Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13 им.С.В.Залетина»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
«ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Учитель русского языка и литературы
Бакотина Ольга Николаевна
г. Щекино Тульской области
2015 г.
Урок русского языка в 7 классе
по теме «Обучение сочинению-описанию действий с использованием изделий декоративно-прикладного искусства».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; групповая работа на местах; работа в парах, практическая работа;
Оборудование:
Экран, проектор, компьютер, музыкальное оформление(русские народные песни).
Дидактический материал:
Для учителя: фильм «Секреты росписи филимоновской игрушки»;
Для учащихся: тексты для работы в группе; материал для росписи инрушки;
Задачи урока:
Образовательные:
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
-
Изделия декоративно-прикладного искусства;
-
Тип описания — описания действий;
-
Язык символов в декоративно-прикладном искусстве;
-
Взаимосвязь языка и культурно-национальной традиции;
Учащиеся должны научиться:
-
Создавать тексты различных типов и жанров;
-
Давать целостную характеристику произведениям народного искусства;
-
Понимать особенности образного выражения в декоративно-прикладном искусстве;
Развивающие:
-
Совершенствовать речевую коммуникативную компетентность;
-
Формировать взгляд на язык как культурно-национальный феномен;
Воспитательные:
-
Расширять познавательное пространство личности в области искусства; расширять эмоциональный опыт учащихся;
В целях реализации новых требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, поставила задачу достижения личностных и метапредметных результатов.
Личностные:
-
Воспитание любви и уважения к Отечеству;
-
Формирование коммуникативной компетентности сотрудничества со сверстниками;
-
Формирование основ культурологических знаний;
Метапредметные:
-
Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
-
Формирование умения работать индивидуально и в группе;
-
Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Этап мотивации. Сообщение темы урока, учебных задач.
-
Актуализация знаний.
-
Групповая работа с текстами о последовательности действий по созданию игрушки;
-
Упражнения на конструирование предложений;
-
Практическая работа(роспись игрушки, характеристика персонажа, составление плана сочинения);
-
Домашнее задание.
-
Итог урока. Рефлексия.
С Т Р У К Т У Р А У Р О К А
I . Организационный момент.
II. Этап мотивации.
Описание действий – важное умение в создании текстов различных типов и жанров в устной и письменной речи. С необходимостью описать действия мы встречаемся почти каждый день в различных ситуациях общения. Сегодня на уроке мы познакомимся с описанием действий при создании произведения декоративно-прикладного искусства — филимоновской игрушки.
III.Актуализация знаний.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Издавна славится Тульский край и воинской доблестью своей и мастерами, которых в старину называли «всяких рукомесленных хитростей изрядными изыскателями». К каждому делу они подходили не только как первоклассные ремесленники, но и как творцы, художники. До сих пор на различных выставках Тульский край представлен художественным оружием, фигурными самоварами, сладкими пряниками, певучими нарядными баянами и филимоновской глиняной игрушкой.
Трудно оторваться от созерцании дивной народной пластики, полосатого орнамента, сочетающего в основном три краски: малиновую, зеленую, желтую. Современные мастера, среди которых Орлова Елена, выпускница нашей школы, член Союза художников России, живет в Одоеве ( она внучка талантливых бабушек Анны Иосифовны Дербенёвой и Александры Федоровны Масленниковой),бережно чтут и продолжают традиции народных мастеров.
Сегодня на уроке мы тоже прикоснемся к истории родного края, к истории детской игрушки-свистульки, в которую с удовольствием играют дети. Она и сейчас сохраняет свое магическое обаяние, является своеобразным оберегом от зла, насилия, всех превратностей жизни. Дорогие ребята! Экскурсия в школьный музей, где вы могли увидеть и прикоснуться к игрушкам, подаренным нашей выпускницей, информация, полученная из книг и Интернет-ресурсов, наш урок помогут вам собрать нужный материал для будущего сочинения.
Откуда же пошла филимоновская игрушка?
Слушаем легенду (рассказывает ученица).
Задание классу: ответить на вопрос «Почему легенда так бережно сохраняется народом?» «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Учитель: С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров, пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.
Лексическая работа. Подобрать синонимы к слову «игрушка».
/Игрушка-свистулька,свиристелка, гуделка, шумелка./
Используя толковый и этимологический словари , объяснить значение слов «декоративный, прикдадной».
IV.Работа с текстами.
Задача. Помните: в сочинении-описании действия важно показать последовательность этих действий и как они выполняются.
Задания к текстам (выполняется по группам):
1.Подготовить выразительное чтение текста.
2.Какие действия описываются в данном тексте? Определите тему.
3.К какому стилю речи относится этот текст? Докажите свое мнение.
4.Выпишите словосочетания, передающие характер действий.
5.Какие слова помогают передать настроение людей? Какие слова употребляются в переносном значении? Что достигается благодаря этому?
ТЕКСТ 1.
К первому снегу, когда работы становится меньше, мужчины на всю зиму заготавливают глину, которую в деревне синикою зовут. Набрали глины, с песком да с водою её тщательно перемешали так, чтобы ни комочка, ни крупиночки не попадалось. Месить надо долго-долго, руками пробовать чаще — достаточно ли мягка? И вот «тесто» тягучее, вязкое готово, можно лепить.
