Рабочая программа по русскому языку
для 7 класса
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
-
освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
-
умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
-
интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
-
обеспечение языкового развития обучающихся
-
овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
-
Язык как развивающееся явление
-
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
-
Морфология:
-
Наречие
-
Самостоятельные и служебные части речи
-
Предлог
-
Союз
-
Частица
-
Междометие
-
Омонимия слов разных частей речи.
-
Трудные случаи разграничения языковых явлений
-
Повторение изученного
Главной особенностью программы является ее направленность на:
-
достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
-
осмысления его основных закономерностей
-
усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
-
развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
-
навыков самостоятельной учебной деятельности
-
самообразования, речевого самосовершенствования
-
успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
-
способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
-
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
-
Курс отличается:
-
ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
-
усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
-
вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
-
идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
-
идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
-
культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
-
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
-
особенности ударения в русском языке;
-
основные правила орфоэпии;
-
основные способы образования слов;
-
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
-
правила русской орфографии;
-
морфологические признаки частей речи;
-
нормы употребления в речи языковых единиц;
-
виды словосочетаний;
-
виды предложений;
-
основные группы пунктуационных правил;
-
признаки текста.
Уметь:
-
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
-
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
-
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
-
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
-
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
-
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
-
правильно произносить широко употребляемые слова;
-
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
-
определять способы образования разных частей речи;
-
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
-
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
-
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
-
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
-
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
-
определять синтаксическую роль всех частей речи;
-
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
-
строить пунктуационные схемы предложений
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учителя:
-
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
-
Роговик Т.Н. Русский язык. 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
Для учащихся:
-
Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
-
Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2009
-
Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
-
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
-
Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009
-
Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы — СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
-
Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 7 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004
Учебно-тематическое планирование.
Всего часов | В том числе на: | |||
| 175 | Уроки | Уроки Р.Р. | Контрольные работы |
Введение. | 2 | 2 | — | — |
Фонетика | 5 | 4 | — | 1 |
Словообразование самостоятельных частей речи. | 7 | 6 | — | 1 |
Лексикология.
| 5 | 3 | 2 | — |
Морфология
| 10 | 7 | 2 | 1 |
Синтаксис и орфография. | 10 | 7 | 2 | 1 |
Пунктуация. | 5 | 3 | 2 | — |
Культура речи. | 4 | 4 | — | — |
Текстоведение | 18 | 14 | 3 | 1 |
Наречие. | 31 | 18 | 3 | 3 |
Служебные части речи( предлог, союз, частица) | 48 | 39 | 7 | 2 |
Междометие и звукоподражание | 6 | 6 | — | — |
Повторение изученного за курс 7 класса. | 6 | 5 | — | 1 |
Резервные часы | 15 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
на 2014-2015 учебный год
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс / Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
ТЕМА УРОКА | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ВИД ( Т-текущий, И-итоговый) | ДАТА (план) | ДАТА (факт) | |
| ВВЕДЕНИЕ —2 часа |
|
| |||
1 | Понятие о языке как развивающемся явлении. | Содержание и структура учебного пособия. | Составление плана лекции. | Т Беседа, работа с учебником. |
|
|
2 | Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов | Язык как средство общения, его богатство, образность, выразительность. | Работа с таблицами, схемами, просмотровое чтение, устное высказывание
| Т Устное высказывание
|
|
|
| РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ
Фонетика.-5 часов. |
|
| |||
3 | Лингвистика как наука о языке. Фонетика. Орфоэпия | Основные разделы лингвистики Звуки речи. | Работа с таблицами и схемами .Отражение в устной и письменной речи результатов деятельности. | Т Словарный диктант. |
|
|
4 | Слог. Ударение. Интонация Изменение звука в речевом потоке. | Восстановление ЗУН, полученных в 5-6 кл. Соотношение звука и буквы | Извлечение информации. Построение устного высказывания. Извлечение информации. Построение устного высказывания.
| Т Распределительный диктант. Фонетический разбор слова. |
|
|
5 | Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Формирование навыков литературного произношения | Извлечение информации. Построение устного высказывания. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
6 | Контрольный диктант. | Восстановление ЗУН, полученных в 5 -6кл. | Отражение в письменной речи результатов деятельности. | И Диктант c грамматическим заданием |
|
|
7,1 | Анализ контрольного диктанта.
