МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Алфавит»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

Подготовила: Сабитова И.В.,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория

2013год

Тема: Алфавит.

Цели урока:

Обучающие:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;

  • повторить алфавит русского языка;

  • формировать умения использовать алфавит на практике.

Развивающие:

  • умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  • развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • учебник

  • орфографические словари

  • раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент

Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы на игре «Поле чудес». Отгадайте слово. В старину это слово состояло из 6 букв, современное состоит из 7 и обозначает «Буквы, расположенные в определенном порядке». Конечно, алфавит.

2.Сообщение темы урока. Цели урока.

3. Актуализация знаний

Что такое алфавит? Что вы о нём знаете? Почему он так называется?

Алфавит и азбука-синонимы? Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 121, упр.292

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н.Марянина)

Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс…
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем —
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту —
Н, О, П, Р, С,Т, У
И добавлю от души —
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так —
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто —Э, Ю, Я
 У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит — как я!

4.Изучение новой темы

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

Устное выполнение упр.284

Задание по группам. Учащимся раздаются карточки по числу групп или рядов. В столбик записаны буквы по алфавиту, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.

5. Закрепление

Задание Упр.291. С помощью орфографического словаря запишите правильно слова

Занимательный момент. Загадки

1.Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться —

Посмотри на алфавит,

Между нами «ы» стоит! (Ь — Ъ)

2. В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

3.Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной! (Е — Ё)

4.Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

5.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)

6.Взяли «эн» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «о»-

Ну, и что произошло? (Ю)

7.«Пэ» в другую букву можно

Очень быстро превратить —

Перекладинку немножко

Надо только опустить! (Н)

(А. Хребтюгов )

Учитель

 Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник. Какой?

Правильно, День славянской письменности и культуры.

Во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица.

Ребята, а какое практическое значение имеет знание алфавита?

В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).

6. Словарная работа Каталог-перечень каких-либо предметов, составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение

7. Итог урока

Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор

1) Сочинить сказку о любой букве

2) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке

3) Составить список класса в алфавитном порядке

Литература

  1. Васильева В.В, Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,2008

  2. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык.5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008

  3. Курушина Т.А. Русский язык.5-9 классы. Интеллектуальный марафон .- Волгоград:Учитель,2009

  4. Ладыженская Т.А. Русский язык.Учебник для 5 класса.-М. «Просвещение»,2010

  5. http://allrecipe.ru/prazdniki-2012-5-24.html

  6. http://zanimatika.narod.ru/Azbuki8.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here