Контрольная работа по русскому языку в 11 классе
Цели урока:
1. повторить изученный материал,
2. проверить знания учащихся по орфографии и пунктуации
Условия самодиктанта:
1. списать текст,
2. вставить пропущенные буквы,
3. расставить знаки препинания
Таинственный музыкант
-
Однажды после долгого х…ждения с удоч…кой по берегу реки я пр…сел отд…хнуть на широкой песча…ной отмел… среди прибрежных зар…слей. (2) Поз…няя осень уже раздела кусты лозн…ка и далеко по песку ра…бросала их у…кие лимон…ые лист…я. (3) Лиш… на концах самых тонких буд(то) от холода покрасне…ших веточ…к ещ… тр…петали по 5-6 таких(же) бледно(ж…лтых) листков. (4) Это всё что осталось от пышн…го к…рнавала ос…ни.
(5) Было пасмурн… и ветрен…о. (6) Вспенен…ые волны накат…вались на песчан…ую отмель л…зали поч…рневшие водор…сли вытащ…ные на берег рыба…ким неводом.
-
И вдруг среди этих ш…рохов и всплесков послыш…лись тр…вожащие св..ей (н…)обычайностью звуки. (8) Было похоже что где(то) совсем бли…ко играла кроше…ная скрипка. (9) Порой т…скливая з…вущая порой задумчивая и п…корная полная светлой п..чали мелодия ро…ко впл…талась в (н…)угомон…ое в…рчание хмурой реки. (10) Звуки м…лодии были так слабы что порывы ветра иногда обрывали как паутинку эту тонкую ниточ…ку загадоч…ной трели.
(11)Прислуш…вшись я ул…вил закономерную связь между скрипач…м и ветром. (12) Стоило ветру (не)много утихнуть как скрипка переходила на более ни…кие ноты звук стан…вился густым и в нём отч…тливо улавливался тембр. (13) Когда(же) ветер усиливался звуки заб…рались всё выше и выше они становились острыми как жало скрипка плакала и в…хлипывала. (14) Но д…рижёр(ветер) был (не)умолим он настойч…во треб…вал от скр…пача новых и новых усилий. (15) И тогда таинств…ный музыкант казалось (не)выд…рживал темпа срывался и … слыш…лись только сердитые всплески волн и ш…рох опа…ших лист…ев.
(16) Как заворож…ный слушал я этот уд…вительный к…нцерт на пусты…ой песч…ной отмели. (17) Я пр…слушивался (с)нов… и (с)нов… и напев всё время повторялся всё в тех(же) соч…таниях звук…в. (По Е.И. Носову)
Грамматическое задание
-
Разберите по составу слова: хождения, отдохнуть, прибрежных, покрасневших, снова, водоросли, зовущая, робко, удивительный.
-
Выполните синтаксический разбор предложений №5 и №8.
-
Укажите номера предложений 2-го и 3-го абзацев с необособленными определениями.
-
Укажите № предложения 4-го абзаца, где есть приложение.
-
Укажите № предложения с вводным словом, определите его значение.
Текст диктанта для проверки
Таинственный музыкант
(1) Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. (2) Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (3) Лишь на концах самых тонких, будто от холода покрасневших веточек, ещё трепетали по 5-6 таких же бледно-жёлтых листков. (4) Это всё, что осталось от пышного карнавала осени.
(5) Было пасмурно и ветрено. (6) Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
(7) И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. (8) Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. (9) Порой тоскливая, зовущая, порой задумчивая и покорная, полная светлой печали мелодия робко вплеталась в неугомонное ворчание хмурой реки. (10) Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку эту тонкую ниточку загадочной трели.
(11) Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром. (12) Стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нём отчётливо улавливался тембр. (13) Когда же ветер усиливался, звуки забирались всё выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. (14) Но дирижёр-ветер был неумолим, он настойчиво требовал от скрипача новых и новых усилий. (15) И тогда таинственный музыкант, казалось, не выдерживал темпа, срывался, и … слышались только сердитые всплески волн и шорох опавших листьев.
(16) Как заворожённый слушал я этот удивительный концерт на пустынной песчаной отмели. (17) Я прислушивался снова и снова, и напев всё время повторялся всё в тех же сочетаниях звуков. (По Е.И. Носову)