Контрольная работа по теме: «Лексика» (6 класс).

Задание № 1.

Найдите соответствия:

1. Однозначные слова

2. Синонимы

3. Антонимы

4. Лексическое значение

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3. Слова, имеющие одно и то же лексическое значение.

4. То, что обозначает слово.

Задание № 2.

Укажите ряд, в котором все имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1. старые туфли, золотое сердце, чистое небо

2. теплые отношения, старый друг, горький перец

3. каменное сердце, громкая слава, легкий характер

Задание № 3.

Значение какого слова употреблено неверно?

1. Колчан — сумка, футляр для стрел

2. Омшаник — сарай для зимовки пчел

3. Литера — одно из средств художественной выразительности

4. Мичман — воинское звание младших командиров флота

Задание № 4.

Укажи строку, в которой все слова — неологизмы:

1. видеоигра, амбар, луноход

2. дискета, дисковод, гамбургер

3. Интернет, горничная, радиотелефон

Задание № 5.

Выпишите историзмы:

Дубровский знал сии места… Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб.

Задание № 6.

Выпишите диалектные и профессиональные слова.

1. Мшары — это сухие болота.

2. Казаки собирались в проулках и куренях.

3. Сварщик часто использует сварочный трансформатор.

4. Рабочие использовали трайлер на этом объекте.

5. Мы проснулись рано от кочетиного крика.

6. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.

7. Горизонтали — это линии на географических картах.

8. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.

Задание № 7.

Запишите слова, имеющие в своем составе:

1. фон (греч.)

2. граф (греч.)

3. теле (греч.)

Задание № 8.

Найдите предложения, в которых фразеологизмы употребляются в несвойственном им значении.

1. Он бился, как рыба об лед, но так ничего и не смог изменить в своей жизни.

2. Работа валилась из рук, в душе клокотала обида после случившегося накануне.

3. Он был человеком необычайно доброжелательным, открытым, со всеми играл в кошки-мышки.

4. «Что же теперь будет? Ведь мы такую кашу заварили», — спрашивал я себя.

5. Наш посетитель — человек интересный, яркий, ни то ни се.

Задание № 9.

Выпишите устаревшие слова, объясните их значение.

1. Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

2. И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

Задание № 10.

1. Найдите фразеологизм, выпишите его, объясните значение.

1. Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».

2. — Эге! — прервал Кирилла Петрович, — да ты, знать, не из храброго десятка, чего ты боишься.

Задание № 11.

К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

1. скорый поезд

2. обучение животных

Задание № 12.

Какие слова пропущены?

От горшка два …, мало … ел, … как огня.

Задание № 13.

Замените заимствованные слова русскими:

резюме, жаргон, турне, шарм, триумф, виктория, мемуары, антракт.

Задание № 14.

Укажите эмоционально окрашенные слова, составьте с ними словосочетания:

невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, неказистый, невидный.

Задание № 15.

Вспомните и запишите фразеологизмы со словами: рука, палец.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here