|
МОУ «СОШ п. Учебный
Ершовского района Саратовской области»
Трагикомедия о Русском языке
« Погибаю – помогите,
Умоляю – сохраните…»
Разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 5-9 классов
учителя русского языка и литературы Маляновой Е.Н.
2013 г
Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову, развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время, развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: высказывания о русском языке.
Ход мероприятия
Исполняет песню учащийся в роли Русского языка
I куплет:
Погибаю – помогите,
умоляю – сохраните!
Русский ваш родной язык
Превратился просто в пшик.
Припев:
Такие – сякие
Коверкают слова.
От сленга такого
Кружится голова.
II куплет:
Что за дети – наказанье.
Им даю образованье.
До меня им дела нет,
Всюду слышу полный бред.
Припев: тот же
III куплет:
Это что за наважденье,
Нет от жизни наслажденья.
Про меня народ забыл,
Умираю, нет уж сил…
Припев: тот же
Ненужные словечки
(Сценка в исполнении 2 учащихся)
-Я хорошо понимаю русский язык. Но многие ребята часто употребляют в своей речи ненужные жаргонные словечки. Вот, например, я вчера встретил во дворе соседского мальчишку Ваню Сидорова.
— Здравствуй, Ваня.
— Здравствуйте.
— Ну, расскажи, Ваня, как дела?
— У, дела моща.
— Что-что?
— Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клево, да?
— А что, там лошадь была?
-Какая лошадь?
— Ну, которая ржала. Или я не понял ничего?
— Ну, ничего вы не поняли.
— Ну-ка, давай все сначала.
— Ну, давайте. Значит, один фитиль…
— Без свечки?
— Без.
— А что же это за фитиль? –Ну, парень длинный такой.
— Он на чем подкатил, на велосипеде?
— Да нет, велосипед у шкета был.
— У какого шкета?
— Ну, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
— С кем, с кем?
— Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Ну вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
— У него что, чесалось что-нибудь?
— Да нет, попилил он.
— Ну и как, распилил?
— Что распилил?
— Ну,велик?
— Чем?
— Ну, этим самым, шнобелем?
— Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку – то разинул, вот и дерябнулся.
— А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
— Да не было там никакой зимы, там училка .
— Учительница, ты хочешь сказать?
— Да. Теперь –то вы поняли?
-_Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
-Как это не знаю?
– Вот помнишь у Гоголя « Чудный Днепр при тихой погоде…»?
-Помню, помню. Проходили.
-Послушай, как это на твоём языке- бзыке звучать будет. «Клёвый Днепр при тихой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, катит он волны свои…». Ну как?
–Клёво! ( Лион Измайлов «Ненужные словечки»)
Ведущий 1: Слова в разговоре следует произносить ясно и отчетливо, чтобы каждый вас мог понять.
Ведущий 2: Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.
Чтец: Живет на свете Саша
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно –
Как люди говорят –
Наш Саша так корежет,
Что сам понять не может.
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
— «До свидания!»
А слышится:
— «До здания!»
Он спросит:
— «Где калоши?»
А слышно:
— «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва – едва;
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить. (С. В. Михалков, «Сашина каша» )
Ведущий1. Или придется обратиться к доктору.
(Сценка в исполнении 2 учащихся)
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит Пете термометр). А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В пятом «бы»
Доктор: В пятом «бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девочки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек… Железно (берет у Пети термометр) Ну-ка, открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
Ведущий2. Догадайтесь, почему стали возможны НЕСУРАЗНЫЕ слова.
-
Здравствуй!
-
Привет!
-
Что ты это несешь?
-
Несу разные вещи.
-
Несуразные? Почему они несуразные-то?
-
Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи несу я. Разные! Понял? Вот, несу мел…
-
Что не сумел?
-
Отстань!
-
Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
-
Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
-
Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
-
Какая жена? Это у Мишки- то жена? Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
-
Вот оно что…
-
А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
-
Тамарка?
-
Ага.
-
И – ничего, симпатичная?