| Классифицирование ошибок. | Работа со словарями. | Т Работа над ошибками. |
|
|
7,2 | Слова однозначные и многозначные. | Способы словообразования в русском языке | Построение устного высказывания. | Т Словообразовательный анализ |
|
|
| Словообразование самостоятельных частей речи-7часов. |
|
| |||
8 | Основные способы словообразования | Способы словообразования в русском языке | Составление тезисного плана , устного высказывания. Анализ материала, извлечение информации. | Т Устное высказывание. Разбор по составу. Словообразовательный разбор |
|
|
9 | Основные способы словообразования существительных | Способы словообразования. Словообразователь-ные пары и цепочки. | Анализ материала, извлечение информации. | Т Словообразовательный разбор |
|
|
10 | Основные способы образования прилагательных | Основные модели приставочно-суффиксального способа образования | Чтение. Составление схем, извлечение информации. | Т Фронтальный опрос. Словообразовательный разбор |
|
|
11 | Основные способы образования наречий | Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий с дефисным написанием | Чтение. Составление схем, извлечение информации. | Т Словарный диктант. Проверочная работа. |
|
|
12 | Неморфемные способы образования слов | Сложение как способ образования наречий | Извлечение информации. Работа со схемами. | Т Текстоведческий анализ. |
|
|
13 | Контрольный диктант. | Проверка уровня подготовки по орфографии и пунктуации. | Отражение в письменной речи результатов деятельности. | И Диктант с грамматическим заданием |
|
|
14 | Анализ контрольного диктанта | Классифицирование ошибок. | Работа со словарями.
| Т Работа над ошибками. |
|
|
| Лексикология. Фразеология -5часов. |
|
| |||
15 | Лексикология как раздел лингвисики.Переносное и прямое значение слова | Слва однозначные и многозначные.Фразеологизмы. | Излечение информации, составление опорной записи. | Т Устное высказывание по плану.Самостоятельная работа. |
|
|
16 | Синонимы.Антонимы. Омонимы, виды омонимов | Диалектные синонимы . Контекстные синонимы. Лексические, омографы, омофоны, омоформы.Сравнительный анализ значения, произношения и написания омонимов разных видов | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Устное высказывание по плану. Словарный диктант |
|
|
17 | Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы. Нейтральные, книжные, разговорные слова. Неологизмы, устаревшая лексика. | Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские слова, заимствованная лексика. | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Фронтальный опрос. Орфографический разбор текста.Классифицирование ошибок. |
|
|
18-19 | Р.Р.Контрольное изложение «Осенние избушки» | Тема. Основная мысль текста, заглавие. | .Смысловой анализ текста. Композиционный анализ. | И. Изложение. Составление плана. |
|
|
| МОРФОЛОГИЯ-10 часов. |
|
| |||
20 | Система самостоятельных частей речи в русском языке.. | Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Морфологический разбор изученных частей речи |
|
|
21 | Именные части речи. | Имя существительное. Имя прилагательное. | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Диктант «Проверь себя» |
|
|
22 | Именные части речи. | Имя числительное Местоимение. | Построение развёрнутого высказывания | Т Морфологический разбор. |
|
|
23 | Глагол и его формы | Глагол. Морфологические признаки глагола. | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Морфологический разбор. Отражение в письменной речи результатов деятельности. |
|
|
24 | Причастие.Виды причастий. | Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Распределительный диктант.Синтаксический разбор предложения . |
|
|
25 | Деепричастие. Различение причастий и деепричастий. | Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида Причастный и деепричастный обороты | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Распределительный диктант. Схематический диктант. |
|
|
26 | Контрольный диктант по теме «Глагол и его формы» | Классифицирование ошибок. | Отражение в письменной речи результатов деятельности. | И Контрольный диктант |
|
|
27 | Анализ контрольного диктанта | Классификация ошибок | Работа со словарями | Т Работа над ошибками. |
|
|
28-29 | Р.Р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» | Тема. Основная мысль текста, заглавие. | Составление плана.. Сбор информации. | Т Написание сочинения |
|
|
| СИНТАКСИС И ОРФОГРАФИЯ-10 часов. |
|
| |||
30 | Виды предложений. | Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого. Синтаксический разбор предложений изученных конструкций | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Синтаксический разбор предложений. |
|
|
31 | Простое осложнённое предложений | Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения. Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов | Отражение в устной письменной речи результатов деятельности. | Т Фронтальный опрос. Синтаксический разбор предложений. |
|
|
32-33 | Р.Р. Изложение( на материала упр. 200) | Тема. Основная мысль. Типы речи. | Составление плана.. Сбор информации. | Т Написание изложения |
|
|
34 35 36
| Правописание морфем. | Разделы русской орфографии. Правописание корней, приставок, суффиксов. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание падежных окончаний. | Построение развёрнутого высказывания.
