Сафронова Елена Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 им. К.М. Трухинова»
г. Северодвинск, Архангельская область
Конспект урока русского языка в 3 классе
«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.»
Цель. Познакомить учащихся с правилом написания разделительного твёрдого знака в словах.
Задачи.
-
Создать условия для усвоения орфограммы написания разделительного твёрдого знака в словах.
-
Развивать умения сопоставлять и сравнивать слова с разделительным твёрдым знаком и без него.
-
Воспитывать умения межличностного взаимодействия.
Оборудование.
-
Учебник «Русский язык. 3 класс» В.П. Канакина (УМК «Школа России»).
-
Презентация.
Ход урока.
— Начинаем урок русского языка. — Открываем тетради, подписываем число, классная работа. — Вспомните с каким разделом учебника мы сейчас работаем на уроках? — Какие части слов знаем?
— Вспомним определения.
— Посмотрите на строку на доске. -Написание каких букв сегодня отработаем на минутке чистописания? (ь и ъ) — Что знаем об этих буквах? Лента букв перед нами. ( ь и ъ не обозначают звуков) — Буква Ь может выступать в двух ролях. Каких?
— У буквы Ъ роль одна – он…
ьъ ьъ ьъ — Отметьте те буквы, которые получились особенно удачно и постарайтесь весь урок писать так же.
— Сегодня на уроке выполняем задания от Знайки и нам потребуются те знания, что мы сейчас повторили. 1задание выполняем в группах – собрать из рассыпавшихся букв слова и записать на листочках. — Проверяем.
— Что объединяет эти слова? (разделительный ь) — В какой части слова писали мягкий знак? Выделим. — Вспомним правило о написании разделительного мягкого знака.
— Что ещё объединяет записанные вами слова? ( Все они существительные) — Отложили листочки и приступим к выполнению 2 задания. — У Знайки на карточке записано слово. — К какой части речи оно относится? (глагол, т.к. отвечает на вопрос «что делать» и обозначает действие предмета). — Образуем от этого глагола с помощью приставок новые слова.
— Нужно ли в слова вставить ещё букву? — Почему? — Какую букву вставим? — Где можно себя проверить? (в учебнике)
— Откройте учебник на странице 134 и прочитайте правило.
— Что узнали из правила? — Какую букву надо вставить в слова? Почему? — Запишите получившиеся слова.
— Проверим. — Выделим приставки, подчеркнём Ъ и гласную букву, стоящую перед ним.
— Тема нашего урока обозначена на этой же странице учебника. Прочитаем. — Какую учебную задачу поставим на уроке? (научиться писать слова с разделительным Ъ)
— Чтобы выполнить нашу учебную задачу потренируемся в написании слов с ъ. — Нашли упр.264. Читаем 1 задание. (Списать слова, выделить приставки, подчеркнуть букву, которой заканчивается приставка).
— Работаем с комментированием у доски. — Что общего у слов, записанных справа? — После каких букв в приставках писали ъ? — Перед какими буквами он стоит? — Чему учились, выполняя задание? — Сформулируйте правило написания Ъ.
— Продолжаем урок и следующее задание – упр.265. — Прочитаем стихотворение. — Что обозначает выделенное слово? В какой речи оно чаще употребляется: разговорной или литературной? — Спишите. Найдите слова с разделительным твёрдым знаком, выделите в них приставки. Подчеркните ъ и букву после него.
— Проверим по экрану.
— Возьмите карандаши и оцените себя.
— Какая тема урока была? — Чему научились? — Повторим правило написания разделительного ъ.
— Кто считает, что с задачей урока справился?
— Чтобы ваши знания были ещё крепче, надо дома поупражняться. с. 134 повторить правило, с. 135 упр.267 — Закончим урок шуточным стихотворением: Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? Твёрдый знак. Твёрдый знак нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье.
|
Экран. 2 слайд. Правописание частей слова.
Экран. 3 слайд.
Экран. 4 слайд. Дополни: Корень – это… Приставка – это…
Экран. 5 слайд. Ь Показатель Раздели- мягкости тельный
6 слайд. Ъ – разделительный
Показ.
Работа в группах.
Экран. 7 слайд. вьюга листья воробьи соловьи муравьи семья
Экран. 8 слайд. Перед е, ё, и, ю, я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё, Перед я,ю, и, е, ё.
Экран. 9 слайд. Ехать – с, об, под, от.
Коллективная работа. Экран. (появляются слова) с. ехать об. ехать под. ехать от. ехать
Самостоятельная работа с учебником.
Экран. 10 слайд. съехать объехать подъехать отъехать
Коллективная работа.
Экран. 11 слайд. (Записано стих-ие с выделенными орфограммами)
карточка САМООЦЕНКА -доволен работой — старался, но не всё получилось — недоволен собой
карточка- помощница ъ е,ё, ю, я |