ТЕМА: «ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»
4 КЛАСС.
Цель урока. Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе; формировать умения склонять прилагательные во множественном числе; формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных множественного числа; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать доброту и любовь к природе.
Формировать умения работать на компьютере и интерактивной доске.
Оборудование. Рисунки-карточки: мышки с рюкзаками, медали; карточки с заданиями, мультимедийная презентация, компьютеры, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
— Ребята, к нам в гости пришел кот Леопольд. Ему хочется попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. В пути нас ждут различные испытания. А для того, чтобы путешествие было интересным и удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
— быть внимательным;
— правильно выполнять задания;
— не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова (слова появляются на слайде):
* Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус – лепесток.
II. Чистописание
— А отправляемся мы из порта Чистописания. Смотрите, на море небольшое волнение, как в строчках, записанных на нем:
мМм лЛл МмМ ЛлЛ
море, морские, моряк
— И мои пожелания вам тоже записаны:
Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!
III. Повторение.
Ребята, я знаю, что на нашем корабле жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли?! Как хорошо. Так выберите себе мышек и выходите к доске. У каждой мышки есть рюкзачок, на нем записано задание. Прочитайте и выполните его (3 учащихся выполняют у доски индивидуальные задания по уровням).
| Мышка с синим рюкзаком. К данным глаголам придумай словосочетания «существительное + прилагательное» в мужском роде Т.п. Дышали …, мечтали …, любовались …, учились … . |
| Мышка красным рюкзаком. Образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу существительные среднего рода в Д.п. Слабость, зелень, варка.
|
— Мышки помогли нам обобщить знания о прилагательных и кот Матроскин их обижать не будет. Отправляемся дальше, но сначала мы должны сказать волшебные слова.*
IV. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе
— Мы уже далеко от родного берега и плывем по морю Словарных слов. Какие словарные слова плывут на плоту? (Яблоко, помидор, пшеница.) Составьте словосочетания «прилагательное + существительное».
Д.- Румяное яблоко,
— красный помидор,
— зрелая пшеница.
— Запишите их в столбик, измените число, выделите окончания, сравните их и сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются)
— Ребята, откройте учебник на стр.150 и посмотрите на наши словосочетания в таблице.
— Как изменяются имёна прилагательные множественного числа? (по падежам)
Работа по таблице.
— Как определить падеж прилагательных во мн. числе?
— Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?
— Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)
— В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?
— Просклоняйте во мн. числе прилагательные румяные сладкие (яблоки).
Проверка. (1 ученик работает на доске)
Выполнили задание. Поплыли дальше.
V.Физминутка
— На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнем (под музыку):
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас!
Сколько чаек здесь у нас?
Столько мы подпрыгнем раз!
VI. Закрепление.
— А теперь в путь!
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус – лепесток.
Плыви, кораблик, в море,
А дальше – в океан.
А теперь внимание
Новое испытание.
Вдали показались пираты. Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Садитесь за компьютеры. Откройте ярлык «обстрел». Взяли оружие! В бой!
Задание: Подберите подходящие по смыслу к прилагательным название животных. Измените эти фразеологизмы во множественном числе (1 ученик работает на интерактивной доске).
— Правильно выполнили задание – отбили пиратов.
— Придумайте ситуацию, в которой могут быть использованы эти фразеологизмы. (Работа на интерактивной доске. Соединить фразеологизмы).
— Отбили пиратов. Продолжаем плыть.
VII. Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты — паутинки,
А парус – лепесток.
Плыви кораблик к берегу
Пора уже домой.
— Мы плывем к острову. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Допишите сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения (карточки)
Впереди … остров. На берегу … песок и … трава. Вдали … крепость.
Проверка полученных текстов.
VIII. Работа на компьютерах. Разминка для глаз.
— Коту Матроскину понравилось путешествовать с вами. И он в знак благодарности решил наградить вас. А награду вы получите только тогда, когда выполните тестовое задание.
Тест подведет итоги.
Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.
IХ. Итог
— Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле. Что нового мы сегодня узнали? Какое открытие сделали? Отметьте в своих бортжурналах, какое из высказываний подходит вам в большей степени?
1) я хорошо понял эту тему и достаточно легко подбираю проверочные слова (нарисуй на полях тетради “веселое личико”, см. рис.).
2) я понял, как проверять слова с парными согласными, но иногда затрудняюсь в подборе проверочного слова (нарисуй на полях тетради “серьезное личико”, см. рис.).
3) я ещё плохо понял эту тему (нарисуй на полях тетради “грустное личико”, см. рис.).
Выставление оценок, награждение.