Анализ, выбор верного написания. | Т Выборочный диктант.
Словарный диктант.
Самостоятельная работа. |
|
|
37-38 | Слитное, раздельное и дефисное написание | Слитное и дефисное написание имён существительных, прилагательных, наречий. | Работа с орф. словарём | Т Распределительный диктант.
|
|
|
39 |
Контрольная работа.
| Условия выбора слитного и дефисного написания . Орфографический анализ текста. | Отражение в письменной речи результатов деятельности. | И Диктант с творческим заданием. |
|
|
| ПУНКТУАЦИЯ-5 часов.
|
|
| |||
40 | Разделы русской пунктуации. | Знаки препинания внутри простого предложения. | Приведение примеров, формулирование выводов. | Т Фронтальный опрос. Синтаксический разбор предложения. |
|
|
41 | Предложение с обобсобленными членами. | Условия обособления определений, сравнительных обобротов | Работа с таблицами, схемами, просмотровое чтение, устное высказывание. | Т Устное высказывание. Схематический диктант. |
|
|
42 | Предложения с прямой речью. | Постановка знаков препинания перед союзом И | Работа с таблицами, схемами, просмотровое чтение, устное высказывание. | Т Синтаксический разбор предложения. |
|
|
43-44 | Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием( по тексту упр 284) | Определение темы, осн. мысли, заглавие текста, анализ авторских языковых средств. | Смысловой анализ текста. Композиционный анализ. | И Написание изложения. |
|
|
| КУЛЬТУРА РЕЧИ-4 ч.
|
|
| |||
45 | Правильное употребление имён существительных. | Различные нормы употребления существительных | Умение находить и использовать информацию | Т Орфоэпический диктант |
|
|
46 | Правильное употребление имён прилагательных | .Различные нормы употребления прилагательных | Умение находить и использовать информацию | Т Самостоятельная работа. Словарный диктант |
|
|
47 | Правильное употребление имён числительных | .Различные нормы употребления числительных | Работа с таблицами, схемами, просмотровое чтение, устное высказывание. | Сочинение-миниатюра. |
|
|
48 | Правильное употребление глаголов и глагольных форм.
| .Различные нормы употребления глагола и глагольных форм. | Анализ грамматического материала, извлечение информации. | Т Орфографическая диктовка |
|
|
| ТЕКСТОВЕДЕНИЕ-18 часов.
|
|
| |||
49-50 | Текст как произведение речи. Этапы работы над сочинением.
| Признаки текста. Микротемы. Структурные элементы текста. Применение их на письме.Типы речи. | Излечение информации, составление опорной записи. | Т Устное высказывание по плану.
Анализ текста.Редактирование. |
|
|
51-52 | Точность и логичность речи. Композиция текста. | Виды связи предложений в тексте. | Составление плана для создания собственных высказываний. | Т Устное высказывание по плану. Редактирование текста. Анализ текста. |
|
|
53-54 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | Тема, основная мысль, композиция текста. | Составление плана.Подбор языковых средств. | И Написание сочинения. |
|
|
55 | Языковые средства выразительности. Фонетические средства выразительности. | Выразительность речи.Выразительные возможности словообразования. | Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
56 57 | Лексические средства выразительности | Стилистические возможности синонимов. Фразеология как средство выразительности.
| Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | Т Текстоведческий анализ.
Словарный диктант |
|
|
58-59 | Морфологические средства выразительности. Роль грамматики в речевом общении. | Выразительные возможности существительного, прилагательного, глагола, местоимений | Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | Т Разученный диктант с доп.заданием. |
|
|
60-61 | Синтаксические средства выразительности. | Роль синтаксических средств выразительности в худжественном тексте. | Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
62 | Рассуждение как тип речи | Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов-рассуждений. | Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | Т Свободный диктант с творческим заданием. |
|
|
63 | Р.Р. Изложение-миниатюра.( по упр. 459) | Изложение текста Н.Носова. | Приведение примеров, формулирование выводов. | Т Написание изложения |
|
|
64 | Сочетание разных типов речи в тексте. Контрольная работа. | Типы речи и их сочетание в тексте. Рассуждение с элементами описания и повествования. | Извлечение информации. Построение развёрнутого высказывания. | И Текстоведческий анализ( письменно) |
|
|
|
НАРЕЧИЕ-31 час.
|
|
| |||
65 |
Общее значение наречий и их употребление в речи. |
Понятие о наречии как о самостоятельной части речи. Общие грамматические признаки наречий. |
Использование справочной литературы. | Т Монологическое высказывание по плану и по опорной схеме. Морфологический разбор наречия. |
|
|
66-69 | Разряды наречий по значению. | Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Слова карегории состояния.
| Приведение примеров, формулирование выводов. | Т Сжатое изложение.
