Конспект урока русского языка в 7 классе
по теме «Морфологический разбор предлога»
Цель: обеспечить усвоение учащимися правильного употребления в речи предлогов и алгоритма их морфологического разбора.
Задачи:
— обучающие: закрепить знания о производных и непроизводных предлогах, уметь отличать их от других частей речи, вырабатывать навык правописания производных предлогов.
Знать: порядок морфологического разбора предлога.
Уметь: различать производные и непроизводные предлоги, видеть синонимию предлогов, правильно употреблять предлоги в речи, определять морфологические признаки предлога, делать его разбор.
-развивающие: развивать логические умения: анализировать, классифицировать,
систематизировать и обобщать языковой материал; развивать связную речь учащихся, совершенствовать навыки работы в парах и группе.
-воспитательные: воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группе.
Технология: технологии проблемного обучения и технологии сотрудничества.
Попутное повторение: части речи.
Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, бумага, фломастеры, магниты.
Ход урока
1. Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения.
-
Сегодня добрый день, потому что…
-
Сегодня добрый день, поэтому…
-
Сегодня добрый день, значит…
Давайте запишем дату нашего доброго дня и тему урока.
2. Продолжаем изучение темы «Предлог». И как всегда, давайте сформулируем, что мы должны закрепить и изучить?
(цели урока: 1) узнать, как делать морфологический разбор предлога. 2) Закрепить навыки правильного употребления предлогов в речи)
3. Предложение на доске: Соревнования отменили вследствие тумана. (запись) Есть ли в этом предложении предлог? Каким синонимичным предлогом его можно заменить? (из-за, по причине) Подчеркиваем по членам предложения. В какой по стилю речи уместно употребление такого предложения? (официально-деловой стиль)
4. В официально-деловом стиле часто употребляются производные предлоги вследствие (1) и ввиду (2). Как вы думаете, чем они отличаются? (по смыслу). Предлагаю провести лингвистический эксперимент. Работаем в парах, ответы даем в тестовой форме на листочках. Не забудьте их подписать. Проверяющим назначим 1 человека без пары. Кого предлагаете?
Шпаргалка для проверки. Предлог вследствие – предложения 2, 3, 4
Предлог ввиду – предложения 1, 5, 6
5. Пока А* проверяет ваши ответы, давайте решим еще одну лингвистическую задачку.
Правильно ли мы говорим? (на слайде)
Запишите правильно сформулированный вопрос.
6. Слово А*, который сообщает результаты проверки.
7. Иногда от правильного употребления слова зависит жизнь. Именно об этом шутливая сказка Кривина «Правила охоты». (учебник. Стр. 140). Давайте послушаем ее чтение по ролям. Читают предупрежденные до урока (на перемене) ученики.
После чтения: почему трудно было читать? (без знаков препинания) Это упражнение – ваше Д/З
8. Предлоги На и ЗА – какие это предлоги? (непроизводные). Производные / непроизводные – это морфологический признак предлога. А какой еще морфологический признак вы знаете? (это неизменяемая часть речи). А какую еще разницу вы видите между предлогами в следующих предложениях? (состоит из одного слова – простой; из двух – составной)
9. Образец морфологического разбора на доске.
За – предлог.
1. Успеть за день (В.п) вопрос и подчеркивание. Отмечаем главное слово.
2.П.п.: неизм., простой, непроизв.
10. Самостоятельно выполните морфологический разбор первого предлога из упр. 305.
Взаимопроверка по мере выполнения.
11. Теперь, когда мы знаем все морфологические признаки предлогов, давайте в духе Крапивина обобщим знания. Для этого разделимся на 3 группы.
(Ритуал сотрудничества – пожатие или др.).
12. Задания группам:
Берите бумагу и фломастеры. В вашем распоряжении 7 минут.
13. Вывешивание работ и их комментирование.
14. «Мостик» в следующий урок. У вас получились интересные, оригинальные работы про первую служебную часть речи. Учебник предлагает еще 2 урока по этой теме. Как вы думаете, чего мы еще не знаем или знаем недостаточно хорошо? (Правописание)
15. Правописание зависит от того, насколько правильно мы будем отличать производные предлоги от других частей речи. Настало время индивидуальной проверки усвоенного за последние 5 уроков. Предлагаю решить тест.
16. Запись под диктовку.
После написания берите цветные ручки и, переходя от парты к парте, находите и исправляйте в чужих тетрадях ошибки. Итак, лови ошибку!
Проверьте по образцу, все ли ошибки вам исправили ваши товарищи.
17. Итог урока.
19. Сдача тетрадей на проверку.
Благодарю за хорошую работу на уроке!