МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Ханымей»

конспект урока русского языка в 8 классе

на тему «Рассуждение»

Подготовила Васько Е.Ф. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

2011 год

Тема «Рассуждение»

Тип урока: обучающий

Цели: 1. Научить приёмам такого типа речи, как рассуждение.

2. Развитие грамотной речи, орфографической зоркости, навыков пересказа.

3. Воспитание гуманистической культуры, патриотических чувств.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки (орфоэпическая норма), карточки рефлексии настроения, презентация по данной теме, оценочные жетоны, плакат «Наши результаты», музыкальный диск.

Методические приёмы: беседа по вопросам, объяснение учителя, пересказ, подготовка к творческой работе, самостоятельная работа.

Сетка времени

Этап урока

время

1. Рефлексия настроения. Оргмомент.

2-3 минуты

2. Лингвистическая разминка. Контроль знаний

5-7 минут

3. Проверка домашнего задания. Введение в новую тему.

4-5 минут

4Объяснение новой темы.

5 минут

5. Закрепление (устная работа)

3-4 минут

6. Отработка навыков построения рассуждения

8 минут

7 Физкультминутка.

1-2 минуты

8 Подготовка к творческой работе. Домашнее задание.

3 минут

9. Итог урока. Рефлексия настроения.

2-3 минуты

Ход урока.

I.Рефлексия настроения.

(На экране слайд «Доброе утро!». Звучит тихая музыка).

Учитель: Доброе утро!

А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.

Ребята, сегодня к вам на урок я пришла с таким настроением (показываю карточку с изображением белого голубя). А какое настроение у вас? Перед вами лежат карточки. Поделитесь со мной своим настроением.

I. 2. Оргмомент

(Запись числа, темы урока. Работа с плакатом «Наши результаты»).

II. Лингвистическая разминка. (слайд №3)

Учитель: На территории нашего округа живут люди различных национальностей. Всех объединяет то, что мы общаемся на русском языке. Каждое слово имеет свое значение, и мы с вами должны научиться правильно их произносить.

Перед вами карточки со словами. Ваша задача: расставив верно ударение, выписать сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй, на третий.

Контроль знаний (слайд №4, №5).

III. Проверка домашнего задания.

(варианты ответов). Упражнение 290

Основная мысль текста: слово имеет великое значение.

Л.Н. Толстой приводит для доказательства этой мысли следующие аргументы: словом можно содействовать соединению людей и их разъединению; слово может творить добрые дела, способствовать любви, а может служить вражде. Все зависит от того, каков человек, как он использует великие возможности слова.

Между основной мыслью и доводами существует связь, раскрывающая содержание понятия «великое». Великими в доводах называются возможности слова, его способность вершить судьбы людей.

Учитель. Слово может объединить людей, может привести к катастрофе. Так ли это?

(ответы учащихся)

IV. Объяснение новой темы.

Учитель: Для рассуждения, примером которого служит текст Л.Н.Толстого, характерно развитие мысли, приводящее к определенным выводам.

Это развитие проходит три этапа: (слайд 6)

— тезис (высказывание какой-либо мысли);

— доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов;

— вывод, который из этого следует (запись в тетрадях).

Рассуждение может быть коротким и пространным.

V. Закрепление.

Применим эти знания на практике. Подберем доводы к тезисам упражнения 291.

(варианты ответов)

1. Речь красна слушанием.

В поговорке так говорится потому, что народ заметил, как важно, чтобы тебя услышали, поняли. Если человек говорит красиво, правильно, но так, что его речь не воспринимают, в ней не будет смысла. Надо, чтобы говорящий и слышащий были внимательны друг к другу, тогда цель речи будет достигнута.

2. Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения. (Д.С. Лихачев).

Действительно, по речи человека можно сказать о его интеллекте, уме, культуре. В речи человека проявляется характер человека, его настроение, отношение к людям. Поэтому важно испытывать в себе умение говорить не только красиво и правильно, но и доходчиво и убедительно, так, чтобы слышащий понимал, что его уважают и считаются с его мнением.

VI. Отработка навыков построения рассуждения.

Учитель: Мы только что пытались найти доводы к высказыванию Дмитрия Сергеевича Лихачева (слайд №7, портрет Д.С.Лихачёва).

Это известный лингвист, историк литературы, ученый-филолог, академик, публицист, к сожалению, ушедший из жизни. Таких, как он, называют «совестью нации» (сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве).

Учитель: Д.С. Лихачев предложил разработать заповеди человечности и сформулировал некоторые из них.

Наша задача – построить на основе одной рассуждение. Прочитаем выразительно в упражнении 292 заповеди Д.С.Лихачева.

VI. Самостоятельная работа (упр. 292 – письменное задание) (музыка)

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Эта заповедь призывает видеть в другом человеке не чужого, а брата, то есть родного. Значит, и отношение к другим людям должно быть братским, бережным, уважительным. Можно попытаться поставить себя на место другого человека. И предположить, что он чувствует, как он думает. Ты сам не хочешь, чтобы другие не считались с тобой, твоим состоянием, образом твоих мыслей жизни. Значит, и ты должен считаться с другими.

Ты приходишь к человеку счастливый, хочешь, чтобы он радовался вместе с тобой, но замечаешь, что твой собеседник чем-то расстроен. В таком случае лучше сдержать свою радость и попытаться выяснить, что за проблемы у твоего друга, нельзя ли чем-то помочь. Таким образом, ты уважаешь его чувства, стараешься разделить его горе.

Эта заповедь – уважай мысли и чувства братьев своих – относится ко многим жизненным ситуация (анализ написанного).

VII. Физкультминутка

Упражнения для снятия напряжения плечевого пояса и для глаз (музыка «Голоса природы»)

VIII. Домашнее задание. Подготовка к творческой работе.

Учитель. Выберите одного из понравившихся или не понравившихся вам литературных героев (слайд № 8-9) Определитесь:

  • в тезисе (нравится или не нравится герой);

  • приведите доводы в защиту своей мысли;

  • сделайте вывод.

Ваш текст не будет большим, а своеобразным мини-сочинением.

IX. Итог урока. Рефлексия настроения.

  • Какие приемы текста-рассуждения вам известны?

  • Рассуждение как тип речи может входить в другие тексты или это отдельный вид творчества?

Наш урок подходит к концу (работа с плакатом «Наши результаты»: подсчет жетонов).

Я ухожу с урока с таким настроением (показываю карточку с изображением белого голубя). А какое у вас настроение? (учащиеся поднимают карточки условного настроения), (слайд №10)

Возьмите с собой только хорошее настроение. Всего вам доброго!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here