Урок письма в 6 классе
Тема урока: «Пусть всегда и у всех будет мама»
Учитель русского языка и литературы МОУ Павинская СОШ Вохмянина Ольга Валентиновна
Цель урока:
-
Создание книги «Письмо к матери» (мини-проект) как средства обучения и воспитания
Цель проекта:
— формировать навыки правильного написания и оформления письма.
— прививать учащимся уважение к письмам как проявлению эпистолярного
жанра
— на примере материалов эпистолярного жанра воспитывать любовь и
уважение к матери
— воспитывать чувство сопричастности с семьёй
Эпиграф:
«Мать-это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей»
У. Теккерей
«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой
беспредельно».
Оборудование:
2)Презентация : « Пусть всегда и у всех будет мама», составленная из фотографий мам детей
3) Фонограмма песни « Мама — первое слово» .
4) Проекция фотографий мам.
5) Выставка рисунков детей с портретами мам.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя:
Ребята, вы любите получать письма? А писать их? А что для вас приятнее? Получать или писать их? Вы правы. Как приятно получить письмо, читать его, вглядываться в знакомый почерк, чувствовать интонацию и настроение того, кто пишет вам.
Поэтому, если вы, ребята, хотите получать письма, пишите их сами.
Я думаю, что сегодня на уроке вы поймёте, что писать письма, как и получать их — приятное и увлекательное занятие.
Сегодня мы будем учиться писать письма… Да, не удивляйтесь. На самом деле это занятие очень интересное и очень ответственное.
Сегодня мы будем писать письмо самому дорогому человеку.
И это неслучайно…
Письма остаются на долгие годы. Их можно перечитывать несколько раз. Вы вырастите и улетите из родного гнезда. Поэтому не ленитесь писать письма своим мамам, чтобы они могли перечитывать их снова и снова, чтобы ваши ласковые слова согревали им душу.
Сегодня на уроке мы с вами создадим книгу из ваших писем. Она будет называться « Письмо к матери».
Дети заранее разделены на 3 группы:
-
Творческая:
Их задача: выучить стихи, письма, песни наизусть.
-
Редакционная:
Их задача: продумать оформление и содержание книги, написать послесловие к книге.
3)Техническая:
Их задача: набор текстов на компьютере, сканирование фотографий.
-
Введение в тему урока
Просмотр презентации «Пусть всегда и у всех будет мама»
1.Что такое письмо?
Письмо — это послание кому-либо
Письмо — это эпистолярный жанр. Эпистола — в переводе с греческого — «послание».
Учитель: С помощью письма люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, поддерживают в трудные минуты и разделяют грусть и радость.
Слайд №1,№2
2.Виды писем:
Письмо — пожелание, письмо — поздравление, письмо-информация.
Слайд №3
Зачитываю примеры писем . Учащиеся должны определить вид письма.
-
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чуткими и отзывчивыми к чужому горю! Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький. ( Письмо-пожелание)
-
С днём рождения, дорогие мои близнецы! Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде. ( Письмо- поздравление)
3.Здравствуйте, дорогие мои мама и папа!
Пишу вам из санатория. Мне тут очень нравится, но я очень соскучился по дому. Когда вы приедете? Приезжайте скорее. Не забудьте привезти кроссовки. Целую. Ваша дочь.( Письмо – информация)
Вывод: письма бывают разные.
-
Письма имеют конкретного адресата
Получателя называют — Адресатом
Отправитель – адресант. Запись в тетради
4.Как построено письмо?
— НАЧАЛО ( обращение) Например: «Дорогой друг!»
— ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Например : «Получил твоё письмо. Спешу ответить. У меня много новостей»
— КОНЦОВКА: Прошу писать почаще… Передавай привет.. До свидания…
( дата и подпись) Слайд № 4
5. Правила написания письма ( запись в тетради)
Слайд № 5 Работа в парах : раздаются правила написания письма, ребята кратко формулируют и записывают.
Итоговая запись: Правила написания письма:
-
Пиши ясно, просто, сжато.
-
Умей учитывать, кому именно пишешь.
-
Не пиши дурного.
-
Не отправляй во гневе.
-
Не читай чужих писем
-
Пиши чётко.
-
Ставь число и подпись
-
Не задерживай ответа.
-
Пиши на хорошей бумаге.
6. Работа над книгой:
Эмоциональный настрой:
Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность. Но наступают такие моменты, когда этого человека рядом не оказывается., а тебе больно и страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладёшь перед собой чистый лист бумаги и пишешь.. письмо ей, единственной и дорогой… Письмо своей маме.
Так было в страшные годы Великой Отечественной войны.
Ученик:
Ещё один день
Даст жизнь или смерть,
Ещё один час
Потерь и побед.
