МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________
ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru
Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Алфавит»
Подготовила: Сабитова И.В.,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория
2013год
Тема: Алфавит.
Цели урока:
Обучающие:
-
рассказать об истории появления русского алфавита;
-
повторить алфавит русского языка;
-
формировать умения использовать алфавит на практике.
Развивающие:
-
умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.
Воспитательные:
-
развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
-
воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
-
воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
-
учебник
-
орфографические словари
-
раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент
Вводное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы на игре «Поле чудес». Отгадайте слово. В старину это слово состояло из 6 букв, современное состоит из 7 и обозначает «Буквы, расположенные в определенном порядке». Конечно, алфавит.
2.Сообщение темы урока. Цели урока.
3. Актуализация знаний
Что такое алфавит? Что вы о нём знаете? Почему он так называется?
Алфавит и азбука-синонимы? Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 121, упр.292
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н.Марянина)
Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс…
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем —
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту —
Н, О, П, Р, С,Т, У
И добавлю от души —
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так —
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто —Э, Ю, Я…
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит — как я!
4.Изучение новой темы
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестер родных?
Тридцать три! А сколько люди
Могут слов сложить из них?
Сообщение учителя с элементами эвристической беседы
Устное выполнение упр.284
Задание по группам. Учащимся раздаются карточки по числу групп или рядов. В столбик записаны буквы по алфавиту, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.
5. Закрепление
Задание Упр.291. С помощью орфографического словаря запишите правильно слова
Занимательный момент. Загадки
1.Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться —
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит! (Ь — Ъ)
2. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
3.Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной! (Е — Ё)
4.Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик! (Х)
5.Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)
6.Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло? (Ю)
7.«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить —
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
(А. Хребтюгов )
Учитель
Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник. Какой?
Правильно, День славянской письменности и культуры.
Во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности.
24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.
Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица.
Ребята, а какое практическое значение имеет знание алфавита?
В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).
6. Словарная работа Каталог-перечень каких-либо предметов, составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение
7. Итог урока
Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Выставление оценок
8. Домашнее задание
На выбор
1) Сочинить сказку о любой букве
2) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке
3) Составить список класса в алфавитном порядке
Литература
-
Васильева В.В, Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,2008
-
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык.5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008
-
Курушина Т.А. Русский язык.5-9 классы. Интеллектуальный марафон .- Волгоград:Учитель,2009
-
Ладыженская Т.А. Русский язык.Учебник для 5 класса.-М. «Просвещение»,2010
-
http://allrecipe.ru/prazdniki-2012-5-24.html
-
http://zanimatika.narod.ru/Azbuki8.htm