Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов составлена на основе авторской программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы» Москва «Просвещение», 2011. (Авторы: А.И.Власенков, Л.М..Рыбченкова, Н.А.Николина). Цель программы: расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью, приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Задачи программы:
— закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию, расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
— совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования, способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
— формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Преподавание учебного предмета ориентировано на использование учебника русского языка под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень» — М., «Просвещение», 2012.
Авторская программа по русскому языку рассчитана на 68 часов учебного времени (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе). Рабочая программа для 10 – 11 классов составлена согласно календарному учебному графику МАОУ «СОШ №40» на 69 часов учебного времени (1 час в неделю, 35 часов в 10 классе (35 учебных недель), 34 часа в 11 классе (34 учебных недели).
Программой предусмотрено проведение:
10 класс | 11 класс | |
Контрольные сочинения | 4 | 4 |
Контрольные тестирования | 2 | 2 |
Формы организации учебного процесса включают разнообразные виды работы: составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, сочинений — рассуждений, самостоятельный анализ текста, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста, выполнение тестов различного уровня. Основной формой текущего контроля знаний является индивидуальный и фронтальный опрос. Единицей учебного процесса является урок. Практические работы нацелены на проведение порубежного мониторинга усвоения знаний, выполнение творческих работ учащимися направлены на расширение познавательного интереса, формирование умений и навыков работы со словом и текстом. Текущий контроль осуществляется с помощью написания сочинений по исходным текстам и тематического тестирования. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования.
Требования к уровню подготовки учащихся
10 класс
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
11 класс
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются следующие умения:
коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, классификация);
информационные (извлечение информации из разных источников);
организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | |
1 | Общие сведения о языке. | 4 | |
2 | Речь. Речевое общение | 2 | |
3 | Русский язык как система средств разных уровней | 1 | |
4 | Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. | 3 | |
5 | Лексика и фразеология. | 6 | |
6 | Состав слова (морфемика) и словообразование | 1 | |
7 | Морфология и орфография. | 3 | |
8 | Речь, функциональные стили речи. | 10 | |
9 | Культура речи | 2 | |
10 | Научный стиль речи. | 3 | |
Итого |
| 35 | |
11 класс | |||
1 | Официально-деловой стиль. | 2 | |
2 | Синтаксис и пунктуация. | 8 | |
3 | Публицистический стиль речи. | 7 | |
4 | Разговорная речь. | 5 | |
5 | Язык художественной литературы. | 7 | |
6 | Общие сведения о языке. | 5 | |
Итого |
| 34 |
Содержание программы учебного курса
10 класс
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь. Речевое общение
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.
2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки
Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 2. Функциональная стилистика
1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей.
Раздел 3. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
1.Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
11 класс
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь. Речевое общение
1. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. Сферы речевого общения.
2. Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дис-циплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения.
Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 2. Функциональная стилистика
1. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка.
Функциональные стили (официально-деловой, публицистический), разговорная речь. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.
Наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.
Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 3. Культура речи
1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; ис-
пользование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
1.Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью написания сочинений по исходным текстам и тематического тестирования. В соответствии с положением о ВШК МАОУ «СОШ №40» предусмотрено 3 вида контроля: входной, промежуточный и итоговый.
При оценивании контрольных работ и тестов используется следующая система оценивания: оценку «5» получает ученик, если им выполнено задание на 99-100%, «4» — на 76-99%, «3» — на 50-75%. В случае, если объем задания, выполненного учеником, меньше 50% выставляется оценка «2».
Контрольно-измерительные материалы, предназначенные для тематического контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по разделам курса, прилагаются.
Входной (диагностический) контроль | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль уровня достижения результатов | Итого
| ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||
|
| 10 класс |
|
|
| |||
Количество плановых: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольных сочинений |
|
| 1 | 2 | 1 |
|
| 4 |
Контрольных тестирований |
|
| 1 |
| 1 |
|
| 2 |
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 3 |
|
| 11 класс |
|
|
| |||
Количество плановых: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольных сочинений |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
| 4 |
Контрольных тестирований |
|
| 2 |
| 1 |
|
| 2 |
| 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 3 |
Контрольно-измерительные материалы, предназначенные для тематического контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по разделам курса, взяты из учебно-методического пособия Н.А.Сениной: Учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014». Легион. Ростов-на-Дону, 2013.
Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество | |
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | |||
Основная литература | |||
1 | Учебник под редакцией Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень» — М., «Просвещение», 2013. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету |
|
Дополнительная литература | |||
1
2 3
4
5 | Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ Курс интенсивной подготовки Учебно-методическое пособие. Легион. Ростов-на-Дону, 2011. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. 2014. Практикум. Реальные тесты. – М.: Экзамен, 2014 Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2010 Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. — М.: Просвещение, 2006 Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. – Легион: Ростов-на-Дону, 2013. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету |
|
Оборудование и приборы | |||
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ | |||
1. | Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. | 11 |
2 | Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала | 7 |
СРЕДСТВА ИКТ | |||
1 | Компьютер | Используется учителем и учениками | 6 |
2 | Проектор | Используется учителем | 6 |
3 | Экран | Используется учителем | 6 |
4 | Принтер лазерный | Используется учителем | 3 |
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ | |||
1 | «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 2 |
2 | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10-11 классы. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 5 |
3 | Информационный портал «Сетевой класс Белогорья». | Используется учителем | 12 |