ТЕМА: «ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ»

4 КЛАСС.

Цель урока. Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных в единственном числе; формировать умения склонять прилагательные во множественном числе; формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных множественного числа; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; воспитывать доброту и любовь к природе.

Формировать умения работать на компьютере и интерактивной доске.

Оборудование. Рисунки-карточки: мышки с рюкзаками, медали; карточки с заданиями, мультимедийная презентация, компьютеры, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

— Ребята, к нам в гости пришел кот Леопольд. Ему хочется попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. В пути нас ждут различные испытания. А для того, чтобы путешествие было интересным и удачным, необходимо соблюдать следующие условия:

— быть внимательным;

— правильно выполнять задания;

— не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова (слова появляются на слайде):

* Плыви, плыви, кораблик,

На запад, на восток.

Канаты — паутинки,

А парус – лепесток.

II. Чистописание

— А отправляемся мы из порта Чистописания. Смотрите, на море небольшое волнение, как в строчках, записанных на нем:

мМм лЛл МмМ ЛлЛ

море, морские, моряк

— И мои пожелания вам тоже записаны:

Большому кораблю – большое плавание. Счастливого пути!

III. Повторение.

Ребята, я знаю, что на нашем корабле жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли?! Как хорошо. Так выберите себе мышек и выходите к доске. У каждой мышки есть рюкзачок, на нем записано задание. Прочитайте и выполните его (3 учащихся выполняют у доски индивидуальные задания по уровням).

Мышка с желтым рюкзаком.

Поставь данные в скобках слова в Р.п.

Возле (теплое) течения, около (правый) берега, с (ясное) неба, до (дальний) озера.

Определи род, выдели окончание.

Мышка с синим рюкзаком.

К данным глаголам придумай словосочетания «существительное + прилагательное» в мужском роде Т.п.

Дышали …, мечтали …, любовались …, учились … .

Мышка красным рюкзаком.

Образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу существительные среднего рода в Д.п.

Слабость, зелень, варка.

— Мышки помогли нам обобщить знания о прилагательных и кот Матроскин их обижать не будет. Отправляемся дальше, но сначала мы должны сказать волшебные слова.*

IV. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

— Мы уже далеко от родного берега и плывем по морю Словарных слов. Какие словарные слова плывут на плоту? (Яблоко, помидор, пшеница.) Составьте словосочетания «прилагательное + существительное».

Д.- Румяное яблоко,

— красный помидор,

— зрелая пшеница.

— Запишите их в столбик, измените число, выделите окончания, сравните их и сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются)

— Ребята, откройте учебник на стр.150 и посмотрите на наши словосочетания в таблице.
— Как изменяются имёна прилагательные множественного числа? (по падежам)

Работа по таблице.

— Как определить падеж прилагательных во мн. числе?

— Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

— Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

— В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

— Просклоняйте во мн. числе прилагательные румяные сладкие (яблоки).
Проверка. (1 ученик работает на доске)

Выполнили задание. Поплыли дальше.

V.Физминутка

— На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнем (под музыку):

Рыбки весело плескались

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас!

Сколько чаек здесь у нас?

Столько мы подпрыгнем раз!

VI. Закрепление.

— А теперь в путь!

Плыви, плыви, кораблик,

На запад, на восток.

Канаты — паутинки,

А парус – лепесток.

Плыви, кораблик, в море,

А дальше – в океан.

А теперь внимание

Новое испытание.

Вдали показались пираты. Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Садитесь за компьютеры. Откройте ярлык «обстрел». Взяли оружие! В бой!

Задание: Подберите подходящие по смыслу к прилагательным название животных. Измените эти фразеологизмы во множественном числе (1 ученик работает на интерактивной доске).

— Правильно выполнили задание – отбили пиратов.

— Придумайте ситуацию, в которой могут быть использованы эти фразеологизмы. (Работа на интерактивной доске. Соединить фразеологизмы).

— Отбили пиратов. Продолжаем плыть.

VII. Плыви, плыви, кораблик,

На запад, на восток.

Канаты — паутинки,

А парус – лепесток.

Плыви кораблик к берегу

Пора уже домой.

— Мы плывем к острову. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Допишите сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения (карточки)

Впереди … остров. На берегу … песок и … трава. Вдали … крепость.

Проверка полученных текстов.

VIII. Работа на компьютерах. Разминка для глаз.

— Коту Матроскину понравилось путешествовать с вами. И он в знак благодарности решил наградить вас. А награду вы получите только тогда, когда выполните тестовое задание.

Тест подведет итоги.

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

IХ. Итог

— Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле. Что нового мы сегодня узнали? Какое открытие сделали? Отметьте в своих бортжурналах, какое из высказываний подходит вам в большей степени?

1) я хорошо понял эту тему и достаточно легко подбираю проверочные слова (нарисуй на полях тетради “веселое личико”, см. рис.).

2) я понял, как проверять слова с парными согласными, но иногда затрудняюсь в подборе проверочного слова (нарисуй на полях тетради “серьезное личико”, см. рис.).

3) я ещё плохо понял эту тему (нарисуй на полях тетради “грустное личико”, см. рис.).

Выставление оценок, награждение.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here