Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

г. Оренбурга

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

«Имя прилагательное как часть речи»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Гаврилова Тамара Николаевна

г. Оренбург

2014

Урок русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

  • Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

  • Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

  • Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

1. Ход урока

Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число классная работа. Строчку, где должна быть записана тема, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать сами.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с одного рассказа.

1.Материал для ознакомительного чтения (распечатка).

Однажды в одном и том же лесу оказались двое: мальчик, сын охотника, и взрослый человек. Оба провели там ночь.

— Что же тебе запомнилось? – поинтересовался я у мальчика.

— Ночь была тёмная, а на небе сверкали звёзды,- ответил мальчик.

А вот что об этой ночи рассказал другой человек:

« Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах…». Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский.

2. Работа с текстом.

— Какой ответ вам понравился: мальчика или взрослого человека? Почему?

— Благодаря каким словам второе описание, сделанное писателем, стало зримым и выразительным?

— К какой части речи относятся эти слова?

— Как вы думаете, о чём сегодня мы будем вести речь?

— Запишите тему в тетради «Имя прилагательное как часть речи». (Я пишу на доске).

— Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне слова).

— Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).

3. Повторение и обобщение изученного.

Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом.

— На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Каким членом предложения являются? Какую роль в тексте они играют?

— Запишите текст в тетрадь, найдите и подчеркните имен прилагательные волнистой линией.

— С какой частью речи согласуется прилагательное?

— В записанном тексе найдите изобразительно-выразительные средства языка, известные вам, которые помогают автору создать яркую и запоминающуюся картину ночи в лесу?

( эпитеты: безмолвная ночь, глухой синевой, серебряной воды, тяжёлым свистом;

метафоры: ночь надвигалась, сумерки густели;

сравнение: будто капли серебряной воды)

— Сделайте вывод. Что вы знаете об имени прилагательном?

(Имена прилагательные обозначают признаки и качества предметов; отвечают на вопрос какой? ; относятся к существительным и согласуются с ними в роде, числе и падеже; в предложении чаще всего бывают определениями и делают текст выразительнее и ярче).

4.Работа с поэтическим текстом.

— Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения (проецируется на экран)

На со..нце т..мный лес зардел.

В д..лина пар б..леет тонкий,

И песню ранн..ю запел

В лазур.. жаворонок

звонкий.

(В. Жуковский)

— О каком времени года идёт речь? Как вы догадались?

— Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать приход весны?

— Спишите стихотворение, вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

— На какие правила были пропущены орфограммы?

— Разберите по составу слово раннюю. Какой способ образования слова?

— Подберите к нему синонимы…., а затем антонимы…

х

— Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

(Какие род, число, падеж у существительного, к которому относится прилагательное, такие род, число, падеж и у прилагательного).

— Прочитайте первое предложение, найдите изобразительно-выразительные средства языка, известные вам, которые помогают автору создать яркую и запоминающуюся картину леса (эпитет: тёмный лес; метафора: лес зардел).

Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что и в том, и в другом тексте говорится о природе. Какова основная мысль этих текстов?

(Беречь и охранять природу).

Многие поэты и писатели, описывая природу, обращаются к людям с призывом беречь и охранять её, т. к. она является величайшим источником вдохновения и здоровья. Вот как говорит о природе замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Только неравнодушные люди, люди, любящие природу и заботящиеся о её сохранности, могут так писать. Я думаю, что и мы с вами тоже бережно будем относиться к природе: не будем губить деревья, бросать мусор, срывать полевые цветы.

5. Творческое задание. Используя прилагательные для описания погоды, опишите сегодняшний день (5-7 предложений). Прилагательные подчеркните как члены предложения.

6. Итог урока.

— Какую роль играют прилагательные в нашей речи и где используются?

7. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Описание весеннего дня», используя прилагательные и изобразительно-выразительные средства языка. Прилагательные подчеркнуть как члены предложения.

Используемая методическая литература: 

 

  1. «Уроки русского языка» (Книга для учителя) под редакцией Г.А.Багдановой.

  2. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 6 классе под редакцией Н.В.Егорова

  3. Занимательный задачник по русскому языку под редакцией Л.Д.Чесноковой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here