Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты
Ростовской области
Конспект урока по литературе по ФГОС
в 5 классе
«И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лисица».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Ирина Александровна
г. Шахты
2013
Учебник: Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Название раздела, темы: Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Цели урока: знакомство с И.А.Крыловым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ басни, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению,
Ход урока.
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Организация начала занятия
|
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Психологический настрой детей на урок. Учитель: Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами. |
Самоопределение | |
Мотивация к учебной деятельности
|
личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
Учитель читает отрывки из знакомых басен. Назовите. — Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? — Посмотрите на портрет Ивана Андреевича Крылова. -Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Крылова? Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
|
Выявление желания знакомиться с творчеством автора. | |
Актуализация знаний
Постановка цели (целеполагание)
Организация деятельности по восприятию рассказа
Открытие обучающимися нового знания
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Рефлексия деятельности (итог урока)
Домашнее задание | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.
логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
личностные: — оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: — соотносить полученный результат с поставленной целью.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция.
| СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ПИСАТЕЛЕ Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Когда – то он был молодым, но в истории литературы все знают « дедушка Крылов» когда произносят это имя сразу пред глазами тучный старик с серыми волосами. А пока мы познакомимся с содержанием книжной выставки (экскурсия по выставке)
— Кто из вас знает, что такое басня? — Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.
— Составим свое определение басни. — На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?
А теперь послушаем басню «Ворона и Лисица» и узнаем какая история приключилась с Вороной. — Какая же история приключилась с Вороной? — О чем это произведение: о хорошо знакомых нам животных или еще о чем – то?
Давайте вместе определим значение этих слов, используя толковые словари. Лесть Гнусный – Не впрок – Взгромоздиться –. Смотрит пристально, не отрываясь — глаз не сводит; Подходит тихо, осторожно — на цыпочках подходит; Утратила способность здраво рассуждать — вскружилась голова; Каркнула очень громко — во всё горло; Исчезла, скрылась — была такова; Трудно стало дышать — дыханье спёрло; Нашёл случайно, без особого труда — бог послал. Самостоятельное чтение учащимися басни по учебнику, с.137-138 Работа с текстом басни. — Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях. — Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман) — Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая) — Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей) — Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте. — Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей). — Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (^ Нет). — А что.говорила Лиса о Вороне? Прочитайте. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какиe перышки! какой носок!) — Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»). — А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!) — Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковы слова Лисицы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло») — Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (^ Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр). — Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (^ Нет, скромный не стал бы ее слушать). — Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости) — Какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?
Работа над моралью басни. — Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль). — О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам). — Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).
Работа с пословицами. Задание: собери пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни:
Чтение произведения по ролям. Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу. «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» «Урок дал мне для жизни…..»
Дается по выбору: Выразительное чтение басни. Чтение по ролям Инсценировка басни
| Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию).
Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя.
Восприятие прослушанной басни.
Работают в парах , обосновывают свои выводы
Дети подтверждают ответы примерами из текста.
Работа по алгоритму с цель сделать выводы по данному этапу урока.
Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.
Дети работают в группах
Взаимооценивание
Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. | |
| ||||
|
|
|
|