Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме «Сочетание синонимов с другими словами»

Королькова Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3, г. Ноябрьск

Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Предметные: создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— определять роль синонимов в речи;

— находить слова-синонимы в тексте; определять группу синонимов опираясь на правило: это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос;

-правильно употреблять синонимы в речи;

— работать со словарями;

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

— совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

-уметь анализировать объекты;

-выделять общие признаки;

-формулировать понятие;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия)

-обобщать;

-искать информацию в словарях;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цель урока с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-высказывать своё предположение.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов; Орфографический словарь; Толковый словарь;

Презентация; ЭОР по русскому языку 2класс;

Нетбуки учащихся; интерактивная доска; документ-камера.

Ход урока

1.Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь! Слайд2

2. Словарная работа.

Работа с нетбуками.

У учащихся на рабочих столах нетбуков в программе Microsoft Offis Word задание со словарными словами «Исправь ошибки»(см. приложение). Дети работают самостоятельно.

Если нет нетбуков возможен вариант проведения взаимодиктанта (работа в паре).

Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки (Слова подбираю такие, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки или ещё мало отработанные).

1 вариант

Продиктуй слова соседу.

одежда, Москва.

2 вариант

Продиктуй слова соседу.

однажды, Россия.

— К какому словарю обратимся, чтобы проверить правильность написания слов?(К орфографическому)

Самопроверка работы по орфографическому словарю учебника. Самооценка.

-Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите, что у меня в руках? (Толковый словарь)

— Для чего нужен этот словарь?(Чтоб узнать лексическое значение слов)

— Я прочту лексическое значение нового словарного слова, а ваша задача назвать это слово. Подсказкой может послужить слайд, на котором это слово рассыпалось на слоги. Слайд 3

— что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое (мечта).

Мечта- что либо воображаемое, фантазируемое или мысленно представляемое. Слайд 4

— У вас есть мечты? Составьте предложения о своей мечте.

Запись слова на доске с выделением непроверяемой гласной.

— Подберите однокоренные слова к слову мечта, запишите. ( Мечтатель, размечтался)

3. Актуализация знаний.

— Однажды я услышала такое высказывание ученика:

У меня богатая мечта. Слайд 5-6

— Нравится ли вам как сочетаются слова в предложении?(Мечта не может быть богатой, эти слова вместе не должны употребляться)

-Какое близкое по значению слово вы бы поставили вместо слова мечта? (Если дети затрудняются вернуться к слайду с лексическим значением слова мечта)

У меня богатая фантазия. Слайд 7

— Что можете сказать о словах мечта, фантазия? (синонимы) Слайды 8-9

4.Формулирование темы урока. Целеполагание.

— Почему же нам не подошло слово мечта? (Не сочеталось в предложении с другим словом)

-Кто может определить тему урока?

Тема: Сочетание синонимов с другими словами Слайд 10

— Какие задачи поставим перед собой? (Совместное формулирование задач)

Задачи урока:

  • Учиться находить синонимы в тексте

  • Учиться правильно употреблять синонимы в речи

  • Расширять словарный запас Слайд 11

-Какие уже известные вам знания о синонимах помогут решить эти учебные задачи?

— Проверьте себя, запишите, что вам уже известно о синонимах с прошлого урока.

Работа по карточке (индивидуально)

Заполни пропуски недостающими словами:

Синонимы – это ___________ по значению слова, они отвечают на __________________ вопрос.

Например: ребята, малыши, ______ . Слайд 12

Коллективная проверка. Слайд 13

— Кто помнит, что означает слово «синоним » в переводе с греческого? (Одноименный)

5.Изучение нового учебного материала

1) Наблюдение над языковым материалом. Выяснение роли синонимов в речи.

Интерактивная доска. Использование ЭОР (или с.47 в учебнике) Чтение загадок.

-Найдите слова-синонимы.

1 ученик работает у доски с ЭОР (Отгадка-дождь; синонимы: пути-дороги)

-Ребята, с какими словарями мы уже встречались и работали? (Толковый, орфографический)

-Сегодня мы познакомимся с новым словарем синонимов и антонимов.

Демонстрация словаря синонимов и антонимов.

-Найдем в словаре слово «дорога».

Демонстрация через документ-камеру на экран интерактивной доски страницы со словом «дорога».

— Какие ещё синонимы к этому слову есть? Прочитайте их. (Тракт, трасса, стезя).

-Прочитайте значения этих слов. Запишите рядом со словами: путь, дорога.

— Прочитайте другую загадку. Найдите синонимы. (Отгадка-молния; синонимы: мчится- бежит)

Интерактивная доска. Использование ЭОР (или с.47 в учебнике)

-Какую роль в нашей речи играют синонимы?

— Сравните свой вывод с выводом в учебнике. С.47

2) Упражнения в нахождении синонимов

С.47 №1

— При каких двух условиях слова будут являться синонимами?(Близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос)

Подбор синонимов к словам друг , жара

Интерактивная доска. Использование ЭОР.

Учащиеся записывают в тетрадь,1 ученик у доски:

Работа по вариантам (2 человека у доски)

1вариант 2 вариант

горячий дружеский

знойный товарищеский

жаркий приятельский

жгучий

-Являются ли слова друг и товарищеский синонимами? (Нет, они отвечают на разные вопосы)

Физминутка

-Если пара слов, которые я называю синонимы, то вы приседаете. Если не синонимы -хлопок в ладоши.

(погасить-потушить, друг-враг, бросать-кидать, книга-читать, работа-труд, внимательный- рассеянный)

3)Упражнения в правильном употреблении синонимов в предложениях.

С.48 №2

Работа в группах (5 групп)

Каждая группа работает над одним предложением по выбору подходящего синонима.

Коллективная проверка. Слайды 14-22

4) Упражнение в выделении лишнего слова из ряда синонимов.

Работа с нетбуками.

-На рабочих столах нетбука у каждого есть файловый документ «Задание-синонимы», откройте его. Прочитайте задание и выполните его. ( Учащиеся находят и выделяют лишнее слово с помощью маркера в программе Microsoft Offis Word.

Найди и выдели лишнее слово среди синонимов:

А) Сила, мощный, могучий (лишнее: сила)

Б) Интересный, увлекательный, молодой, захватывающий (лишнее: молодой)

Взаимопроверка с последующим коллективным обсуждением.

Какую пользу в жизни вам принесет изучение темы «синонимы»?

— Проверьте свои знания с помощью экзамена:

Проведение экзамена через программу Classroom Management.

(Если высказывание верное, отметить- истина; если неверное — ложь)

  1. Синонимы –это слова близкие по значению.

  2. Синонимы отвечают на разные вопросы.

  3. В переводе с греческого «синоним» означает «одноимённый».

  4. Синонимы помогают разнообразить нашу речь.

  5. Слова «друг- подруга» -синонимы.

6.Подведение итогов урока. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

— Как вы понимаете высказывание древнегреческого ученого и философа Плутарха:

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Слайд 23

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Справились с ними?

-Подведите итог своей работы на уроке с помощью незаконченных предложений:

  • Сегодня я узнал…

  • Я смогу рассказать родителям…

  • Я смогу научить друга…

  • Я постараюсь…

Слайд 24

7. Домашнее задание

1 уровень (легкий) с.49 №5

2 уровень (сложный) Сочинить рассказ о зиме со словами синонимами.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 2 часть;

Словарь синонимов, антонимов;

Орфографический словарь;

Толковый словарь;

Информационные ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ .

Технические средства обучения для обеспечения реализации урока:

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

документ-камера; нетбуки учащихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here