Учитель русского языка и литературы Синченко Вера Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 имени В.П.Адодина ст. Дядьковской
Урок русского языка в 8 классе
ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Учитель русского языка и литературы
Синченко Вера Алексеевна
2012 год
Тип урока: урок знакомства с новым материалом.
Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит знакомство с группами односоставных предложений, их отличительными особенностями.
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с группами односоставных предложений.
Развивающая: развивать умение определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение.
Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству А.С.Пушкина, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Структура урока.
Методы:
-
Словесные, наглядные
-
Проблемно-поисковые
-
Взаимоконтроль, самопроверка.
Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.
Формы работ: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал (лабораторные листы).
План урока:
-
Оргмомент.
-
Постановка проблемы.
-
Лингвистическая разминка.
-
Объяснение нового материала (работа с опорными конспектами).
-
Закрепление.
-
Игра на внимание.
-
Работа в парах по карточкам.
-
Тестовая работа.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Постановка проблемы.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вам самим предстоит узнать тему урока, а для этого нужно быть внимательными и активными.
-
Разминка.
В качестве разминки вам следует разгадать кроссворд. Примеры для анализа я взяла из произведений русского поэта, гордости нашей литературы. Его имя необходимо узнать – это будет сделать нетрудно. Если кроссворд заполните правильно, то в выделенных клеточках вы сможете прочитать название вида предложения по наличию главных членов. Это и будет темой нашего урока.
Слайд 2
Работа с предложением Мороз и солнце; день чудесный!
— Знакомо ли это предложение? Откуда оно? Кто автор стихотворения?
— Назовите вид этого предложения по интонации. Выразительно прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
— Прослушайте выразительное чтение этого стихотворения в исполнении Д.Журавлева.
Запись под диктовку:
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
— Подчеркните как члены предложения слова меня (№1), сосновых (№2), ты (№6), давно (№10), занесите в кроссворд под соответствующим номером названия этих членов предложения.
— Определите на слух вид предложения по наличию второстепенных членов предложения Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Запишите вид предложения в кроссворд под №3.
— Какие виды предложений по наличию второстепенных членов вы знаете? Устно приведите примеры.
Слайд 3
Работа с предложением Зимы ждала, ждала природа.
— В клеточки кроссворда под №4 запишите термин, которым обозначается подчеркнутая часть предложения.
— Определите, к какой части речи относится слово бег в предложении Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. Запишите название этой части речи в клеточки под №5.
— Запишите по диктовку предложение (один ученик у доски):
В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.
Поясните графически постановку знаков препинания.
Запишите под №7 название части речи, перед которой поставили запятую.
— Определите на слух вид предложения по цели высказывания, запишите под №8:
Караул, лови, лови, да дави его, дави!
— Какие еще виды предложений по цели высказывания вы знаете?
Слайд 4
Работа с предложением Удивился старик, испугался.
— Название подчеркнутой группы членов предложения запишите в клеточки под №11.
— Можно ли считать однородными определения голубыми и великолепными в предложении Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит? Почему?
— Запишите под диктовку предложение Пора, красавица, проснись! Определите синтаксическую роль существительного красавица и запишите в клеточки под №9.
— Почему в этом предложении две запятые?
— Запишите предложение Герой, я не люблю тебя! Произведите его орфографический и пунктуационный разбор устно.
— Определите вид предложения по наличию основ, запишите в кроссворд под №12.
Слайд 5
Сегодня мы вспоминали любимые произведения стихи сказки поэмы Пушкина.
— Расставьте знаки препинания, вспомните, как называется выделенное слово с точки зрения его синтаксической роли, и запишите под №13.
Слайд 6
Кроссворд разгадан, читаем, что получилось в выделенных клетках.
-
Объяснение нового материала.
Итак, тема нашего урока «Группы односоставных предложений».
Самостоятельно сформулируйте цель нашего урока, чему мы должны сегодня научиться.
— С односоставными предложениями вы знакомились в предыдущих классах, поэтому сможете ответить на мой вопрос: какие предложения мы называем односоставными?
— Прочитайте в учебнике на странице 85, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.
— С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения?
Слайд 7. Работа с опорным конспектом.
Найти главный член предложения
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ
— Прочитайте в учебнике названия параграфов 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений?
— Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член назывного предложения, определенно-личного, неопределенно-личного, безличного.
Слайд 8. Работа с опорным конспектом (продолжение).
Назывное Определи, чем выражено сказуемое
1) глагол 1, 2 лица 1) глагол 3 лица мн.ч. 1) безличный глагол;
наст. (буд.) вр.; наст. (буд.) вр.; 2) личный глагол в
2) глагол повелит. 2) глагол мн.ч. прош.вр. безличном значении;
накл. 3) не было, нет
4) неопр. ф. глагола;
5) вспом. глагол +
неопр. ф. глагола;
6) было (нул.связка)
+ наречие;
7) было (нул.связка)
+ кратк. страд.
причастие ср.р.
-
Закрепление.
-
Игра на внимание.
Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:
-
словом нет;
-
глаголом в форме множественного числа прошедшего времени;
-
кратким страдательным причастием в среднем роде;
-
глаголом 1 лица будущего времени;
-
неопределенной формой глагола;
-
наречием;
-
глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени;
-
безличным глаголом 3 лица будущего времени;
-
личным глаголом в безличном значении;
-
глаголом в повелительном наклонении;
-
словом не было;
-
глаголом в форме 2 лица настоящего времени;
-
сочетанием вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола;
-
если в предложении только подлежащее.
-
Работа в парах по карточкам.
Карточка №1.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Пахло милым тлением осени.
Карточка №2.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Буду слушать тихую музыку.
Карточка №3.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Сегодня уже прохладно.
Карточка №4.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Споемте, друзья!
Карточка №5.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
С утра молотили рожь.
Карточка №6.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Славная осень.
Карточка №7.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Карточка №8.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.
Карточка №9.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Вам не видать таких сражений.
Карточка №10.
Определите вид односоставного предложения, докажите.
Яркие голубые дни.
Представитель от каждой пары дает четкий ответ.
-
Тестовая работа.
1. Какие предложения не являются односоставными?
а) На морозном воздухе было трудно дышать.
б) Мне не хотелось возвращаться.
в) На востоке синело.
г) За окном виднелось уже вспаханное поле.
д) Дело словом не заменишь.
е) Свод неба был тих и чист.
2. Найди и отметь определенно-личное предложение.
а) От листьев пахло осенью.
б) Меня об этом попросили.
в) Прошу повторить вопрос.
г) Мне нельзя ошибаться.
д) Я не ошибся.
е) С удовольствием перечитываем ваш роман.
3. Укажи неопределенно-личные предложения.
а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Хотелось бы мне с вами поговорить.
г) А тем временем нас увидят с самолета.
д) В жаркую погоду лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле.
е) Век живи, век учись.
4. Какие предложения являются безличными?
а) В октябре еще жарко грело солнце.
б) Клюкву собирают поздней осенью.
в) Разве отдохнешь за такое короткое время.
г) Быть дождю.
д) Грохотало на земле и на небе.
е) Мне было холодно и как-то неуютно.
ж) Необходимо прислушаться к этому предложению.
5. Найди и отметь назывные предложения.
а) Светало.
б) Впереди – непроходимые болота.
в) Чудесная ночь.
г) Ночь. Темень. Тишина.
д) Вот красивый многоэтажный дом.
е) В природе какая-то необыкновенная свежесть.
-
Проверка.
Слайд 9. Ответы на тест.
Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу, сверяются с ответами, ставят себе оценки. Выясняется, где допущены ошибки. Наиболее распространенные разбираются всем классом.
Слайд 10
-
Домашнее задание.
Выписать из произведений А.С.Пушкина односоставные предложения (не менее десяти), определить их вид.
Индивидуальные задания:
-
Проанализировать письмо старшего Гринева сыну (глава 5 «Капитанской дочки»). Найти односоставные предложения.
-
Выполнить поэтическую зарисовку, используя односоставные предложения:
а) «Идет волшебница-зима».
б) «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе».
в) «День чудесный!»
Слайд 11
-
Рефлексия.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Какой этап урока показался самым интересным?
-
Что было трудно?
Выставление оценок.
Поработали на славу!
И отличные отметки
Занесите себе в клетки
(Заработали по праву).
Использованные источники: