Урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о составе слова»

Тема: Обобщение знаний о составе слова.

Цель: развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о составе слова

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3.воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. компьютер

2. таблички со словами-частями слова.

3. Раздаточные листы для детей.

4. Дерево и листочки с однокоренными словами

Ход урока:

1. Организационный момент

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас?

-Осень.

-Сегодня урок хочу начать вот с такого стихотворения:(на экране)

Оень натупила,

выохли цветы

И глядят уныло

голые куты

-Прочитали? Что вы заметили?

-Пропущена буква с

-Это, наверное оттого что вы ее иногда обижаете пишете неправильно и соединяете с другими буквами неправильно. Давайте вспомним и напишем правильно букву с (эс).

2. Минутка чистописания:

Сс со св сы сл ес ас

-Прочитайте стихотворение правильно.

3. Работа над темой.

Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

Какое слово лишнее?

-Предлог

Обоснуйте свой выбор.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

-Правильно, повторять тему «Состав слова».

— Сегодня у нас урок необычный — мы отправляемся в страну Словаринку . Из чего же состоят слова?

-Да, строительных блоков для слов четыре: корень, приставка, суффикс, окончание!

-А какой «блок», какая часть слова самая главная? Почему?

-Эта часть слова является носителем основного значения: это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах.

— Вот мы и попали в гости к главной части слова. А как вы назвали город, в котором «живет» корень слова?

Каждая команда предлагает свое название города. По моей просьбе дети объясняют, как образовались эти названия.

Главный город Корнеслов.

В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

— Корень- «подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами».

— Как вы думаете, почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова?

-Потому что сердцевиной слова, его смысловым центром является корень, от него «растут» слова, как ветки на дереве.

Какие слова могут вырасти на этом дереве?( На доске дерево , в корнях которого дано слово дом.)

— Напишите эти слова в тетради. Время 1-2 минуты.

-Прочитайте записанные слова.(По мере называния слов учитель помещает слова на ветки «словесного» дерева на доске)

— Что объединяет эти слова: дом, домик, домище, домовой, придомовой, надомный, домохозяйка…?

-Смысл, заключенный в корне дом.

— Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.

Город Приставкин. Упражнения в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

— Как вы назвали город, в котором живут приставки?

— Что вы знаете о приставке, как части слова

— Какую работу выполняют приставки в языке?

— Задание: «Все ли приставки вы знаете? Кто больше? Запишите в тетради знакомые приставки.

-Посчитайте, сколько вспомнили?

Выборочный диктант. Выпишите из стихотворения слова с приставками.(задание на листочках)

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Н.Некрасов.

-Прочитайте записанные слова. Назовите в них приставки. Докажите, что приставку выделили правильно.

А сейчас «приставкины» вопросы:

-Как найти приставку в слове?

-Может ли быть в слове 2 приставки, 3 приставки? Докажите.

Найдите слова с приставками, назовите их:

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф.Тютчев)

Город Суффиксград. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами.

— Как назвали город, где живут суффиксы?

— Почему так назвали и как образовали эти слова.

— Что вы знаете о суффиксах?

-Как найти в слове суффикс?

— Запишем по памяти стихотворение Т. Белозерова.

Жил

В озерке

Золотистый

Карасик…

Ласково звали

Карасика

Васик.

-Читаем все вместе.

-Назовите слова, в которых есть орфограммы.

-Прочитайте еще раз.

-Запишите в тетради.

— Найдем слова, в которых есть суффикс.

-Напишите в тетради суффиксы, какие вы помните.

-Прочитайте суффиксы, которые вы написали.

-От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите. На доске работает 1 ученик.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

4.Физминутка.

Город Окончание. Упражнение в различении окончаний.

-Как вы назвали город, в котором живут окончания?

-Расскажите, что вы знаете об окончании как части слова.

-Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

Спишите, вставьте пропущенные окончания.

Врем… не деньг…, потеряешь- не найдешь.

Объясните смысл пословицы.

— Итак, для чего служит окончание.

Заключительное задание:

Упражнение 183. стр 97. Самостоятельное выполнение. Проверка.

-Назовите слова, которые подходят к первой схеме.

-Назовите слова, которые подходят ко второй схеме

-Назовите слова, которые подходят к третьей схеме.

5. Рефлесия.

-Оцените свою работу на уроке.

6. Подведение итогов урока.

-Назовите значимые части слова.

7.Оценки

8. Домашнее задание

упр.188. стр.98.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here