Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
Г. Краснотурьинска свердловской области
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
подготовила учитель начальных классов
Козьякова Татьяна Николаевна
Г. Краснотурьинск
2013 год
«Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Углубить знания о роли мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих, развивать умение работать по алгоритму.
Развивающая: Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух.
Воспитательная: Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре.
Оборудование: компьютер, экран, листки для работы в группах, индивидуальные детские ноутбуки, учебник «Русский язык» С.В.Ивановой,
4 класс.
Медиапродукт – презентация 17 слайдов (среда POWER POINT), компьютерный тест (среда POWER POINT).
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Орг. Момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
2. Чистописание (слайд 1).
— Написание какой буквы мы сегодня повторим? Отгадайте:
Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)
Чем необычна эта буква? (не обозначает никакого звука)
(показ написания)
-Письмо буквы.
Слайд 2.
— Какова роль Ь в словах?
Дети:
— ь – разделительный,
— Где пишется? (между согласной и гласной)
-ь – показатель мягкости согласных;
— Где пишется? (между согласной и согласной)
-
Актуализация опорных знаний.
Слайд 3.
Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень
— Прочитайте, какие слова мы будем писать во второй строке чистописания.
— Что общего у всех этих слов? (Ь)
— Запишите во второй строке слова, где Ь будет разделительным.
— Запишите в третьей строке слова, где Ь указывает на мягкость согласного.
ПРОВЕРКА.
Слайд 4.
— Кто выполнил работу без ошибок?
— Какие слова остались неподчеркнутыми? Почему?
— Как вы думаете, какую роль выполняет Ь в этих словах?
— Дайте характеристику звуку Ч.
(Всегда мягкий)
— Дайте характеристику звуку Ш.
(Всегда твердый)
— А что общего у этих звуков?
ДЕТИ. – Эти звуки шипящие.
— Один звук всегда мягкий, другой – всегда твердый. Для чего же на конце этих слов пишется Ь?
Слайд 5. (указывает, что сущ. женского рода 3 скл.)
— Мы знаем мягкий знак разделительный,
Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим.
— Предположите тему урока.
Слайд 6. «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
— Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)
Я тоже составила задачи на сегодняшний урок. Давайте проверим, совпадут ли они.
Слайд 8.
-
Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих;
-
Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих.
-
Обобщение знаний о Ь.
Слайд 9.
Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач..
Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш
Кирпич.. рож.. хорош.. (Желаю) удач..
— Я предлагаю вам поработать в группах. На ваших столах есть листки со столбиками слов.
— Подумайте, обсудите с товарищами и объясните, что объединяет слова каждой группы.
( ответы старших в группе, одновременно проверка на экране)
Слайд 10.
— В словах какого столбика вы напишите Ь?
— Почему?
Слайд 11.
Вывод: Какую еще роль может выполнять мягкий знак с словах?
Ф и з м и н у т к а.
-
Составление алгоритма.
— Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
— Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. (порядок действий для решения проблемы)
Ваша задача вместе сообща дополнить алгоритм.
Слайд 12.
— Определить часть речи.
— Если этот сущ., определить род.
— определить склонение.
— если сущ. ж.р. — пишем Ь.
— если сущ.м.р –Ь не пишем.
(АЛГОРИТМ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ).
Слайд 13.
— Пользуясь алгоритмом, исправьте ошибки, которые допустил нерадивый ученик. Текст запишите в тетрадь правильно. (у доски – 1 человек)
Взаимопроверка.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Поставьте отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно. Кому поставили 5? 4? 3?
Слайд 14. Нерадивый ученик тоже исправил свои ошибки и получил «5».
А так ли сделали вы?
Вывод: В каких сущ. после шипящих будем писать Ь?
-
Работа с персональными компьютерами.
Слайд 15.
— Проверим ваши знания об употреблении Ь, выполним тест на компьютере, пользуясь алгоритмом.
— Включите компьютер (пока загружается, сидя делаем разминку)
Начнем выполнение теста по моей команде, в конце работы компьютер поставит вам отметку. Как только это произойдет, жду сигнала.
— Кому компьютер поставил 5? Кому 4? 3? 2?
Слайд 16.
Вывод:
-Посмотрите на учебные задачи, которые мы с вами поставили на сегодняшний урок. Как вы думаете, мы их выполнили?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
-
Рефлексия.
Слайд 17.
— У вас на столах листки со смайликами. Оцените свое участие в уроке. Если вы считаете. Что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу.
-
Оценки.
— Командирам групп
— Командиры групп оценивают самых активных участников группы.
-
Домашнее задание.
Закрепить умение правильно употреблять Ь на конце существительных после шипящих при выполнении упр.1 стр.40
Список использованной литературы
-
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Иванов С.В. Кузнецова М.И. Издательство: Вентана-Граф, 2012
-
Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс.
Иванов С.В., Кузнецова М.И.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http ://www .by -time .ru /events /detail .php ?ID =13624
-
http ://mult -pict .narod .ru /fon 23.htm
-
http ://1board .ru /biz /business /162300.html