-
Красивая! Зеленая такая…
-
То есть, как?!
-
Зеленого цвета.
-
Постой, постой… это что же: у нее… волосы, что ли, зеленые?
-
У кого — волосы?
-
Да у Тамарки – то.
-
Что – о?
-
Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»..
-
Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
-
Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
-
Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова!
-
Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
-
Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
-
А ну, тебя…
-
Да, стой, стой!
-
Ну, что еще?
-
Привет передавай.
-
Кому?
-
Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! (А.Шибаев «Несуразные вещи»)
Ведущий1. А порою разговор наш – настоящий ЕРАЛАШ
Чтец.
-В нашем классе есть привычка
Награждать друг друга кличкой
Так ведется с давних пор,
И, храня обычай,
Иногда наш разговор
Прямо фантастичен:
-
Здравствуй, Бык!
-
Здорово, Дятел!
-
Добрый день,
Медведь, приятель! –
Я чихну, мне говорят:
-
Будь здоров, Карасик!.. –
В общем ,целый зоосад
В нашем пятом классе.
В общем ,жизнь чудес полна –
В этом ералаше
Мы забыли имена
Собственные наши.
Вот зовут к доске Петрова –
Мы ни с места, мы ни слова.
-
Кто Петров? И тут ли он? –
Думаем. И что же?
Ни фамилий, ни имен
Вспомнить мы не можем;
И у всех преглупый вид.
А учитель говорит:
-
Не готов Петров к ответу?
Ставлю двойку я за это… —
Премирована модель
Чья? Ильи Петрова.
Значит, снова канитель –
Как найти такого?
Все глядят по сторонам…
Надоело это нам:
Стали вновь друг друга звать
Мы по-человечьи,
Стали ясными опять
И дела, и речи.
Тут припомнил сразу я,
Что зовусь Петровым,
Значит двойка-то моя,
Я и премирован…
Вот какая ерунда
Вышла ненароком.
Это сказка? Шутка?
Да, шутка. Но с намеком.
Ведущий1. Намек твой понимаем,
Ведущий2. Концерт свой начинаем
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!
Первый: Уважаемые девочки…
Второй: …И мальчики.
Первый и второй: (Вместе) Начинаем наш концерт.
Ведущий: В нашем концерте будет много исполнений.
Первый: На фортепьяне будем играть…
Ведущий: На чем, на чем будем играть?
Первый: На фортепьяне.
Ведущий: На фортепьяне играть нельзя. Можно играть… на чем?
Второй: На пианине.
Ведущий: Да… Я вижу, что наш концерт надо сразу начинать с урока. Ну-ка, придумайте рассказ с такими словами: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, пенсне, кафе. Запомнили?
Второй: Тут и запоминать нечего.
Первый: Мы сейчас из этих слов не только рассказ, поэму в стихах напишем.
Второй: Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
Первый: И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуру.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальто и без кашне…
Второй: А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты…
Ведущий: Вы знаете, друзья мои, мне кажется, что так сочинять, и я могу.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу.
Носит в сумке шимпанзу.
Первый: Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
Второй: И сидит за доминой
С шимпанзой и кокадой.
Первый: Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Ведущий.Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Первый.Жаль, что кончилось оно!
Второй: В гардероб пора бежать -будут польта выдавать!
Ведущий: У нас с вами получилось стихотворение как раз про то, как не надо говорить.
Первый и второй: (вместе) Почему?
Ведущий: Да, потому, что все эти слова не изменяются по падежам. Например, пальто – в именительном пальто и в родительном пальто. Без чего? Без пальто. Слово не меняется.
И по числам такие слова тоже не меняются. Мы говорим: этот фильм идет в нескольких кинотеатрах, а не в нескольких кинах.
Первый: Теперь все ясно.
Ведущий: Подождите, еще не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе – брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя, потому что по родам такие слова тоже не изменяются.
Второй: Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
Ведущий: Никогда! И это надо знать всем ребятам, об этом надо помнить, а я вам об этом даже спою.
Чтобы грамотным стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять,
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро и не метро.
Ни кашне и не пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде.
Ни кино и ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру. (А. Хайт)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Ведущий: Ну что ж, попели, повеселились. Пора и заниматься.
Первый: Опять заниматься! Да ребята уже устали.
Ведущий: А по-моему, ребята совсем не устали. Просто вы сами ленитесь.
Второй: Мы?.. Ни капельки. Пожалуйста, пусть будет урок.
Первый: Только пусть он будет малюсенький – малюсенький. На полминутки.
Ведущий: Что же мы выучим за такой урок? Такой урок, как говорится, ни два, ни полтора.
Первый: А зачем нам два на уроке? Обойдёмся без двух.
Второй: И без полторы.
Первый: Не без полторы. Без полторых.
Ведущий: Нет, я вижу, нам сегодня без урока не обойтись. И давайте посвятим его склонению числительных полтора – полторы.
Первый: Да мы и так знаем. Чего их склонять?
Ведущий: Знаете?.. Тогда просклоняйте мне числительное полтора.
Первый: Полтора чего?
Ведущий: Все равно. Ну, хотя бы, полтора кило.
Первый: Полтора кило чего?
Ведущий: Ну, если хотите, полтора кило колбасы.
Первый: Лучше мороженого.
Ведущий: А горло не заболит?
Первый: Не заболит.
Ведущий: Тогда склоняйте.
Первый: Пожалуйста. Именительный– кто, что – полтора кило. Верно?
Ведущий: Пока да.
Первый: Родительный – кого, чего – полтора килы. Дательный – кому, чему – полторям килям. Винительный – кого, что – полтора кила. Творительный – кем, чем – полторей килей. Предложный – о ком, о чем – о полторах килях. Ну как?
Ведущий: Здорово. Теперь вы просклоняйте мне числительное полторы.
Второй: Пожалуйста. Именительный– кто, что – полторы трубы.
Родительный – кого, чего – полтори труби. Дательный – кому, чему – полторе трубе. Винительный – кого, что – полторы трубы. Творительный – кем, чем – полторей трубей. Предложный – о ком, о чем – о полторях трубях.
Ведущий: Да… Блестяще! А знаете почему все так над вами смеялись?.. Потому что вы не знаете очень простого правила. Числительные полтора – полторы во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют форму полутора.
Первый: Теперь – то ясно.
Второй: Сразу надо было так сказать.
Ведущий: А для того, чтобы вы запомнили это правило, давайте все вместе расскажем стих.отворение.
Лежат на столе полтора пирожка,
Первый: А мы здесь все трое – друзья.
Второй: Полутора нет пирожков на столе.
Первый: Ну вот, отвернуться нельзя.
Ведущий: К полутора тем пирожкам творожка б…
Первый: Недурственно, я бы сказал.
Второй: Но съели и так полтора пирожка.
Первый: А я только слюнки глотал.
Ведущий: Полутора мы пирожками вдвоем
Второй: Наелись и сыты вполне.
Первый: А я о полутора тех пирожках
Мечтать буду даже во сне.
Все: Пусть запомнит правило твердо детвора,
Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном – винительном пишут полтора,
А в других падежах пишется полутора.
Ведущий: Прекрасно! А теперь расскажем про числительное полторы.
Второй: А где полторы банки меда лежат?
Первый: Я знаю, но вам не скажу.
Ведущий: Полутора банок не видно нигде.
Второй: К полутора банкам еще бы чайку!
Первый: Найдите сначала хоть мед!
Ведущий: Ну, мы полторы банки меда найдем!
Первый: От смеха держусь за живот…
Ведущий: Полутора банками меда вполне
Второй: Могли б наслаждаться три дня.
Первый: Я вам о полутора банках скажу:
Они в животе у меня!
Все: Сочинили песенку мы для детворы,
Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном – винительном пишут полтора,
А в других падежах пишется полутора! (А.Хайт)
Ведущий1. Чтобы правила знать, надо память тренировать!
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Первый: (ведущему) Вот скажите, сколько человек должен уроки учить?
Ведущий: Это трудно сказать. Одному хватает часа, а другой полдня должен сидеть. Тут все зависит от человека.
Первый: А вот я в школе когда учился, совсем не занимался. Все на лету схватывал. И математику, и историю, и географию…
Второй: Ой-ой! Схватывал! Да ты и сейчас географию не знаешь.
Первый: Я не знаю? Я все знаю! Вот спроси меня чего-нибудь.
Второй: И спрошу. Скажи нам, пожалуйста, кто живет в Швейцарии?
Первый: Швейцары.
Второй: Ой, швейцары! А кто тогда живет в Швеции?
Первый: В Швеции?.. Тоже швейцары.
Второй: Как же так получается? В Швеции – швейцары и в Швейцарии – швейцары?
Первый: А они переезжают туда – сюда.
Второй: Туристы, да?
Первый: Да!
Второй: Ладно, допустим. А скажи, пожалуйста, кто живет в Персии?
Первый: Персики!
Второй: Персики! Эх ты… Ладно, последний раз тебе вопрос задаю. Скажи, кто живет за морем? Знаешь?
Первый: Знаю.
Второй: Скажи.
Первый: Заморыши!
Второй: Эх ты, хвастун! Память у него… вот у меня память, так это память.
Ведущий: Какая же у вас память?
Второй: Удивительная, вот какая!
Первый: Ну да?
Второй: Да. Мы еще в первом классе таблицу умножения проходили, а я ее до сих пор помню.
Первый: Молодец!
Второй: Конечно. Пятью пять – двадцать пять, шестью шесть – тридцать шесть, семью семь – сорок семь.
Ведущий: А семью восемь?
Второй: Сорок восемь.
Первый: Память у тебя! Ничего не помнишь. Вот у меня память настоящая, и то не хвастаюсь. Я могу любое стихотворение запомнить с первого раза.
Ведущий: Любое?
Первый: Любое.
Ведущий: Ну, хорошо! Сейчас проверим. Слушайте: «Жили- были старик со старухой у самого синего моря. Жили они тридцать лет и три года».
Первый: Все?
Ведущий: Пока все.
Первый: Пожалуйста. Я даже с выражением прочту. «Жили -были старик со старухой у самого синего моря. И было ему тридцать лет, а старухе три года».
Второй: Вот так память: старухе -три года.
Ведущий: Погодите смеяться. Мы еще вашу память не проверили.
Второй: Пожалуйста, проверяйте. Я не то что стихи, прямо из учебника запомнить могу.
Ведущий: Хорошо, запоминайте: «Горилла, животное, рост один метр семьдесят сантиметров, живет в лесах Африки, питается бананами». Повторите.
Второй: Пожалуйста. Гаврила. Животное. Рост одни метр семьдесят сантиметров. Живет в лесах Арктики. Питается баранами.
Первый: Никакой у тебя памяти нет, никакой.
Второй: Есть. И получше, чем у тебя.
Первый: Ладно, если у тебя такая хорошая память, тогда вспомни и скажи, где водились мамонты?
Второй: Хо-хо-хо. Где? Не где, а с кем.
Первый: Хорошо, скажи ,с кем водились мамонты.
Второй: С папонтами, вот с кем.
Первый: Да, ничего ты не знаешь и запомнить ничего не можешь.
Второй: Это ты вопросы такие трудные задаешь. А вот ты ответь мне на простой вопрос: Что добывают в Кривом роге?
Первый: В Кривом Роге добывают … рога!
Второй: Какие рога?
Первый: Какие рога, какие рога… Кривые! Вот какие!
Второй: Да, никакой памяти у тебя нет.
Первый: Это у тебя нет!
Ведущий: Не спорьте, друзья мои. Я думаю, что все ребята уже убедились, какая у вас великолепная память. Вы уж хотя бы постарайтесь вспомнить, что вы сейчас должны сказать ребятам.
Первый: Пожалуйста. (Достает шпаргалку). Выступает…
Ведущий: По шпаргалке каждый может. Вы без нее скажите. (Отбирает шпаргалку).
