МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Ханымей»
конспект урока русского языка в 8 классе
на тему «Рассуждение»
Подготовила Васько Е.Ф. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2011 год
Тема «Рассуждение»
Тип урока: обучающий
Цели: 1. Научить приёмам такого типа речи, как рассуждение.
2. Развитие грамотной речи, орфографической зоркости, навыков пересказа.
3. Воспитание гуманистической культуры, патриотических чувств.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки (орфоэпическая норма), карточки рефлексии настроения, презентация по данной теме, оценочные жетоны, плакат «Наши результаты», музыкальный диск.
Методические приёмы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ, подготовка к творческой работе, самостоятельная работа.
Сетка времени
время | |
1. Рефлексия настроения. Оргмомент. | 2-3 минуты |
2. Лингвистическая разминка. Контроль знаний | 5-7 минут |
3. Проверка домашнего задания. Введение в новую тему. | 4-5 минут |
4Объяснение новой темы. | 5 минут |
5. Закрепление (устная работа) | 3-4 минут |
6. Отработка навыков построения рассуждения | 8 минут |
7 Физкультминутка. | 1-2 минуты |
8 Подготовка к творческой работе. Домашнее задание. | 3 минут |
9. Итог урока. Рефлексия настроения. | 2-3 минуты |
Ход урока.
I.Рефлексия настроения.
(На экране слайд «Доброе утро!». Звучит тихая музыка).
Учитель: Доброе утро!
А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит.
Он умножит счастливые дни.
– Ребята, сегодня к вам на урок я пришла с таким настроением (показываю карточку с изображением белого голубя). А какое настроение у вас? Перед вами лежат карточки. Поделитесь со мной своим настроением.
I. 2. Оргмомент
(Запись числа, темы урока. Работа с плакатом «Наши результаты»).
II. Лингвистическая разминка. (слайд №3)
Учитель: На территории нашего округа живут люди различных национальностей. Всех объединяет то, что мы общаемся на русском языке. Каждое слово имеет свое значение, и мы с вами должны научиться правильно их произносить.
Перед вами карточки со словами. Ваша задача: расставив верно ударение, выписать сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй, на третий.
Контроль знаний (слайд №4, №5).
III. Проверка домашнего задания.
(варианты ответов). Упражнение 290
Основная мысль текста: слово имеет великое значение.
Л.Н. Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие аргументы: словом можно содействовать соединению людей и их разъединению; слово может творить добрые дела, способствовать любви, а может служить вражде. Все зависит от того, каков человек, как он использует великие возможности слова.
Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая содержание понятия «великое». Великими в доводах называются возможности слова, его способность вершить судьбы людей.
Учитель. Слово может объединить людей, может привести к катастрофе. Так ли это?
(ответы учащихся)
IV. Объяснение новой темы.
Учитель: Для рассуждения, примером которого служит текст Л.Н.Толстого, характерно развитие мысли, приводящее к определенным выводам.
Это развитие проходит три этапа: (слайд 6)
— тезис (высказывание какой-либо мысли);
— доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов;
— вывод, который из этого следует (запись в тетрадях).
Рассуждение может быть коротким и пространным.
V. Закрепление.
Применим эти знания на практике. Подберем доводы к тезисам упражнения 291.
(варианты ответов)
1. Речь красна слушанием.
В поговорке так говорится потому, что народ заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слышащий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.
2. Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения. (Д.С. Лихачев).
Действительно, по речи человека можно сказать о его интеллекте, уме, культуре. В речи человека проявляется характер человека, его настроение, отношение к людям. Поэтому важно испытывать в себе умение говорить не только красиво и правильно, но и доходчиво и убедительно, так, чтобы слышащий понимал, что его уважают и считаются с его мнением.
VI. Отработка навыков построения рассуждения.
Учитель: Мы только что пытались найти доводы к высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачева (слайд №7, портрет Д.С.Лихачёва).
Это известный лингвист, историк литературы, ученый-филолог, академик, публицист, к сожалению, ушедший из жизни. Таких, как он, называют «совестью нации» (сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве).
Учитель: Д.С. Лихачев предложил разработать заповеди человечности и сформулировал некоторые из них.
Наша задача – построить на основе одной рассуждение. Прочитаем выразительно в упражнении 292 заповеди Д.С.Лихачева.
VI. Самостоятельная работа (упр. 292 – письменное задание) (музыка)
• Уважай мысли и чувства братьев своих.
Эта заповедь призывает видеть в другом человеке не чужого, а брата, то есть родного. Значит, и отношение к другим людям должно быть братским, бережным, уважительным. Можно попытаться поставить себя на место другого человека. И предположить, что он чувствует, как он думает. Ты сам не хочешь, чтобы другие не считались с тобой, твоим состоянием, образом твоих мыслей жизни. Значит, и ты должен считаться с другими.
Ты приходишь к человеку счастливый, хочешь, чтобы он радовался вместе с тобой, но замечаешь, что твой собеседник чем-то расстроен. В таком случае лучше сдержать свою радость и попытаться выяснить, что за проблемы у твоего друга, нельзя ли чем-то помочь. Таким образом, ты уважаешь его чувства, стараешься разделить его горе.
Эта заповедь – уважай мысли и чувства братьев своих – относится ко многим жизненным ситуация (анализ написанного).
VII. Физкультминутка
Упражнения для снятия напряжения плечевого пояса и для глаз (музыка «Голоса природы»)
VIII. Домашнее задание. Подготовка к творческой работе.
Учитель. Выберите одного из понравившихся или не понравившихся вам литературных героев (слайд № 8-9) Определитесь:
-
в тезисе (нравится или не нравится герой);
-
приведите доводы в защиту своей мысли;
-
сделайте вывод.
Ваш текст не будет большим, а своеобразным мини-сочинением.
IX. Итог урока. Рефлексия настроения.
-
Какие приемы текста-рассуждения вам известны?
-
Рассуждение как тип речи может входить в другие тексты или это отдельный вид творчества?
Наш урок подходит к концу (работа с плакатом «Наши результаты»: подсчет жетонов).
Я ухожу с урока с таким настроением (показываю карточку с изображением белого голубя). А какое у вас настроение? (учащиеся поднимают карточки условного настроения), (слайд №10)
Возьмите с собой только хорошее настроение. Всего вам доброго!