Конспект урока русского языка в 5 классе
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— повторить падеж и склонение имен существительных;
— закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование:
— раздаточный материал
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1. Языковая разминка. Запись предложений под диктовку. Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. Спите, дети, до зари, с вами добрый ангел. (А.Башлачев) — Обозначьте все орфограммы. — Укажите над именами существительными род, число и падеж.
|
Записывают под диктовку, выполняют задание, проверяют. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. |
| |
2. Формулирование темы урока, планирование деятельности. — Послушайте грамматическую сказку и вопрос, сформулируйте тему урока. Сказка. Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. (В.Волина). — О чем идет речь? — А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? — Запишите тему урока. — Определите цель урока, составьте план урока (можно вопросный). Примерный вариант плана.
План фиксируется на доске, остается для самоконтроля до конца урока.
|
Внимательно слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
О падежах. Склонение. Рефлексия, вывод.
Формулируют тему урока. Формулируют цели урока.
Составляют план урока, который фиксируется на доске. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
Пошаговое усвоение материала. Теория на стр. 139. 1. Умение правильно определять падеж. Упр. 198 2. Алгоритм действий для правильного написания окончаний имен существительных(стр.140). 3. Обращение к таблице. Упр. 199. 4. Закрепление. Упр. 199 (задание № 2), упр. 200-203.
| Работают с теорией учебника в парах.
Определяют падеж у имен существительных.
Записывают алгоритм в словарики для запоминания.
Анализируют таблицу в парах.
Работают у доски по желанию. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
2. Ответ на вопрос «Знаю ли я, как правильно писать безударные падежные окончания имен существительных»? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса — Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
— Домашнее задание: § 26, упр. 205. | Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |