Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты

Ростовской области

Конспект урока по литературе по ФГОС

в 5 классе

«И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лисица».

подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Ирина Александровна

г. Шахты

2013

Учебник: Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Название раздела, темы: Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цели урока: знакомство с И.А.Крыловым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ басни, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению,

Ход урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке будем: думать, размышлять,
на вопросы отвечать, выразительно читать.

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Учитель читает отрывки из знакомых басен. Назовите.

— Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»?

— Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова.
— Каким он вам представляется по характеру?

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Крылова?

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

Выявление желания знакомиться с творчеством автора.

Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию рассказа

Открытие обучающимися нового знания

Физкультминутка

Самостоятельная работа

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

— оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ

Посмотрите, пожалуйста, на портрет.

Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами.
— Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басне Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки (экскурсия по выставке)

— Кто из вас знает, что такое басня? — Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.
— Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?
— Какие основные задачи урока стоят перед нами?


— Составим свое определение басни.

— На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?

А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной.
— Понравилась вам басня?

— Какая же история приключилась с Вороной?

— О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?

Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари.

Лесть

Гнусный –

Не впрок –

Взгромоздиться –.
Пленить –
Плутовка –.
Ангельский (голосок) –
Царь – птица –.
Вещуньина (голова) –.
Задание: замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:

Смотрит пристально, не отрываясь — глаз не сводит;

Подходит тихо, осторожно — на цыпочках подходит;

Утратила способность здраво рассуждать — вскружилась голова;

Каркнула очень громко — во всё горло; Исчезла, скрылась — была такова; Трудно стало дышать — дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда — бог послал.

Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138

Работа с текстом басни.

— Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

— Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)

— Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

— Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

— Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (^ Нет).

— А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какиe перышки! какой носок!)

— Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).

— А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

— Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы.

(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло»)

— Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (^ Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

— Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (^ Нет, скромный не стал бы ее слушать).

— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

— Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?


Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая


Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая


— Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
(ответы детей)

Работа над моралью басни.

— Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

— О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

— Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

Работа с пословицами.

Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке — медок, а на сердце — ледок.
У лести нет чести

Чтение произведения по ролям.

Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.


Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…..»

Дается по выбору:

Выразительное чтение басни.

Чтение по ролям

Инсценировка басни

Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).

Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.

Восприятие прослушанной басни.

Работают в парах , обосновывают свои выводы

Дети подтверждают ответы примерами из текста.

Работа по алгоритму с цель сделать выводы по данному этапу урока.

Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

Дети работают в группах

Взаимооценивание

Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here