ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему:

Контрольный тест по теме «Глагол»

Выполнила: учитель

русского языка и литературы

Винникова Лидия Васильевна

г. Костанай,

2011

Тема: Контрольный тест по теме «Глагол»

Цель: — повторить имеющиеся сведения о глаголе; обобщить и систематизировать знания; определить уровень владения учащимися знаниями о глаголе;

— развивать внимание, память, умение применять изученное на практике;

— воспитывать самостоятельность.

Тип урока: контроль знаний.

МТО: листы с тестами, схемы для повторения (см. Приложение1).

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос (ответы учеников подтверждаю схемами):

— Что такое глагол? (знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

— Назовите морфологические признаки глагола? (постоянные – вид, спряжение, непостоянные – род, число, время, лицо) (данные признаки отмечены в учебнике: З К. Сабитова, в.К. Павленко. Русский язык. /Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Алматы: «Атумұра», 2010г.)

— Какую синтаксическую роль играет глагол в предложении? (обычно является сказуемым)

— Как мы различаем виды глагола? (по вопросу и значению: совершенный вид – что сделать?, значение законченности действия; несовершенный вид – что делать?, значение назаконченности, незавершенности действия).

— Напомните мне правила чередования гласных е-и в корнях глаголов? (если после корня есть суффикс –а- , то пишем –И- в корне, например, вытер – вытирай, уберу – убираюсь).

— Что мы имеем в виду, когда говорим, что глагол изменяется по временам? (глагол может быть в форме настоящего, прошедшего или будущего времени).

— Как мы определяем время глагола? (по вопросу: настоящее время — что делает?, прошедшее время – что делал?, будущее время – что сделает? Что будет делать?)

— Как определить спряжение глагола? (по ударному личному окончанию или по форме инфинитива)

— Что значит «образовать все формы глагола»? (записать этот глагол во всех числах, лицах, временах Пояснение: в курсе 5-го класса мы не проходим наклонения глаголов, поэтому на данном этапе изучения русского языка мы изменяем глагол только по временам, по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Вопрос о наклонениях глагола будет рассматриваться в курсе 6-го класса, поэтому сейчас мы не останавливаемся на данном вопросе).

— Образуем все формы глагола «выступать» (Выступать, выступал, выступаю, выступишь, будешь выступать, выступаем, выступаешь, выступаете, выступает, выступают).

  1. Объяснение заданий теста.

В тесте 16 заданий: 13 – привычные вам тестовые задания (5 вариантов ответа и один правильный), 14-е задание: записать глаголы и определить у них спряжение, 15-е задание: проспрягать два глагола, 16-езадание (дополнительное) – образовать все формы одного глагола.

  1. Написание теста.

Тест предлагаю двух вариантов по 16 заданий в каждом (16-е дополнительное). (см. Приложение 2)

Задание для тех, кто быстро справится с тестом: упражнение 899 – выписать все глаголы, определить их вид, спряжение; любые три из этих глаголов проспрягать; любые два глагола поставить во все времена; образовать видовые пары с пятью глаголами из этого текста.

Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась. Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание.

Руки её были прозрачные и тонкие. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье у неё было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные. (по В.Г. Короленко)

Задание* к тексту: вспоминаем разряды прилагательных. Выписать все прилагательные, определить их разряд.

  1. Домашнее задание. §§81-91, выучить все правила.

  2. Подведение итогов урока.

Источники:

Правила взяты из учебника:

З К. Сабитова, в.К. Павленко. Русский язык. /Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Алматы: «Атумұра», 2010г.

Вопросы придуманы самостоятельно.

Приложение 1.

Глагол

Знаменательная часть речи

Обозначает действие предмета

что делать?

что сделать?

Морфологические признаки глагола:

— постоянные

вид, спряжение

— непостоянные

род, лицо, число, время

что делать? – совершенный вид

что сделать? – несовершенный вид

-бир-

-пир-

-дир-

-тир- +

-мир-

-стир-

-стил-

Приложение 2. Контрольный тест по теме: «Глагол».

1 вариант.

1. Выберите наиболее полное правильное суждение: Глагол – это …

А) Самостоятельная часть речи

Б) Знаменательная часть речи, которая обозначает состояние человека.

В) Знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия или состояния.

Г) Знаменательная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Д) Служебная часть речи, которая выражает эмоции человека.

