Предмет: русский язык + физика, урок межпредметного общения.

Тема урока:

«Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Способы подчинения. »

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 9

Аннотация: урок межпредметного общения, основанный на аналогии и закономерностях электрической цепи и способах подчинения придаточных предложений в СПП.

Конспект урока:

Цели урока:

-изучить виды СПП по способу подчинения путем выявления закономерностей, являющихся общими для строения электрической цепи и сложноподчиненного предложения;

-познакомить с ведущими теориями и законами науки, имеющими значение для формирования интеллекта и мировоззрения учащихся;

-показать связь между различными темами учебной программы и различными дисциплинами школьного курса;

-формировать у учащихся видения целостной картины окружающего мира, изучаемого посредством наук;

-развивать пытливость ума ,любознательность, интерес к познанию;

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, ксерокопии текста.

Ход урока:

I.Проверка знаний:(фронтальный опрос)

1)Как определить вид придаточного предложения.

2)Как составить схему СПП с одним придаточным

3) Каково строение электрической цепи .Какие виды соединения проводников существуют? (физика)

Учитель русского языка:

Записать СПП ,указать границы, чем соединяется, вид придаточного.

  1. Древнегреческий ученый Фалес заметил ,что натертый шерстью янтарь притягивает к себе легкие кусочки других материалов(изъясн.)

  2. Если бы на стеклянной палочке и эбонитовой был заряд одного рода, то они бы оттолкнулись(условное).

  3. Тела электризуются, когда они приобретают или теряют электроны(времен.)

  4. Электрические заряды распределяются по поверхности проводника так ,что электрическое поле оказывается сильнее на выступах проводника и слабее на его впадинах(обр.д.)

  5. Если требуется измерить напряжение на источнике тока, то вольтметр присоединяют непосредственно к его зажимам(цели).

Проверка: 1.Указать вид придаточного.

2.Составить схемы.

Сейчас я уступаю место учителю физики для повторения материала по физике: строение электрической цепи ,чтобы ,анализируя строение СПП с двумя или несколькими придаточными, Вы обнаружили аналоги и закономерности ,провели исследование и сделали выводы о способах подчинения придаточных предложений в СПП.

Учитель физики:

1)Каково строение электрической цепи?

2)Какие виды соединении проводников существуют?

3) Как соединяются проводники при последовательном соединении?

4)Как соединяются проводники при параллельном соединении?

5) Как соединяются проводники при смешанном соединении?

Учитель русского языка:

Итак, если в разных областях науки обнаруживаются одинаковые процессы, явления, то они получают и одинаковое название.

(Презентация : электрические схемы соединений проводников и схемы СПП предложений).

II.Изучение нового материала.

Анализ языкового материала.

1.Последовательное подчинение.

Была ночь ,когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ, потому что доверял их литературному вкусу.

Какой это способ подчинения? Почему? (Последов., если убирается часть цепи или предложения ,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

Какая? Какого? Почему?

[ Х ], (когда…) , (где..), ( потому что ….)

2.Параллельное подчинение.

2)Когда хлынул дождь ,дети бросились к сараю ,который стоял на краю деревни.

Какой это способ подчинения? Почему?(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения ,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

Когда ? Какому?

( когда?) , [ Х] , (который )

3.Однородное подчинение.

3)Я видел ,как звезды стали туманиться, как пронеслась по земле легкая прохлада(однород. подчинение)

Как называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос? А как называют способ подчинения ,если придаточные относятся к одному и тому же главному и отвечают на один и тот же вопрос?

Что?

[ Х] ,(как..), (как..)

Смешанное подчинение.

4) Отчетливо послышалось, как затрещали ветки ,как захрустел снег под лапами медведя ,которого необычный гул выгнал из леса.(смешан)

Что? Какого?

[ Х ] , (как) ,(как), (которого..)

Учитель физики:

Без чего не может быть электрической цепи?(без источника тока)

Учитель русского языка:

Без какого предложения не может сложноподчиненного?( без главного)

III.Закрепление материала:

Сегодня на уроке мы не можем не вспомнить имя нашего великого соотечественника, сделавшего открытия в разных областях науки, видевшего мир в его единстве, потому что был пытлив ,любознателен и гениален. Кто это?

Великий ученый, пишущий оды;

Великий поэт ,совершающий открытия в химии, физике;

Великий просветитель, работающий над мозаичным полотном.

Таким предстает перед нами М.В.Ломоносов.

Перед Вами текст великого русского критика В.Г.Белинского о великом М.В.Ломоносове (ксерокопия текста на каждом столе)

Познакомимся с его содержанием и выполним задания:

1.Найдите предложение с параллельным и однородным подчинением.

2)Найдите предложение с последовательным подчинением.

(1) Сила воли есть один из главнейших признаков гения .2).И как изумительно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! (3) Чтобы понять это вполне ,надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоцененным сокровищем.(4) И в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти ,родился у рыбака сын ,который с чего-то забрал себе в голову ,,что ему надо учиться .

5)Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью ,как нынче бьют за отвращение к науке.(6)Чуден был этот мальчик,

не походил он на добрых людей. и добрые люди ,глядя на него, пожимали плечами

(7)Все ,и старше его, и моложе его, и ровесники .все смотрели на вещи глазами здравого смысла и .по привычке видеть их каждый день, не видели в них ничего необыкновенного: солнце им казалось большим фонарем, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь- отблеском большого зажженного костра дров; необозримое море они почитали за большой рыбный судок- словом ,этим благоразумным людям все казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба.

(8)Но мальчик смотрел на все это другими словами: в полугодовой ночи он видел что-то чудное ,скрывавшее в себе таинственный смысл ,океан манил его в свою неисходную даль, как бы обещая ему объяснить все непонятное, все, что возбуждало в его уме вопросы за вопросами..(9)Да, мальчик был любимое дитя природы, родной сын между миллионами пасынков, а между любимым сыном и любящей матерью всегда существует симпатичное чувство, которым они молча понимают друг друга.

(10) Но мальчику было мало понимать чувством ,,он хотел понять разумом ;ему мало было любоваться на прекрасную природу, он хотел заставить ее говорить с собой, открыть себе ее заветные тайны.(11)И вот он, покорный внутреннему голосу оставляет любимого отца и ненавистную мачеху ,бежит в Москву..(12)Зачем?-(13)Учиться!(14)Кто дал ему средства идти с таким упорством к своей цели?(15)-Никто, кроме этой могучей воли, которая есть оружие гения!

В.Г.Белинский

IV.Итоги урока:

Учитель физики: Назовите способы соединения проводников(последовательное, параллельное ,смешанное)

Учитель русского языка:

Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

Хотя строение ,названия одинаковы, но практическое применение разное.

Учитель физики:

Для чего нужно знать строение электрической цепи?

Учитель русского языка:

Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

V.Домашнее задание:

Из учебника физики выписать по 1 предложению на каждый способ подчинения, объяснить постановку знаков препинания.

VI. Рефлексия (Оцени свою работу : интересно, трудно, комфортно 12345)

Используемая литература:

1.Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.Русский язык. 9класс.Москва. «Просвещение» ,2010 год

2.Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9 класс. Москва. «Дрофа» ,2009 год

3.Капинос В.И. ,Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык/ Капинос В.И. ,Пучкова Л.И.-М.:Интеллект-Центр,2003-96 с.

Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района Новосибирской области

Конспект урока межпредметного общения (русский язык +физика)

по теме «Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Способы подчинения»

Подготовили:

учитель русского языка Кузнецова Надежда Валентиновна,

учитель физики Рязанова Наталья Михайловна

г.Барабинск,2013

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here