Конспект урока русского языка в 5 классе
«Число имен существительных»
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— повторить и закрепить изученное о формах числа существительных;
— дать понятие об именах существительных, употребляемых или только во множественном, или только в единственном числе;
— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
— раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1. Беседа по вопросам. — Как определить род несклоняемых существительных? — Как определить род иноязычных географических названий? — Какие окончания имеют существительные общего рода? — Как называется изменение существительных по падежам? — Сколько типов склонений в русском языке? — Как определить, к какому типу склонения относится существительное? Какие грамматические признаки существительного для этого нужно знать? — Нужно ли уметь определять тип склонения? Каких ошибок в употреблении существительных это поможет избежать? — Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? — Перечислите разносклоняемые имена существительные. Какие окончания имеют эти существительные в Р., Д., П.п.? а в Т.п.? — В каких падежах у существительных на –мя есть суффикс –ен-? 2. Проверка домашнего задания. — упр. 186, словарный диктант на стр. 125, 131. 3. Вопросы рубрики «Вспомните». — Какие формы числа могут иметь существительные? — Какая морфема в слове передает изменения по числам? — Постоянным или непостоянным признаком является число у существительных? — Все ли существительные изменяются по числам? — Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? — Как вы думаете, какова тема урока? — Какова главная цель урока? — Какова задача урока? |
Отвечают на вопросы.
Зачитывают, сдают тетради на проверку.
Работают с рубрикой в парах.
Делают выводы.
Формулируют тему урока, цель, ставят перед собой задачи, которые должны будут решить во время урока. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. |
| |
1. Обращение к теоретическому материалу § 25 (стр. 132-133, 134, 135). 2. Составление плана ответа на тему «Число имен существительных». 1) Предметы, поддающиеся счету. 2) Изменение по числам – непостоянный морфологический признак имени существительного. 3)Существительные, имеющие форму только единственного числа. 4) Существительные, имеющие форму только множественного числа. | Работают с теоретическим материалом учебника в парах.
Составляют план ответа на тему «Число имен существительных», работают в парах. При проверке оценивают друг друга.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
|
| |
Выполнение тренировочных упражнений. — упр. 189. Докажите, что множественное число служит для обозначения не одного, а двух и более предметов. — упр. 191. Сделайте вывод о грамматической особенности существительных. — упр. 192. Найти в тексте существительные, имеющие форму только единственного числа. — упр. 193. Угадайте слова по толкованию и запишите их. Определите число. — упр. 195, 196, 197. | Работают с учебником.
Доказывают, что множественное число служит для обозначения двух и более предметов. Делают вывод о грамматической особенности имен существительных. Находят существительные, имеющие форму только единственного числа.
Угадывают слова по толкованию, записывают, определяют число. По желанию работают у доски. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
Задания рубрики «Проверяем себя» на стр. 137. — Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите. Скрепки, кнопки, очки, спички. Прятки, жмурки, лапта, горелки. Дни, сутки, будни, каникулы. Горе, беда, счастье, веселье. Куртки, брюки, джинсы, шорты. Щи, борщи, сливки, макароны.
— Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать еще? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание: § 25, упр. 190, 194, подготовиться к словарному диктанту на стр. 137. |
Дают ответы на вопросы
Работают с рубрикой устно.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |