Конспект урока русского языка в 5 классе
«Самостоятельные и служебные части речи»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид деятельности: коллективная, групповая
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— повторить основные сведения о частях речи;
— сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи;
— выстраивать композицию рассуждения.
Оборудование:
— раздаточный материал.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2. Проверка домашнего задания. 1) Беседа о строении текста типа описания предмета. — Какие типы речи вам известны? — Что доминирует в описании, повествовании, рассуждении? Аргументируйте свой ответ. — С какими видами описания текстов вы уже работали? Что для них характерно? — Из каких структурных частей состоит тип текста описания? 2) Создание эмоционального настроя, вызванного описанием текста. Работа с текстом. Отшумели, отсверкали новогодние праздники. Но еще живы воспоминания о том, как все мы, кто раньше, кто позже, начинали жить предвкушением праздника и с нетерпением ожидали того вечера, когда с жаром доставались из шкафа в передней запыленные картонные коробки из-под старых шляп. Стиралась с них тряпкой пыль и открывались крышки. Из коробок весело выглядывал какой-то особый мир – мир праздников. Тускло поблескивали перепутанные между собой серебряные и золотые нити «дождя», елочной канители. Будто сказочные расписные яблоки, лежали укутанные в вату разноцветные стеклянные шары. А как хороши были ватные зайчики, белки, мишки! Как празднично сверкали усыпанные блестками звезды! Очень весело было перебирать старые елочные украшения, но еще веселее – делать новые. Каждый год клеились маленькие корзиночки. В каждую корзиночку клалась конфета. И до чего же вкусны оказывались потом эти конфеты с елки! Куда вкуснее свежих, из магазина! (По Г. Скребицкому) — Каким настроением проникнут текст? — Какие слова и выражения в прозвучавшем тексте привлекли ваше внимание? Почему?
|
Отвечают на вопросы.
Работают с текстом в парах.
Анализируют текст. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
3. Введение нового материала. 1) Рассуждение над смыслом эпиграфа (стр.208). Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя. Н.М.Карамзин. 2) Наблюдение за употреблением слов различных частей речи в тексте. Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!
|
Зачитывают эпиграф, объясняют смысл.
Работают с текстом на раздаточных листах, следят за употреблением слов разных частей речи. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
4.Физминутка (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Физминутка.
| Выполняют упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
3) Морфология как наука о частях речи: 1. Повторение сведений об основных частях речи, разграничение самостоятельных и служебных частей речи (стр. 208-209, упр. 581, 582, 584)
2. Выделение слов, правописание которых зависит от принадлежности к определенной части речи. Упр. 583, 585. |
Работают с учебником, по таблице. Повторяют сведения об основных частях речи. Выполняют упражнения в парах, при проверке оценивают друг друга. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| — Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.
Отвечают на вопросы.
Оценивают друг друга. | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
7.Домашнее задание. | Домашнее задание: упр. 586, 587, подготовить упр. 588 для словарного диктанта. | Записывают домашнее задание. |
|