Заглаживает мастер влажной рукой трещины, и невольно фигурка вытягивается. Не по одному разу пройдутся бережно по игрушке теплые, ласковые руки мастера: очень уж глина непослушна, так и старается все свои капризы показать.
ТЕКСТ 2.
Чуть отвердеет свистулька, снова за неё принимается мастер – надо, чтобы она запела звонко, голосисто. Для этого деревянной палочкой прокалывают в игрушке отверстие, прочищают его тщательно. Осторожно, чтоб не портить изделие. И пробуют, что за звук получился. Всю зиму лепят игрушки филимоновские мастера. Они не только из глины лепить горазды, они и петь возьмутся – заслушаешься. Да и песни какие знают – сердце от них щемит. В теплом помещении высохли поделки, можно их обжигать. ( звучит русская народная песня).
ТЕКСТ 3.
Весною собираются филимоновцы со своими изделиями и спускаются по крутой тропинке к горнам, укладывают бережно свои поделки, потом разжигают березовые дрова. Разгорается огонь, такой жар вокруг стоит, что подойти близко невозможно.
Всю ночь филимоновцы караулят у печей свои будущие поделки. Одеваются к такому случаю по-праздничному. Достают из сундуков платки кумачовые, сарафаны, расшитые искусно, украшенные бисером. Переговаривается гармошка с балалайкой, перекликаются частушки лихие:
Поднимайся выше, тополь.
В поле краше расцветай.
Мы свистульками, игрушками
Прославим милый край…
ПРОВЕРКА: каждая группа комментирует выполненные задания.
V.Просмотр фильма «Роспись игрушки»
Задание. Внимательно рассмотрите одну из сложных операций при создании изделий декоративно-прикладного искусства – роспись. Что из рассказа Е.Орловой вы узнали о значении элементов узоров, цвета? Какую смысловую нагрузку несут предметы изображения и сами цвета?
Упражнение «Угадайте персонажа по опорным символам» (раздается материал каждому ученику).
1)символ матери-земли, носит юбку колоколом, спесива, надменна; в правой руке держит младенца или собачку (барыня);
2)наряжена, как пава; символ тепла и света; вестник счастья; цветок, точно орден на груди (курочка);
3)приносит в дом достаток; рога колечком, на улиток похожие (баран);
4)кормилец земледельца, защитник; полоски горизонтальные — символ покоя и мирной жизни, вертикальные – стремление к успеху (конь с всадником);
Упражнение. Закончи предложение, объясни постановку знаков препинания.
1.Разнонаправленные полоски, звезды, круги, треугольники, елочки, решетки, лесенки – это… (основные элементы росписи).
2.Поднимается вверх скульптурки ритмичный строй …,…,… полос.
3.Главные герои глиняной свистопляски – это …(барыня, конь, курица, петух, баран).
4.Цветы, круги, кресты, листья – это …(символы земли).
VI. Работа в парах. Роспись силуэта игрушки на бумаге. 1 ученик расписывает, 2 создает текст характеристики персонажа. «Чтобы понять что-нибудь, нужно это сделать» (Софокл)
VII.Заключительный этап работы по созданию текста будущего сочинения.
Упражнение1( на формирование творческого воображения).
Учитель. Можно ли охарактеризовать филимоновскую игрушку с помощью образа «Жар-птицы»? Подберите слова, словосочетания, связанные с этим образом. ( чудо, забава, радуга, сказка, сияние, всполохи света, полыхать светом, нести красоту и добро).
Упражнение2. Составьте план сочинения, используя данные заголовки.
Филимоновская любота. Чудо-глина. Золотые руки мастеров. Рождается в огне. Легкая и быстрая кисть мастера. Пламенные краски. Яркая свистопляска. Любимая свиристелка. Добрым людям на загляденье. А теперь можно на выставку!
Упражнение3. Выберите один из вариантов зачина сочинения, напишите свой.
1.Выразительные, яркие, забавные, звонкие, ни с чем не сравнимые филимоновские игрушки вызывают у меня добрые, светлые, теплые чувства. Это радость, это настоящий праздник. Хочется, чтобы он всегда был с нами. Я счастлива, что могу прикоснуться к этому чуду и попробую рассказать о нем.
2.Однажды вместе с одноклассниками я побывал в школьном музее. Среди многочисленных экспонатов я увидел игрушки. В тот пасмурный день они показались яркими фонариками, осветившими музей. Так захотелось взять их в руки, рассмотреть. И теперь мне представилась возможность рассказать об удивительных игрушках.
IX.Домашнее задание. Написать сочинение «Рождение филимоновской игрушки» ( тему можно сформулировать самостоятельно).
VII. Рефлексия.Выставление отметок.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
Литература.
1.Зоя Журавлева «Филимоновские чародеи», г.Тула — Приокско-книжное издательство,1987 г.
2. «Я познаю мир». Детская энциклопедия .История ремесел. Москва — издательство «АСТ»,2000 г.
3. «Тульский край в литературе и искусстве». Хрестоматия. Тула – издательский дом «Пересвет», 2001 г.
4.Используемые образовательные ресурсы:
Edu.ru;
allbest.ru;
ru.nikipedia.org