Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Ставропольского края Петровского района

Конспект урока по русскому языку

в 7 классе
«
Дефис между частями слова в наречиях»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Смагина Виктория Викторовна

с. Константиновское, 2015

Тема: Дефис между частями слова в наречиях

Задачи:

Образовательная:

  1. Показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий.

  2. Учить применять знания по морфоло­гии к правописанию наречий.

  3. Учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления и речи учащихся при поиске и формулировании ответов на проблемные вопросы.

2. Развитие таких мыслительных операций как сопоставление, классификация, анализ.

3.Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, любви к музыке.

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие новых знаний.

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Кое-как и как-нибудь до добра не доведут.

Золотые руки у того, кто обучен хорошо.

Дело мастера боится.

Н

Г

Прил

Учитель. Прочитайте написанные на доске пословицы. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Надо расположить пословицы в соответствии со схема­ми. В первой пословице не должно быть наречий, во второй — глаголов, в третьей — прилагательных.

Ученики называют пословицы в указанном порядке.

Учитель. Напишите пословицы, в которых использованы слова с изученными орфограммами. Орфограммы обозначьте графически.

Учащиеся работают с пословицами Дело мастера боит­ся и Золотые руки у того, кто обучен хорошо.

Учитель. Назовите слова, в которых в качестве орфограм­мы выступает буква о, предварительно сгруппировав их. Нач­ните ответ с группы, к которой относится меньшее число слов.

Ответы учеников.

2. Формулирование учащимися темы и пели урока

Учитель. Назовите слова из третьей пословицы, которые могут войти в составленные вами группы слов.

Учащиеся называют слово добра, так как в нем есть без­ударная гласная о в корне, и слово доведут, так как в нем есть безударная гласная о в приставке в приставке до-.

Учитель. Назовите слова из третьей пословицы с незна­комой орфограммой. Скажите, к какой части речи относят­ся эти слова.

Незнакомая орфограмма находится в словах кое-как и как-нибудь. Это наречия.

Учитель. Скажите, какой знак препинания поставлен между частями слова в этих наречиях. Обозначьте возни­кающую при этом проблему. Сформулируйте тему сегодняш­него урока.

Между частями слова в этих наречиях поставлен дефис. Возникает проблема: в каких случаях между частями сло­ва в наречиях надо ставить дефис? Поэтому тема сего­дняшнего урока: Дефис между частями слова в наречиях.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: узнать, в каких случаях пишется дефис между частями слова в наречиях: учиться правильно применять новое правило на письме.

3. Изучение нового материала

1.

по-новому

по–своему

в-пятых

в-третьих

во-первых

по-волчьи

по-дружески по-казацки

2.

кое-как

кое-где

3.

как-то

где-либо

как-нибудь

4. чуть-чуть

всего-навсего,

но бок о бок (искл.)

5.нежданно-негаданно

подобру-поздорову

Учитель. Приступим к работе по первой части поставлен­ной вами цели. Узнаем, в каких случаях в наречиях пи­шется дефис. Прочитайте слова первого столбика. Обратите внимание на выделенные морфемы. Скажите, после каких приставок и при одновременном наличии каких суффиксов в наречиях пишется дефис?

Дефис пишется в наречиях после приставок по-, в-(во-), если в слове есть суффиксы -ому(-ему ), -ых(-их), -и.

Учитель. Прочитайте наречия под цифрой «два». Сделай­те необходимый вывод.

Дефис в наречиях пишется после приставки кое-.

Учитель. Назовите наречия под цифрой «три». Сформу­лируйте вывод по этой части.

Дефис в наречиях пишется перед суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Учитель. Подумайте, каким способом образованы наречия под цифрой «четыре». Какие это наречия? Сделайте вывод.

Наречия чуть-чуть, всего-навсего образованы сложени­ем основ. Это сложные наречия. Дефис пишется в сложных наречиях, образованных сложением основ, кроме наречия бок о бок. Это исключение.

Учитель. Скажите, каким образом образованы наречия под цифрой «пять». Сделайте вывод.

Наречия нежданно-негаданно, подобру-поздорову обра­зованы из двух синонимов. Это сложные наречия. Они пи­шутся через дефис.

Учитель. Сформулируйте правило о правописании наре­чий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Учащиеся обсуждают изученный материал. Сравнивают свой выводе материалом учебника. Рассказывают правило по памяти со своими примерами.

4. Закрепление изученного

Упражнение 1

1) (во) вторых, (в) четвертых, (едва) едва;

2) (по) братски, (по) домашнему, (по) весеннему;

3) (кое) как, как (нибудь), (кое) где;

4) крепко (накрепко), мало (помалу), где (либо);

5) (вот) вот, бок (о) бок, (доеным) давно.

Учитель. Начнем работу по второй части цели урока. Про­читаем вслух ряды наречий. Подумайте, как они подобра­ны в каждом ряду. Сформулируйте задание к этому упраж­нению.

В каждом ряду надо найти лишнее слово и исключить его.

Учитель. Исключение каждого слова надо обосновать.

С первыми двумя рядами слов задание выполняют кол­лективно. Далее работу проводят в парах и проверяют. По­вторяют правило о правописании наречий через дефис.

Учитель. К слову кое-как подберите наречия, отличаю­щиеся от него не менее чем по двум признакам.

Едва-едва, давным-давно. В этих наречиях все согласные звонкие. Они образованы способом сложения слов.

