Богаткина Оксана Владимировна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

Гимназия № 44

г. Иркутск

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ « НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ»

Данный материал представляет собой описание исследовательского проекта по русскому языку на тему « Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка». Целью данного проекта является представление опыта работы по использованию ассоциативного запоминания в системе работы над непроверяемым написанием словарных слов 5-9 классов.

ЦЕЛЬ: представление работы по использованию разных способов запоминания в системе работы над написанием непроверяемых слов.

ЗАДАЧИ:

  • Выделение трудной орфограммы.

  • Постановка перед учащимися проблемы: как «выделить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

  • Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».

  • Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

  • Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Ход:

1.Вступительное слово учителя.

2.Слово ведущему устного журнала.

Совершенно невозможно во всём объёме и полноте изучить родной язык в школе: любопытные истории из жизни слов, загадочные факты родного языка, словес­ные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.

Чтобы узнать больше о своём родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира, необходимо заглянуть за страницы школьного учебника.… Именно поэтому мы и отправимся с вами в путешествие с нашим « Устным журналом».

Страница первая.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ….

Существуют такие способы словообразования, ко­торые не используются в русском языке. Так, например, широко распространена в английском языке конверсия. Суть этого способа словообразования в том, что сло­во начинает употребляться как другая часть речи и приобретает все свой­ства другой части речи.

Существует ряд забавных слов, могущих в зависимости от ситуации являться и существительными, и глаголами. Например,

НАВЕСТИ — Река в Эстонии. 
НАПАСТЬ — Беда, неприятность. 
ПЕРЕПЕЛ — Маленькая полевая птица.

ПРИЛИПАЛА — Надоедливый, неотвязный человек. 
ПРИЛИПАЛО — Рыба.

ОБДИРАЛА. Тот, кто бессовестно грабит.

В шарадах загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. В шараде сначала дают характеристики каждого отдельного слова – части, потом общую характеристику слова. Шарады увлекательно разгадывать и интересно составлять самим. Например,

Местоимение, предлог,

Меж них – фамилия поэта, 
А целое – известный плод, 
Что зреет на исходе лета.  (Я-блок-о)

Часть первая простая – это нота, 
А со второй встречаться неохота, 
Корова может ею нас боднуть! 
А слово в целом означает «путь». (До-рога)

Особенно ценный случай, когда глагол можно представить нарицательным именем существительным без потери ударения. 

Любознательным

Много увлекательных историй, языковых тайн раскрывает этимологический анализ слова. Вот несколько примеров.

Позор. В древнерусском языке глагол «позреть» означал «поглядеть, посмотреть»; позорище значило то же, что современное слово зрелище. Именно поэтому слово позор у русских и приобрело значение срама, позор — это постыдное зрелище, это то, на что смотрят с презрением, негодованием. Так воспользовался этим словом наш язык. Слово мешок происходит от корня — мех -, так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В некоторых говорах мешок и поныне называют мехом.

Слово внимание пришло к нам из старославянского языка. Наши далёкие предки знали и часто употребляли слово «имати» — «брать». Позже при помощи приставки вън- (в-) от этого слова образовался новый глагол «внимати», который обозначает «слушать», буквально — «вбивать в себя».

Сейчас слова «имати» в нашем языке нет, глагол внимать употребляется сравнительно редко, зато производные от него внимание, внимательный, понимать знает каждый школьник. Внимание — «вбирание в себя, внимательное прослушивание».

Шарада. Попробуйте установить этимологию зашифрованного слова.

Где замер в стойке часовой,

Там первый слог ищите мой.

К нам в дом рождественской порой

Приносит радость слог второй.

А чтобы целое найти,

Вам в спальню следует войти. (постель)

ПЕРЧАТКИ, НАПЁРСТОК И НАПЕРСНИК

Знаете ли вы, как в старину назывался палец? Перст. Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах перстень и напёрсток.

И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется перчаткой. Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове перчатки словом перст.

А не родственник ли персту слово наперсник? Нет, это слово другого племени. Оно ведёт своё происхождение от слова перси — «грудь», поэтому и пишется без т. Словом наперсник называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По сло­вам В. Г. Белинского, для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич называл свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи.

Первых настоящих друзей, которые стали его наперсниками, судьба подарила Пушкину в ранней юности.

Страница вторая. АССОЦИАТИВНАЯ…

Более интересным и продуктивным приемом при работе со словарными словами можно считать запоминание по ассоциации. Суть метода использования ассоциативного словаря состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.

Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности (по слайдам).

Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс

Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс

Механизм запоминания словарных слов, таким образом, сводится к следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему определяют правописание остальных слов, используем любые ассоциации, помогающие запомнить правописание слов: предложения-помощники, составленные из слов словарной статьи, рисунки, анимация.

— Итак, давайте повторим, какие виды ассоциаций вы запомнили?

Рассмотрим в качестве примера механизм построения нескольких словарных статей с использованием различных (двух) видов ассоциаций разработанного и апробированного нами на практике ассоциативного словаря. ( Слайды) Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс

Страница третья. ИГРОВАЯ….

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Г. Паустовский)

Для того чтобы дать название какому-нибудь предмету, надо его определённым образом осмыслить. Вот почему один и тот же предмет, та же самая вещь могут по-разному называться в различ­ных языках: русское слово подснежник (цве­ток, растущий под снегом, из-под снега) соот­ветствует английскому, что в переводе означает (капля, упав­шая на снег), французскому — (проткни снег; цветок, протыкающий снег), немецкому — (снежный коло­кольчик). Существует специальная система обучения пра­вильной, выразительной и чёткой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актёры, пев­цы, дикторы. Вы тоже можете ежедневно выполнять одно из упражнений. Оно заключается в том, что по нескольку раз внятно и очень чётко выго­вариваются труднопроизносимые слова, например: соответствующими, участвовавшими, взаимоотношения, усовершенствованиями, публицис­тический, экзаменационный, наливающимися, покровительствовавшие, облагодетельствованный, безмолвствовавший, опрокидывающимися . Этот список слов можно продолжить, воспользовавшись, например, орфографическим словарём. Представляем третий способ запоминания орфограмм. Это игровые формы…

Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс

Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс Устный журнал "Неизвестное об известном" 5-9 класс

— Вот и закончилось наше путешествие. До новых встреч, друзья.

Литература:

1. « Русский язык в школе» №5, 2009 г.

2. « Русский язык в школе» № 8, 2010 г.

3. «Русский язык в школе» № 10,2011г.

4. Программа «Юные дарования»  (2009) из серии « Стандарты второго поколения»

5. Учебно-методический проект «Герменевтические методы и приемы в работе учителей-предметников гуманитарного цикла»  (2010) из серии « Стандарты второго поколения»

6.Герменевтические методы и приемы в работе учителей-предметников гуманитарного цикла, тезисы выступления  (2010)

7.Захарова Т.А. Задание №1 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» на сайте www .it n .ru

8.Захарова Т.А. Задание №2 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» www .it n .ru

9.Захарова Т.А. Задание №3 -№ 5 для участников творческой группы «Наш орфографический словарь» www .it n .ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here