Конспект урока русского языка для 5 класса на тему
«Согласные твёрдые и мягкие»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Цели урока: — дать понятие о правилах произношения согласных звуков;
— развивать речевой слух учащихся;
— проанализировать схему классификации согласных звуков;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
— Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. — Как много улыбок засветилось. Спасибо! — А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления |
| |
1.Организация наблюдения. — С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю понаблюдать над упр. 209-210 — Произнесите пары слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. — Сравните слова по звучанию, написанию и значению. Обратите внимание на произношение конечных согласных . Сформулируйте правило. — Оцените свою работу.
— Какие трудности возникли? 2. Обращение к теоретическому материалу § 41. — Какое открытие вы сделали, знакомясь с материалом § 41?
| Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями
Произносят, сравнивают.
Формулируют правило.
Оценивают свою работу и работу класса.
Отвечают.
Проговаривают правило. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
III. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
1.Выполнение упр. 212, 214, 215 — Какими согласными звуками различаются пары слов? Затранскрибируйте эти звуки. Какие буквы сигнализируют о мягкости согласных? (упр.212) — Упр.211, 213. Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры.
— Подберите к данным словам такие, которые бы отличались только мягкостью первого согласного звука. Сделайте фонетическую запись слов (упр.214). — упр.215.Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. 2. Запишите отрывок из стихотворения, подчеркните одной чертой слова с твёрдыми согласными, двумя – с мягкими. Новая столовая. Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири… (З.Александрова) |
Отвечают. Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.
Работают устно, анализируют таблицу. Краткий ответ Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Проверяют и оценивают
Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.
Оценивают свою работу Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
IV.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Исключите третье «лишнее»: 1. Мыло, Мила, мама. 2. Бал, белка, батон. 3. Дети, дата, дорога.
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? — Дома §41, задания 1-4 на стр. 165. |
Исключают лишнее. Дают ответы на вопросы
Не забыть о девизе урока и толковом словаре
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |