Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

« Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже».

Учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64»

Столяровой Светланы Сергеевны

Цель урока: формировать и совершенствовать навык правописания падежных окончаний существительных в предложном падеже; закреплять навыки определения склонения и падежа существительного; формировать умение писать предлоги предложного падежа, навыки работы в коллективе и самостоятельно планировать свою работу.

Задачи урока: 

  1. Отрабатывать последовательность действий при написании безударных окончаний имён существительных, обобщать знания о предложном падеже.

  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок-исследование.

Примененные педагогические технологии:

технология игрового обучения, информационно-коммуникационная,

технология развивающего обучения, уровневой дифференциации .

Оборудование урока:

Т.Г.Рамзаева. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней  начальной школы. УМК «Классическая начальная школа»

С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Средства ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Индивидуальные карточки и перфокарты, кроссворды, ребус.

Ход урока

  1. Самоопределение к  деятельности (организационный момент)

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

— Сегодня у нас не простой урок, а урок-исследование. Исследование- это…

-Найдите значение этого слова в словаре.(на партах лежат словари С.И.Ожегова)

-В нашем классе будет работать научная лаборатория русского языка. Вы- сотрудники лаборатории и вам необходимо будет потрудиться, провести наблюдение и вывести одно из правил русского языка.

-На уроке вы будете сами оценивать каждый вид работы, а результаты записывать в таблицу.

1.

2.

3.

4.

5.

Допол.балл

Итог

ll. Формулирование темы и целей урока.

1. -Прежде, чем приступим к работе, проведём программированный опрос.

-Если вы согласны с моим высказыванием, ставите «+», если не согласны-«-».

(Слайд№1)

А) Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает

на вопросы Кто? Что?

Б) Имена сущ. в Именительном падеже всегда употребляется без предлога.

В) Им. сущ. в Предложном падеже отвечают на вопросы Кем? Чем?

Г) Им.сущ. 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п. имеют окончание —и

Д) В словах на берёз_, в берлог_, при мам_ пишутся окончания -и

Проверка по эталону. (Слайд№2) (Оцените себя. –Если всё верно, +, если ошиблись -)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

+

+

+

2. Минутка Чистописания.

И Р Д В Т -Назовите буквы. Что между ними общего? (Они все заглавные)

-Какая лишняя? Почему? ( И- обозначает гласный звук)

(Учитель убирает лишнюю букву)

-Какая буква теперь лишняя? (Р- обозначает непарный согласный звук; Т- глухой согласный)

-Я предлагаю вам записать красиво эти буквы.

А какое задание можете предложить вы?

-Для чего нам нужна минутка чистописания?

-Подумайте, а почему я взяла на чистописание именно эти буквы? (Это первая буква в словах названий падежей)

-Какой буквы не хватает?

-Как думаете, о каком падеже будем говорить на уроке? (о Предложном падеже)

-Что мы знаем о предложном падеже?

lll. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности.

1. Словарная работа.

-Даны пары слов. Что у них общего? (Все они словарные) Слайд№3

-Как называется орфограмма? (Правописание безударных гласных в корне слов, не проверяемых ударением)

Ов..щи м…газин

пом…щь р…бота

р…сунок …дежда

меб…ль комн…та

д…кабрь кал…ндарь

-Какие гласные вставим? (дети работают с сигнальными карточками)

-Назовите предлоги предложного падежа. ( О, в, на, при, об)

-С помощью предлогов составьте из данных слов словосочетания. –Какие окончания будем писать? (1-е и 2-е склонение -е; 3-е склонение –и).

-Проверка. (Овощи в магазине, помощь в работе, рисунок на одежде, мебель в комнате, декабрь на календаре). (Оцените себя)

2. Работа над предложением. Слайд№4.

снежинки, В, пушистые, закружились, воздухе.

-Составьте предложение. Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

В воздухе закружились первые снежинки.

-Найдите и объясните написание безударных окончаний имён существительных.

lv. Воспроизведение ранее изученных знаний и способов деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, нам пришло письмо из Министерства образования с просьбой разобраться . Министр просит дать письменный ответ. Вы, сотрудники, составите письмо, а я напечатаю и отправлю письмо. (Девочка зачитывает письмо вслух)

Слайд№5

( ОБ) ДУМАЛ
(О) СМОТРЕЛ
(ОБ) СУДИМ

-Сможем ли мы сразу дать ответ о правописании данных слов? (Да, т.к. мы знаем правило о написании глаголов)

(О) (ОБ) ЗИМЕ

(О) (ОБ) УТРЕ

(О) (ОБ) МОРОЗЕ

(О) (ОБ) ОБЛАКЕ ( Два ученика работают у доски, допускают ошибки)

-Сможем ли мы сразу дать ответ Министру? (нет, т.к. сами не знаем, как писать предлоги О и ОБ)

2. Поиск выхода из проблемной ситуации.

-Где мы это можем узнать? ( спросить у мамы, поискать в интернете, в справочнике и т.п.)

-Давайте исследуем эти слова, поработаем и найдём правило.

3. Работа в группах.

1-я группа ищет правило в интернете.

2-я группа работают со справочниками по русскому языку.

3-я группа работает с учителем.

-Кто был прав? Какой вывод сделаем? ( Предлог ОБ пишется, если слово начинается с букв А,О,У,И,Э. В остальных случаях пишется предлог О )

(Оцените себя, как вы работали в группе)

4. Физминутка.

-Почему треугольники такого цвета?

О

ОБ

5. Работа в парах.

-Прежде, чем приступить к заданию, прочитайте друг другу правило (стр.112)

О или ОБ

УРОК_ … ДЕРЕВ_

СНЕЖИНК_ … ВЕТР_

ОКН_ … СНЕГ_

МЕТЕЛ_ … ЯНВАР_

(Оцените себя)

6. Самостоятельна работа по уровням.

1-й уровень, легче. Может стоит правильно рассчитать свои силы и справиться с заданием, заработать +?

1-й уровень. Стр.112, упражнение № -Выписать словосочетания с предлогами о и об.

2-й уровень. Стр.113, упражнение № -Найти и выписать предложения с предлогами о и об.

7. Взаимопроверка. (Оцените себя)

Vl. Рефлексия.

-Давайте составим ответ Министру о правописании предлогов О и ОБ.

-Мне на уроке помогали (называю имена детей), их работу я оценила и даю дополнительный балл.

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here