Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13 им.С.В.Залетина»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

«ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Учитель русского языка и литературы

Бакотина Ольга Николаевна

г. Щекино Тульской области

2015 г.

Урок русского языка в 7 классе

по теме «Обучение сочинению-описанию действий с использованием изделий декоративно-прикладного искусства».

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; групповая работа на местах; работа в парах, практическая работа;

Оборудование:

Экран, проектор, компьютер, музыкальное оформление(русские народные песни).

Дидактический материал:

Для учителя: фильм «Секреты росписи филимоновской игрушки»;

Для учащихся: тексты для работы в группе; материал для росписи инрушки;

Задачи урока:

Образовательные:

Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:

  • Изделия декоративно-прикладного искусства;

  • Тип описания — описания действий;

  • Язык символов в декоративно-прикладном искусстве;

  • Взаимосвязь языка и культурно-национальной традиции;

Учащиеся должны научиться:

  • Создавать тексты различных типов и жанров;

  • Давать целостную характеристику произведениям народного искусства;

  • Понимать особенности образного выражения в декоративно-прикладном искусстве;

Развивающие:

  • Совершенствовать речевую коммуникативную компетентность;

  • Формировать взгляд на язык как культурно-национальный феномен;

Воспитательные:

  • Расширять познавательное пространство личности в области искусства; расширять эмоциональный опыт учащихся;

В целях реализации новых требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, поставила задачу достижения личностных и метапредметных результатов.

Личностные:

  • Воспитание любви и уважения к Отечеству;

  • Формирование коммуникативной компетентности сотрудничества со сверстниками;

  • Формирование основ культурологических знаний;

Метапредметные:

  • Формирование и развитие ИКТ-компетенции;

  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;

  • Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Этап мотивации. Сообщение темы урока, учебных задач.

  3. Актуализация знаний.

  4. Групповая работа с текстами о последовательности действий по созданию игрушки;

  5. Упражнения на конструирование предложений;

  6. Практическая работа(роспись игрушки, характеристика персонажа, составление плана сочинения);

  7. Домашнее задание.

  8. Итог урока. Рефлексия.

С Т Р У К Т У Р А У Р О К А

I . Организационный момент.

II. Этап мотивации.

Описание действий – важное умение в создании текстов различных типов и жанров в устной и письменной речи. С необходимостью описать действия мы встречаемся почти каждый день в различных ситуациях общения. Сегодня на уроке мы познакомимся с описанием действий при создании произведения декоративно-прикладного искусства — филимоновской игрушки.

III.Актуализация знаний.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Издавна славится Тульский край и воинской доблестью своей и мастерами, которых в старину называли «всяких рукомесленных хитростей изрядными изыскателями». К каждому делу они подходили не только как первоклассные ремесленники, но и как творцы, художники. До сих пор на различных выставках Тульский край представлен художественным оружием, фигурными самоварами, сладкими пряниками, певучими нарядными баянами и филимоновской глиняной игрушкой.

Трудно оторваться от созерцании дивной народной пластики, полосатого орнамента, сочетающего в основном три краски: малиновую, зеленую, желтую. Современные мастера, среди которых Орлова Елена, выпускница нашей школы, член Союза художников России, живет в Одоеве ( она внучка талантливых бабушек Анны Иосифовны Дербенёвой и Александры Федоровны Масленниковой),бережно чтут и продолжают традиции народных мастеров.

Сегодня на уроке мы тоже прикоснемся к истории родного края, к истории детской игрушки-свистульки, в которую с удовольствием играют дети. Она и сейчас сохраняет свое магическое обаяние, является своеобразным оберегом от зла, насилия, всех превратностей жизни. Дорогие ребята! Экскурсия в школьный музей, где вы могли увидеть и прикоснуться к игрушкам, подаренным нашей выпускницей, информация, полученная из книг и Интернет-ресурсов, наш урок помогут вам собрать нужный материал для будущего сочинения.

Откуда же пошла филимоновская игрушка?

Слушаем легенду (рассказывает ученица).

Задание классу: ответить на вопрос «Почему легенда так бережно сохраняется народом?» «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Учитель: С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров, пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Лексическая работа. Подобрать синонимы к слову «игрушка».

/Игрушка-свистулька,свиристелка, гуделка, шумелка./

Используя толковый и этимологический словари , объяснить значение слов «декоративный, прикдадной».

IV.Работа с текстами.

Задача. Помните: в сочинении-описании действия важно показать последовательность этих действий и как они выполняются.

Задания к текстам (выполняется по группам):

1.Подготовить выразительное чтение текста.

2.Какие действия описываются в данном тексте? Определите тему.

3.К какому стилю речи относится этот текст? Докажите свое мнение.

4.Выпишите словосочетания, передающие характер действий.

5.Какие слова помогают передать настроение людей? Какие слова употребляются в переносном значении? Что достигается благодаря этому?

ТЕКСТ 1.

К первому снегу, когда работы становится меньше, мужчины на всю зиму заготавливают глину, которую в деревне синикою зовут. Набрали глины, с песком да с водою её тщательно перемешали так, чтобы ни комочка, ни крупиночки не попадалось. Месить надо долго-долго, руками пробовать чаще — достаточно ли мягка? И вот «тесто» тягучее, вязкое готово, можно лепить.

