Конспект урока русского языка в 5 классе
«Абзац как часть текста. Строение абзаца»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок развития речи.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме;
— выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
— раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
2.Сообщение темы.
Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Формулируют цели урока. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 3. Фронтальный опрос. — Что такое текст? — Какая группа предложений является текстом? — Что такое тема текста? — Что такое основная мысль текста? — От чего зависит порядок расположения предложений в тексте? 4.Признаки текста. 1.Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2.Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические или текстовые синонимы, родовидовые слова и др. 3. У текста есть заглавие. 4.В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чём или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). 5. В тексте всегда есть начало. 6. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому он обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста). 7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема. 8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению. 9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершённость, то есть в нём есть, всё сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо. 10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).
|
Отвечают на вопросы.
Оценивают друг друга. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 5.Работа с учебником. Понятие микротемы и абзаца. 1.Чтение основного теоретического материала на стр. 60-62. 2. Ознакомление со строением абзаца на стр. 60.
|
Учатся читать и понимать лингвистический текст.
| Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Комплекс упражнений для глаз. — Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
| Выполняют комплекс упражнений для глаз. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 3. Работа с текстами в упражнениях 162 -174 по заданию учебника.
|
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| — Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
7.Домашнее задание. | параграф 26, 27, упр. 175.
| Записывают домашнее задание. |
|