Конспект урока русского языка в 5 классе

«Число имен существительных»

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

— повторить и закрепить изученное о формах числа существительных;

— дать понятие об именах существительных, употребляемых или только во множественном, или только в единственном числе;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

— раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой.

Демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Беседа по вопросам.

— Как определить род несклоняемых существительных?

— Как определить род иноязычных географических названий?

— Какие окончания имеют существительные общего рода?

— Как называется изменение существительных по падежам?

— Сколько типов склонений в русском языке?

— Как определить, к какому типу склонения относится существительное? Какие грамматические признаки существительного для этого нужно знать?

— Нужно ли уметь определять тип склонения? Каких ошибок в употреблении существительных это поможет избежать?

— Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?

— Перечислите разносклоняемые имена существительные. Какие окончания имеют эти существительные в Р., Д., П.п.? а в Т.п.?

— В каких падежах у существительных на –мя есть суффикс –ен-?

2. Проверка домашнего задания.

— упр. 186, словарный диктант на стр. 125, 131.

3. Вопросы рубрики «Вспомните».

— Какие формы числа могут иметь существительные?

— Какая морфема в слове передает изменения по числам?

— Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных?

— Все ли существительные изменяются по числам?

— Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

— Как вы думаете, какова тема урока?

— Какова главная цель урока?

— Какова задача урока?

Отвечают на вопросы.

Зачитывают, сдают тетради на проверку.

Работают с рубрикой в парах.

Делают выводы.

Формулируют тему урока, цель, ставят перед собой задачи, которые должны будут решить во время урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

1. Обращение к теоретическому материалу § 25 (стр. 132-133, 134, 135).

2. Составление плана ответа на тему «Число имен существительных».

1) Предметы, поддающиеся счету.

2) Изменение по числам – непостоянный морфологический признак имени существительного.

3)Существительные, имеющие форму только единственного числа.

4) Существительные, имеющие форму только множественного числа.

Работают с теоретическим материалом учебника в парах.

Составляют план ответа на тему «Число имен существительных», работают в парах. При проверке оценивают друг друга.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Выполнение тренировочных упражнений.

— упр. 189. Докажите, что множественное число служит для обозначения не одного, а двух и более предметов.

— упр. 191. Сделайте вывод о грамматической особенности существительных.

— упр. 192. Найти в тексте существительные, имеющие форму только единственного числа.

— упр. 193. Угадайте слова по толкованию и запишите их. Определите число.

— упр. 195, 196, 197.

Работают с учебником.

Доказывают, что множественное число служит для обозначения двух и более предметов.

Делают вывод о грамматической особенности имен существительных.

Находят существительные, имеющие форму только единственного числа.

Угадывают слова по толкованию, записывают, определяют число.

По желанию работают у доски. При проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Задания рубрики «Проверяем себя» на стр. 137.

— Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите.

Скрепки, кнопки, очки, спички.

Прятки, жмурки, лапта, горелки.

Дни, сутки, будни, каникулы.

Горе, беда, счастье, веселье.

Куртки, брюки, джинсы, шорты.

Щи, борщи, сливки, макароны.

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать еще?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание: § 25, упр. 190, 194, подготовиться к словарному диктанту на стр. 137.

Дают ответы на вопросы

Работают с рубрикой устно.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here