2. К непостоянным морфологическим признакам глаголов относятся:

А) род, число, падеж

Б) лицо, род, время, число

В) склонение, падеж, число

Г) время, падеж, число, лицо, род, склонение

Д) разряд, полная и краткая форма

3. Инфинитив – это…

А) прошедшее время глагола

Б) постоянная форма глагола

В) неопределенная (начальная) форма глагола

Г) единственное число, средний род глагола

Д) полная форма глагола

4. Укажите глагол совершенного вида

А) ловить Б) рисовать

В) читать Г) писать

Д) поймать

5. Укажите глагол несовершенного вида:

А) нарисовать Б) закрасить

В) перечитать Г) пойти

Д) говорить

6. Укажите видовую пару глаголов

А) зашила — сшила

Б) строил — построил

В) закрасил — перекрасил

Г) вошел — вышел

Д) говорил -разговаривал

7. Укажите слово, в корне которого пишется / И/ :

А) прот…рать Б) бл…стеть

В) расст…лить Г) зап…реть

Д) отт…реть;

8. Выберите вариант с / И / в корне:

А) уб…рёте Б) соб…ру

В) подб…решь Г) соб…рать

Д) б…рет

9. В каком слове в корне пишется / Е /

А) расст…лается Б) прот…рать

В) подт…реть Г) зам…рать

Д) подб…рать

10. Укажите глагол второго спряжения

А) обижать Б) работать

В) бросать Г) писать

Д) держать

11. Укажите глагол первого спряжения

А) читать Б) кричать

В) гнать Г) слышать

Д) дышать

12. Определите время глагола «Задумаю»

А) настоящее время

Б) неопределенная форма

В) будущее время

Г) прошедшее время

Д) инфинитив

13. Выберите строку с глаголами в будущем времени:

А) пел, буду петь, нарисовал

Б) построю, буду строить, нарисую

В) играл, пел, рисовал

Г) войти, пройти, сказать

Д) гуляет, навещает, состоит

14. Запишите глаголы и определите у каждого спряжение:

Доверять, обидеть, читать, красить, исследовать.

15. Проспрягайте глаголы «гладить», «тянуть».

16*. Запишите все формы слова «копать».

2 вариант.

1. Выберите наиболее полное правильное суждение: В предложении глагол…

А) Всегда является сказуемым.

Б) Обычно является сказуемым и согласуется с существительным (подлежащим).

В) Является обстоятельством времени.

Г) Чаще всего определение, а в краткой форме – сказуемое.

Д) Не имеет синтаксической роли.

2. К постоянным морфологическим признакам глаголов относятся:

А) род, падеж

Б) вид, спряжение

В) склонение, падеж, число

Г) время, падеж, число, род, склонение

Д) разряд, полная и краткая форма

3.Укажите глагол в инфинитиве

А) нарисовал Б) нарисую

В) рисую Г) нарисовать

Д) нарисованный

4. Укажите глагол несовершенного вида

А) связала Б) прочитал

В) создали Г) вяжет

Д) заучил

5. Укажите глагол совершенного вида

А) читаю Б) пойти

В) играть Г) петь

Д) держать

6. Укажите видовую пару глаголов

А) выходить — выйти

Б) держал — сдержался

В) мыл — стирал

Г) идти — бежать

Д) молчал — проболтался

7. В каком слове в корне пишется /Е/

А) подб…рать

Б) отд…рать

В) прот…реть

Г) зам…рать

Д) расст…лать

8. В каком слове в корне пишется / И /

А) расст…лить

Б) прот…реть

В) подт…реть

Г) зам…реть

Д) подб…рать

9. Укажите слово, в корне которого пишется /Е/:

А) выб…рать

Б) расст…лать

В) зам…реть

Г) бл…стать

Д) отт..рать

10. Укажите глагол первого спряжения

А) сеять Б) терпеть

В) лететь Г) строить

Д) держать

11. Укажите глагол второго спряжения

А) копать Б) кричать

В) читать Г) писать

Д) звать

12. Определите время глагола «Прочитал»

А) настоящее время

Б) неопределенная форма

В) будущее время

Г) прошедшее время

Д) инфинитив

13. Выберите строку с глаголами в настоящем времени

А) пел, пели, поёте

Б) гуляет, бегает, интересуется

В) буду писать, принесу, сделал

Г) нарисую, зайду, принести

Д) лечь, печь, течь

14. Запишите глаголы и определите у каждого спряжение:

Сочинять, творить, смотреть, стелить, открывать.

15. Проспрягайте глаголы «греть», «говорить».

16*. Запишите все формы слова «лететь».

Ключ к тестам:

1 ВАРИАНТ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В

Г

Б

В

Д

Б

А

Г

В

Д

А

В

Б

14

1, 2, 1, 2, 1

15

Глажу, гладим, гладишь, гладите, гладит, гладят; тяну, тянем, тянешь, тянете, тянет, тянут.

16

Копать: копаю, копаем, копаешь, копаете, копает, копают; копаю, канал, копала, копало, выкопаю, буду копать.

2 ВАРИАНТ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б

Б

Г

Г

Б

А

В

Д

В

А

Б

Г

Б

14

1, 2, 2, 1, 1

15

Грею, греем, греешь, греете, греет, греют; говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят.

16

Лететь: лечу, летим, летишь, летите, летит, летят; лечу, летел, летела, летела, полечу, буду лететь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here