Заглаживает мастер влажной рукой трещины, и невольно фигурка вытягивается. Не по одному разу пройдутся бережно по игрушке теплые, ласковые руки мастера: очень уж глина непослушна, так и старается все свои капризы показать.

ТЕКСТ 2.

Чуть отвердеет свистулька, снова за неё принимается мастер – надо, чтобы она запела звонко, голосисто. Для этого деревянной палочкой прокалывают в игрушке отверстие, прочищают его тщательно. Осторожно, чтоб не портить изделие. И пробуют, что за звук получился. Всю зиму лепят игрушки филимоновские мастера. Они не только из глины лепить горазды, они и петь возьмутся – заслушаешься. Да и песни какие знают – сердце от них щемит. В теплом помещении высохли поделки, можно их обжигать. ( звучит русская народная песня).

ТЕКСТ 3.

Весною собираются филимоновцы со своими изделиями и спускаются по крутой тропинке к горнам, укладывают бережно свои поделки, потом разжигают березовые дрова. Разгорается огонь, такой жар вокруг стоит, что подойти близко невозможно.

Всю ночь филимоновцы караулят у печей свои будущие поделки. Одеваются к такому случаю по-праздничному. Достают из сундуков платки кумачовые, сарафаны, расшитые искусно, украшенные бисером. Переговаривается гармошка с балалайкой, перекликаются частушки лихие:

Поднимайся выше, тополь.

В поле краше расцветай.

Мы свистульками, игрушками

Прославим милый край…

ПРОВЕРКА: каждая группа комментирует выполненные задания.

V.Просмотр фильма «Роспись игрушки»

Задание. Внимательно рассмотрите одну из сложных операций при создании изделий декоративно-прикладного искусства – роспись. Что из рассказа Е.Орловой вы узнали о значении элементов узоров, цвета? Какую смысловую нагрузку несут предметы изображения и сами цвета?

Упражнение «Угадайте персонажа по опорным символам» (раздается материал каждому ученику).

1)символ матери-земли, носит юбку колоколом, спесива, надменна; в правой руке держит младенца или собачку (барыня);

2)наряжена, как пава; символ тепла и света; вестник счастья; цветок, точно орден на груди (курочка);

3)приносит в дом достаток; рога колечком, на улиток похожие (баран);

4)кормилец земледельца, защитник; полоски горизонтальные — символ покоя и мирной жизни, вертикальные – стремление к успеху (конь с всадником);

Упражнение. Закончи предложение, объясни постановку знаков препинания.

1.Разнонаправленные полоски, звезды, круги, треугольники, елочки, решетки, лесенки – это… (основные элементы росписи).

2.Поднимается вверх скульптурки ритмичный строй …,…,… полос.

3.Главные герои глиняной свистопляски – это …(барыня, конь, курица, петух, баран).

4.Цветы, круги, кресты, листья – это …(символы земли).

VI. Работа в парах. Роспись силуэта игрушки на бумаге. 1 ученик расписывает, 2 создает текст характеристики персонажа. «Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать» (Софокл)

VII.Заключительный этап работы по созданию текста будущего сочинения.

Упражнение1( на формирование творческого воображения).

Учитель. Можно ли охарактеризовать филимоновскую игрушку с помощью образа «Жар-птицы»? Подберите слова, словосочетания, связанные с этим образом. ( чудо, забава, радуга, сказка, сияние, всполохи света, полыхать светом, нести красоту и добро).

Упражнение2. Составьте план сочинения, используя данные заголовки.

Филимоновская любота. Чудо-глина. Золотые руки мастеров. Рождается в огне. Легкая и быстрая кисть мастера. Пламенные краски. Яркая свистопляска. Любимая свиристелка. Добрым людям на загляденье. А теперь можно на выставку!

Упражнение3. Выберите один из вариантов зачина сочинения, напишите свой.

1.Выразительные, яркие, забавные, звонкие, ни с чем не сравнимые филимоновские игрушки вызывают у меня добрые, светлые, теплые чувства. Это радость, это настоящий праздник. Хочется, чтобы он всегда был с нами. Я счастлива, что могу прикоснуться к этому чуду и попробую рассказать о нем.

2.Однажды вместе с одноклассниками я побывал в школьном музее. Среди многочисленных экспонатов я увидел игрушки. В тот пасмурный день они показались яркими фонариками, осветившими музей. Так захотелось взять их в руки, рассмотреть. И теперь мне представилась возможность рассказать об удивительных игрушках.

IX.Домашнее задание. Написать сочинение «Рождение филимоновской игрушки» ( тему можно сформулировать самостоятельно).

VII. Рефлексия.Выставление отметок.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Литература.

1.Зоя Журавлева «Филимоновские чародеи», г.Тула — Приокско-книжное издательство,1987 г.

2. «Я познаю мир». Детская энциклопедия .История ремесел. Москва — издательство «АСТ»,2000 г.

3. «Тульский край в литературе и искусстве». Хрестоматия. Тула – издательский дом «Пересвет», 2001 г.

4.Используемые образовательные ресурсы:

Edu.ru;

allbest.ru;

ru.nikipedia.org

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here