Первый: Пожалуйста. (Достает еще шпаргалку). Выступает…
Ведущий: Нет, сами скажите. У вас же хорошая память. (Отбирает шпаргалку).
Второй: Можно я скажу? Без всякой шпаргалки.
Ведущий: Прошу.
Второй: (Точно и без запинки объявляет номер) «Весело и в рифму»
Ведущий: Молодец! Надо же. Вспомнил и без шпаргалки. Очень рад за тебя. (Шпаргалка у ведущего на спине). (А.Хайт)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
Первый: Взрослые часто говорят ребятам: у вас счастливое детство, счастливое детство! А что же тут счастливого? В магазин сходи, полы подмети и уроки выучи.
Второй: Просто помесь крепостного крестьянина с учеником получается.
Первый: Чего мне стоило одна формула корней квадратного уравнения! Помнишь?
Второй: Помню. Смутно, но чуть – чуть.
Ведущий: А, я по правде говоря, уже совсем забыл, что такое квадратное уравнение и чем оно отличается от круглого, например, или прямоугольного.
Второй: А мне никак русский язык не давался. Особенно я в ударениях путался. Да я и сейчас не знаю, как правильно говорить: творог или творог? каталог или каталог?
Ведущий: Да, явно наша медицина отстает.
Первый: А причем здесь медицина?
Ведущий: А притом, что давно уже нужно выпускать таблетки обучательные. Проглотил одну- запомнил закон Архимеда. Проглотил другую — пожалуйста, Бином Ньютонам у тебя где?
Второй: Где?
Ведущий: В голове. Проглотил третью и, пожалуйста, заучил теорему Пифагора: пифагоровы штаны на все стороны равны.
Первый: А между прочим теорема Пифагора совсем не про штаны.
Ведущий: Да? А про что?
Первый: Про то, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катета.
Ведущий: Удивительно! а почему это я про штаны запомнил?
Второй: Наверное, потому, что весело и в рифму.
Ведущий: А может, и нам также поступать с ударениями. Исполним про них песенку. Весело и в рифму – и сразу запомним, как правильно говорить разные слова
Первый и Второй: (потрясены) Прекрасная мысль!
Кто с правилами дружен,
Тот твердо убежден:
Фарфор нам очень нужен,
А фарфор не нужен.
Нельзя сказать алфавит,
А только алфавит,
Кто говорит алфавит,
Неверно говорит.
Не говори каталог
А только каталог.
А творог?
Можно творог,
Но можно и творог.
А если в магазин вдруг
В портфели завезли,
То не ходи в магазин,
Не купишь портфели.( Э Успенский)
Первый: Очень многие люди ,взрослые и ребята, путаются и не знают, как правильно говорить: статуя или статуя? Партер или партер?
Ведущий: И здесь нам поможет песенка.
И пусть не будет тайной
Для взрослых и ребят,
Что в парке не статуи.
А статуи стоят.
А если вы в театр
Явились, например,
То не ходите в партер,
Пожалуйте в партер.
Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шофер,
А нас везет шофер.
Шофер, он любит дело,
Профессию свою,
А с шофером мы смело
Влетим в аварию.
Первый: Надо же, как здорово!
Второй: Чего же тут здорового, если мы в аварию влетим?
Первый: А я не про аварию говорю, а про то, как легко ударение запоминается. Мне кажется ,и ребята тоже запомнят, как эти слова говорятся.
Ведущий: Не зря же я, ребята ,
Учебники листал
Почти что целый квартал,
А правильно квартал. .( Э Успенский)
(Сценка в исполнении 3 учащихся)
На сцене Ведущий (по сценке) и Первый, выбегает Второй.
Второй: (запыхавшись) Ой, извините, пожалуйста, я задержалась. Книгу интересую читала!
Ведущий: Очень хорошо, что вы любите книги. Жаль только, что вы читаете не вовремя.
Второй: Все, больше не буду (кидает книгу на стол).
Ведущий: Что вы делаете? Вы же совершенно не умеете обращаться с книгами.