Упражнение 2

(По)малу, (по)старинному, (по)началу, (по)низу, (ту­го)натуго, (по)многу, точь (в) точь, (по)справедливости, (строго)настрого, (по)медвежьи, бок (о) бок, (по)середине.

Учитель. Продолжим нашу работу. Прочитайте наречия. Побудьте некоторое время в роли автора учебника или учителя. Составьте из данных наречий упражнение. В нем должно быть четыре ряда слов, подобранных таким образом, чтобы одно наречие из каждого ряда можно было исклю­чить.

Задание выполняют в группах, затем проверяют состав­ленные упражнения. Каждая группа представляет свой ва­риант. Остальные учащиеся оценивают правильность проде­ланной работы. Один из вариантов работы:

1) помалу, по-медвежьи, помногу;

2) по-старинному, по-справедливому, посередине;

3) точь-в-точь, поначалу, понизу;

4) туго-натуго, строго-настрого, бок о бок.

Упражнение 3

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года. Од­нажды отец застал его лежащим на полу. Около него были разложенные листы нотной бумаги. Все они оказались испи­санными кривыми строчками нот и испачканы размазан­ными кляксами. «Что ты пишешь?» — поинтересовался отец. «Концерт для клавира», — ответил ребенок. Маль­чик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл. Мальчика звали Вольфганг Амадей Моцарт. Через (не ) сколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он высту­пал с концертами. Слушатели отмечали, что играл он ( по )настоящему виртуозно. (Мало) помалу взрослые музы­канты поняли, что не могут сравниться с ним в искусстве игры. (Едва ) едва пальцы мальчика прикасались к инстру­менту, прекрасная музыка уже лилась из-под них. Говори­ли, что этот ребенок со временем затмит всех музыкан­тов и станет величайшим композитором, когда (либо) жившим на земле. И Моцарт действительно стал им.

(По Л. Закошанской)

Учитель. Прочитайте текст. Скажите, какие пословицы из первого упражнения подходят по смыслу к данному тек­сту и почему.

Ответы учащихся.

Учитель. Определите часть текста, предназначенную для запи­си. По типу все предложения этой части должны быть противо­положны последнему. В каждом из них должно находиться хо­тя бы одно слово по изучаемой на последних уроках теме.

Учащиеся определяют и зачитывают искомую часть тек­ста, обосновывают свои действия.

Учитель. Напишите выделенную часть текста, раскройте скобки. Графически обозначьте орфограмму по теме урока.

Учащиеся записывают часть текста, начиная с предложе­ния

Через несколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он выступал с концертами, заканчивая послед­ним. Затем проверяют работу.

Учитель. По какой формуле можно сгруппировать слова с орфограммой по теме урока?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель. Дополните группы слов, в которых в качестве орфограммы выступает буква о, словами из написанной час­ти текста.

Учащиеся называют слова и графически обозначают в них нужную орфограмму.

Учитель. Назовите слово из написанной части текста, ко­торое по двум признакам совпадает со словом земле.

Это слово игры. У них одинаковый морфемный состав и все согласные звонкие.

5. Итог урока

Учитель. С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с написанием наре­чий через дефис.

Учитель. Расскажите, в каких случаях пишется дефис между частями слова в наречиях. Приведите примеры.

Один ученик рассказывает правило по пунктам, а осталь­ные учащиеся приводят примеры на каждую часть правила.

Обсуждают домашнее задание. Оценивают работу учеников на уроке.

Список использованной литературы

  1. Францман E. К.. Сборник диктантов по русскому языку: 5—9кл. М., 1996.

  2. Шипицына Г.М., Петровская С А., Черников И. Л. Дидак­тические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. М., 1995.

  3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7кл.» (М.: Просвещение) / Е.А. Влодавская. – Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА, 2013

Раздаточный материал

1.

по-новому

по–своему

в-пятых

в-третьих

во-первых

по-волчьи

по-дружески по-казацки

2.

кое-как

кое-где

3.

как-то

где-либо

как-нибудь

4. чуть-чуть

всего-навсего,

но бок о бок (искл.)

5.нежданно-негаданно

подобру-поздорову

Упражнение 1

1) (во) вторых, (в) четвертых, (едва) едва;

2) (по) братски, (по) домашнему, (по) весеннему;

3) (кое) как, как (нибудь), (кое) где;

4) крепко (накрепко), мало (помалу), где (либо);

5) (вот) вот, бок (о) бок, (доеным) давно.

Упражнение 2

(По)малу, (по)старинному, (по)началу, (по)низу, (ту­го)натуго, (по)многу, точь (в) точь, (по)справедливости, (строго)настрого, (по)медвежьи, бок (о) бок, (по)середине.

Упражнение 3

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года. Од­нажды отец застал его лежащим на полу. Около него были разложенные листы нотной бумаги. Все они оказались испи­санными кривыми строчками нот и испачканы размазан­ными кляксами. «Что ты пишешь?» — поинтересовался отец. «Концерт для клавира», — ответил ребенок. Маль­чик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл. Мальчика звали Вольфганг Амадей Моцарт. Через (не ) сколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он высту­пал с концертами. Слушатели отмечали, что играл он ( по )настоящему виртуозно. (Мало) помалу взрослые музы­канты поняли, что не могут сравниться с ним в искусстве игры. (Едва ) едва пальцы мальчика прикасались к инстру­менту, прекрасная музыка уже лилась из-под них. Говори­ли, что этот ребенок со временем затмит всех музыкан­тов и станет величайшим композитором, когда (либо) жившим на земле. И Моцарт действительно стал им.

(По Л. Закошанской)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here