ГБОУ СОШ г. Москвы

«Школа здоровья» № 384 им. Д.К. Корнеева

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Письмо» (р/р)

Учитель: Дзюбенко Ольга Руслановна

Москва, 2012

Тема урока: «Письмо» (р/р)

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие “эпистолярный жанр”;

  • раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;

  • познакомить с разными видами писем по цели общения;

  • ознакомить со смысловыми частями письма;

  • развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;

  • совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;

  • показать роль общения в письме

  • научить составлению личного письма.

Развивающие:

  • овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;

  • закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;

  • развитие образного и логического мышления путем составления письма;

  • развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;

  • развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;

  • воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;

  • воспитание грамотного адресата и адресанта.

  • приобщать к искусству слова.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

  • презентация;

  • интерактивная доска

  • образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.

  • наглядный материал;

  • учебник русского языка;

  • конверты и бумага;

  • образец оформления конверта, опорная схема написания письма;

  • словари;

  • конверты;

  • бумага для писем

  • рабочие тетради;

  • ручки;

  • наградные значки за ответы

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Актуализация знаний учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление полученных знаний.

  6. Подведение итогов урока. Д/з

Список источников информации:


1. Ладыженская Т.А. «Русский язык, 5 класс»
2. Львова С.И. «Уроки словесности» 5-9 классы

3. Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)

  1. С.Я. Маршак «Почта»

  2. Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. «ОНИКС» (пояснения слов и терминов)

  3. Энциклопедия «Все обо всем»

Этапы урока

Содержание работы

Деятельность учащихся

1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление полученных знаний.

6. Подведение итогов урока. Д/з

— Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

Для начала я загадаю вам загадку:

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.

— Правильно конверт, а что находится внутри?

(демонстрация конверта с письмом).

— Тема нашего урока: «Письмо» (слайд 1)

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.

— Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

-За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по «звездочке», набираете за урок больше 5 «звездочек», получаете оценку «5».


Слово учителя с элементами беседы

-Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

-Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?

Ответы детей.

— Почему возникла необходимость писать письма?

— Молодцы, все ответы верные.

-Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

(слайд 2)
— Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.

До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения.

Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми.

В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий.

Работа со словарями

— Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3)

Письмо — написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.

С. И.Ожегов.

Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране,
слайд 4)

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

— Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.
Выступление подготовленных учеников (одно на выбор)

Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258,книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался“бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

(слайд 5)

Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.


-Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е.написанных в форме письма.

-А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С. Я. Маршак.

(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)


Обучение написанию письма.

— Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

Ответы детей

— Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

— Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант.

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

— Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

-Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью?

Ответы детей.

-Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.

Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма

Н. Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88)

-К какому стилю речи относится текст?

-Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль — делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

-Основная мысль текста?

— О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама — самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.

Любое письмо строится по определенной схеме:

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

(слайд 7)

Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

-Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

-Каким словом обычно начинаем мы письма?

-Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах“здравие, здоровье”

-Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы).

В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.

Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись.

— Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

-У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать письмо?

-Используйте предлагаемые «формулы» приветствия и знакомства.


Здравствуйте!

Добрый день (вечер, утро)!

Привет!

Здорово!

Приветствую вас!

Разрешите (позвольте) вас приветствовать!

Рад Вас приветствовать!

Я приветствую вас от имени…

Добро пожаловать!

Моё почтение!

Салют! Хэлло!

Приветик!

Здравия желаю!

Давайте знакомиться!

Хочу с вами познакомиться!

Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться!

Разрешите представиться… Меня зовут…
Познакомьтесь, пожалуйста!

Прошу любить и жаловать!

Очень приятно с вами познакомиться.


В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну тем (по выбору). Темы на экране (слайд 9)

1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности)

2. Письмо другу.

3. Письмо ветерану.

Физминутка (слайд 10)

Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!


— Прочитайте, кто желает, свои письма.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Оформление конверта

-Письмо мы написали.

— Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

— Что при этом надо помнить?

— Почему так важно правильно подписывать?

-Правильно, значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

-А что означает слово « адрес»?

Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11)

Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.

Адресат – нем.Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.

Адресант – нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.


Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

(слайд 12)

— Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: (слайд 13)

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.

Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр — образец на конверте)

-Давайте правильно подпишем конверты.

Объяснение (слайд 14,15,16)

-Сначала адрес отправителя.

-Теперь адрес получателя. Адрес нашей школы


-Оформим до конца конверт.

— Итак, конверт мы подписали, чего не хватает?

Домашнее задание: написать письмо

(слайд 17)


— Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать.

У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

-Вы спросите: « О чём писать?». В этом году вы стали пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения?

Работа с эпиграфом.

-Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей)

Подведение итогов урока. Оценки за урок.

-Ребята, чему мы сегодня научились?

— Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий?

— Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество?

— А вы пишите письма? Кому? По какому поводу?


(ответы детей).

-конверт

-письмо

Эпиграф к уроку:

Письмо — это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.


-разговорный

-научный

-художественный

-здравствуйте!

— С приветствия, обращения.

-Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.

Надо правильно оформить конверт.

— Письма.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here