Второй: А что с ними обращаться? Прочел, да и все!
Ведущий: Вот – вот, так многие и думают… Ну – ка давайте сюда эту книгу. Покажите нам, как вы умеете читать.
Второй: Пожалуйста (поплевывая на палец, переворачивает страницы).
Ведущий: Вот, пожалуйста!.. Разве можно облизывать пальцы?
Второй: А что облизывать? Страницы?
Ведущий: Подумайте сами: приятно будет другому читать после вас эту обслюнявленную книгу?
Второй: Пока другой читать будет, все высохнет.
Ведущий: А уголки страниц будут уже испорчены. Нет, это только кажется, что книжку читать просто. Вот скажите, как запомнить, на какой странице вы прервали чтение? Ну, предположим, вы читали – читали, и вдруг к вам зашел приятель…
Первый: Очень просто. Загнуть уголок и все.
Второй: Эх, ты! Так опять страница испортится! Я по-другому делаю: предположим, я остановился на двадцать четвертой странице. Я спокойно закрываю книгу и пишу на обложке: 24. И все страницы, как новенькие.
Ведущий: А обложка?
Второй: Обложку же никто не читает.
Ведущий: Я думаю, что кроме вас, все ребята знают, что надо пользоваться закладкой. И можно было бы всем об этом не напоминать, если бы вы всегда помнили слова: «Берегите книгу».
Первый: Она дорогая.
Ведущий: Не в том дело, дорогая она или дешевая, толстая или тонкая.
Второй: Правильно! Вот у меня была тонюсенькая книжечка, а я ей двадцать три мухи убила.
Первый: Стыдно так книгу использовать! Я тоненькие книги всегда под стол подкладываю, чтоб не шатался.
Ведущий: Ну, хватит! От ваших разговоров я уже сама начала шататься. Вы мне напоминаете ребят, которые кидаются книгами и даже бьют ими друг друга по голове. Они, наверное, думают, что так в голове будет больше знаний.
Первый: Нет, мы не такие. Я, например, книгу люблю и не расстаюсь с ней ни в автобусе, ни за обедом.
Ведущий: Плохо! За обедом надо обедать, а не читать. Вот так пообедаешь на книжке, а потом не разберешь, где Швабрин, а где бульон, где Гринев, а где компот.
Второй: Компот можно всегда узнать ,по косточкам.
Ведущий: А человека по книге. Вот у меня в руках хрестоматия, которая побывала в руках не то читателя, не то писателя. Он все страницы исписал своими замечаниями и добавлениями.
Первый: Зачем?
Ведущий: Уж я не знаю. Наверное, этот школьник хотел улучшить Некрасова. Вот, смотрите: «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно: покой и простор». И воспаление легких. Это уже он добавил. Новый Некрасов!
Второй: Да, это он зря. Если узнают, нагореть может.
Ведущий: Причем здесь нагореть? Разве в этом дело? Важно, чтобы каждый относился к книге, как к другу. И помнил, сколько людей стараются для того, чтобы ты мог встретиться со своим другом. (А.Хайт)
. Песня (исполняют ребята и Русский язык)
-
Ах ты, русский наш язык,
мудрый батюшка!
Ты прости своих упрямых
ребятушек.
Мы исправиться тебе обещаем!
Русский язык: Может быть,
Я вас прощаю…
-
Ох, обиженный ты наш,
горемычный,
Мы забудем все слова
заграничные.
Только русский мы язык обожаем!
Русский язык: Я, наверно,
вас прощаю!
-
Изувеченный ты нами,
искалеченный!
Твои раны надо срочно
залечивать!
Для начала, может, крепкого чаю?
Русский язык: Вот теперь
Я вас прощаю!..
Учитель . Надеемся мы очень,
Что наш эксперимент
Неграмотность уменьшит
Хотя бы на процент!
Список используемых источников
1.http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2708285
2.Успенский Э., Хайт А., и др. — Вся «Радионяня». Аудиоспектакль; СиДиКом; 2005