Своею рукой
Пишу я домой:
Как ты там, мать?
И я вот живой
Себя береги и сердце своё,
А я не погибну,
Я нужен ещё.
Ещё за друзей,
Ещё за отца,
За землю свою
Не жалко свинца.
Тебе я клянусь:
Сквозь сотни потерь
К тебе, мать, вернусь,
Ты жди меня. Верь.
Писали нежные, заботливые письма своим мамам сыновья и с Чеченской войны:
Ученик: « Милая, милая моя мамка, здравствуй! Пишу тебе письмо рано утром. Здесь , в горах, так красиво, воздух чистый, тишина. Обо мне не волнуйся, у нас спокойно, служба нетрудная, командиры хорошие. Ты спрашивала, с кем я служу? Ребята все мировые, живём дружно, друг друга выручаем… А по ночам мне снятся красивые сны , и в них обязательно ты, моя мамочка. Гладишь меня по голове, ласково обнимаешь. А мне так спокойно становится, так хорошо. Не переживай за меня, мамка.
Знаешь, ведь никто на свете, не любил тебя, как я.
Для меня нет на планете никого главней тебя.
Целую крепко. Твой сын – солдат Виктор Прохоров.
— А вот выдержка из письма Василия Макаровича Шукшина его маме:
« Здравствуй, мама! Получил 200 рублей, посылку и письмо. Мама, так что же это ты делаешь? Купила пальто. Милая моя! Ведь я с таким же успехом проходил бы в шинели осень и весну. Посылаешь посылочку, опять как маленький вагончик. Что же, думаю, она умудрилась туда положить? Развёртываю, а там – новенькое пальто. Вот тебе раз. Мама! Ты где деньги- то берёшь? Пальто мне как раз, но пока носить не буду. Вот дотаскаю шинель, а там уж… Деньги у меня есть.
Милая моя, больше ничего мне не покупай! Сегодня получил твоё письмо с фотографией. Мама, ты как будто немного похудела. Милая, напиши мне честно, как ты живёшь? Как Питаешься? Я прошу тебя, думай немного о себе.
Целую твои родные руки, которые трудятся дённо и ношно.»
7. Практическая часть.
Итак, наша книга будет называться « Письмо к матери»
Презентация « Наши мамы».
Посмотрите, какие замечательные у вас мамы!
Сейчас мы послушаем стихотворение, которое станет к нашей книге предисловием: Ученица:
Нет на свете лучше, мамочка , тебя,
Ты , конечно, знаешь, я люблю тебя.
Самая родная, милая моя,
Дороже всех на свете, славная моя.
Просыпаюсь утром – радостно, тепло,
Ты меня согреешь, солнышко моё!
Есть такая мудрость, как она верна:
Чтобы жить прекрасно, мама нам дана.
Повторять готова я каждый день одно:
«При солнышке светло, при матушке добро».
Я тебе желаю, мамочка моя,
Будь всегда здорова, будь всегда мила,
Чтобы грусть –печали обошли тебя,
Будь счастливой, мама, я люблю тебя!
На предыдущем уроке мы выбрали
редакционную группу.
Их задача – написать послесловие для книги. Это будет письмо ко всем мамам планеты Земля..
Есть техническая группа:
Они подготовили материал для 1 главы, собрали рисунки.
Учитель:
Я думаю каждому есть, что сказать своим мамам.
Подберите для них самые добрые, ласковые и нежные слова!
— РЕБЯТА ПИШУТ ПИСЬМА СВОИМ МАМАМ.
— Чтение писем.
— ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕДАКЦИОННОЙ ГРУППЫ
Зачитывают открытое письмо всем мамам планеты Земля.
«Дорогие и любимые мамочки планеты Земля!
Вам пишут ученики 6 класса Павинской средней школы Костромской области. Матери мира! Постарайтесь воспитывать своих детей в любви к ближнему, ко всему прекрасному, что нас окружает! Желаем вам самого- самого наилучшего:
За ласку рук, лучи улыбок,
Самоотверженность в труде,
За материнскую заботу
Спасибо, мамочка, тебе!»
8. Звучит песня « Мама — первое слово»
Ребята формируют книгу из писем и рисунков. Каждый листок в файле.
9. Заключительное слово учителя.
Берегите маму, жалейте её, доставляйте ей радость, и тогда её ласка и забота будут сопровождать вас по жизни долго- долго. И где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей маме, а если что-то не можете сказать вслух, берите бумагу и ручку и пишите ей письмо. Она его обязательно получит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.
Итог урока:
Рефлексия:
Что вы узнали нового? С какой целью люди переписываются? Что вы для себя уяснили?
Если вам урок понравился, закрасьте марку ярким цветом, если нет- тёмным.
Заранее приготовлены и розданы детям листочки в виде марок.