в приставках писали ъ?

— Перед какими буквами он стоит?

— Чему учились, выполняя задание?

— Сформулируйте правило написания Ъ.

— Продолжаем урок и следующее задание – упр.265.

— Прочитаем стихотворение.

— Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно

чаще употребляется: разговорной или литературной?

— Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым

знаком, выделите в них приставки. Подчеркните ъ и

букву после него.

— Проверим по экрану.

— Возьмите карандаши и оцените себя.

— Какая тема урока была?

— Чему научились?

— Повторим правило написания разделительного ъ.

— Кто считает, что с задачей урока справился?

— Чтобы ваши знания были ещё крепче, надо дома

поупражняться.

с. 134 повторить правило,

с. 135 упр.267

— Закончим урок шуточным стихотворением:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Экран.

2 слайд.

Правописание частей

слова.

Экран.

3 слайд. 

Экран.

4 слайд.

Дополни:

Корень – это…

Приставка – это…

Экран.

5 слайд.

Ь

Показатель Раздели-

мягкости тельный

6 слайд.

Ъ – разделительный

Показ.

Работа в

группах.

Экран.

7 слайд.

вьюга листья

воробьи соловьи

муравьи семья

Экран.

8 слайд.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою,

друзья.

Воробьи, семья,

жильё,

Перед я,ю, и, е, ё.

Экран.

9 слайд.

Ехать – с, об, под, от.

Коллективная

работа.

Экран.

(появляются слова)

с. ехать

об. ехать

под. ехать

от. ехать

Самостоятельная

работа с

учебником.

Экран.

10 слайд.

съехать

объехать

подъехать

отъехать

Коллективная

работа.

Экран.

11 слайд.

(Записано стих-ие

с выделенными

орфограммами)

карточка

САМООЦЕНКА

-доволен работой

— старался, но не всё получилось

— недоволен собой

карточка- помощница

ъ е,ё, ю, я

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here