Разученный диктант( по упр 508)
|
|
|
70-71 | Степени сравнения наречий. | Обраование степеней сравнения наречий. | Умение добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа. | Т Самостоятельное составление опорной схемы. Обучающее изложение. |
|
|
72-76 | Правописание наречий. Слитное , раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий, и сходных по звучанию сочетаний | Группы орф. правил, регулирующих написание наречий.Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий. | Умение добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа. Составление обобщённой таблицы . | Т Сочинение-миниатюра.
Распределительный диктант.
Самостоятельная работа. |
|
|
77 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями. | Способы образования наречий | Совершенствования навыков работы с книгой | Т Распределительный диктант. Словообразовательный разбор. |
|
|
78 | Контрольный диктант ( по итогам первого полугодия) | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне ОС | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
79 | Анализ контрольного диктанта.
| Видеть в словах ранее изученные орфограммы, сравнивать языковые факты. | Формулирование выводов. | Т Работа над ошибками. |
|
|
80 | Правописание наречий. Н и НН в наречиях на -о(е) | Различение наречий на о(е) и кратких причастий. | Формулирование алгоритма действий. | Т Выборочный диктант. |
|
|
81 | Суффиксы -о- и -а- на конце наречий | Правило выбора суффикса. | Задания по отработке новых навыков. Формулирование алгоритма действий. | Т Осложнённое списывание. |
|
|
82 | Употребление о(ё) на конце наречий после шипящих. | Систематизация знаний о правописании о(ё) после шипящих в разных морфемах. | Составление обобщённой таблицы | Т Выборочный диктант. Устный ответ на основе таблицы. |
|
|
83-84 | Употребление Ь на конце наречий после шипящих. | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне ОС | Задания по отработке новых навыков. | Т Словарный диктант Устный ответ. |
|
|
85 | Р.Р. Сжатое изложение на материале упр.587 | Тема, основная мысль, заголовок, авторские языковые средства. Способы сжатия текста | Смысловой анализ текста. | Т Написание изложения. |
|
|
86 | Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» | Разные виды грамматического разбора наречий. | Работа с опорными схемами. | Т Цифровой диктант. Диктант «Проверь себя» |
|
|
87 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образоват. стандартов. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
|
|
88 | Анализ контрольного диктанта . Синтаксическая роль наречий. | Наречие в слорвосочетании | Умение различать грамматические омонимы. | Т Работа над ошибками. Разбор словосочетаний. |
|
|
89 | Синтаксическая роль местоименных наречий. | Наречие в словосочетании и предложении. | Задания по отработке новых навыков. | Т Синтаксический разбор предложения. |
|
|
90 | Синтаксическая роль наречий . Обобщение. | Различение наречий и слов категории состояния. | Выполнение индивидуальных заданий. | Т Распределительный диктант. |
|
|
91-92 | Функции наречия в тексте Роль наречий в художественном описании. | Использование наречий-синонимов. Авторское использование стилистических возможностей наречия. | Извлечение информации, составление плана. | Т Орфографический анализ текста Сопоставление текстов |
|
|
93 | Орфоэпические нормы употребления наречий | Языковые нормы. | Выбор и использование выразительных средств языка. | Т Словарный диктант. |
|
|
94 | Грамматические нормы употребления наречий | Правильное образование форм степеней сравнения наречий | Составление текста по теме. | Т Редактирование предложений. |
|
|
95 | Лексические нормы употребления наречий | Повторение: слитное, дефисное, раздельное написание наречий. | Работа в паре, в группе. Развитие навыков речевого взаимодействия. | Т Объяснительный диктант. |
|
|
96-97 | Р.Р. Сжатое изложение ( на материала упр. 640)
| Систематизация материала, изложение мыслей на тему. | Работа с опорной схемой «Приемы сжатия текста» | Т Написание изложения. |
|
|
98 | Повторение и обобщение изученного потреме «наречие» | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образоват. стандартов. | Выполнение индивидуальных заданий. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
99 | Контрольная работа | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образоват. стандартов. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Письменный зачёт |
|
|
100 | Анализ контрольной работы. | Систематизация материала.
| Выполнение дифференцированных заданий. | Т Работа над ошибками |
|
|
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГИ. СОЮЗЫ -29 часов. |
|
| |||
101-102 | Служебные части речи. | Роль служебных частей речи. | Извлечение информации, составление плана. | Т Комментированное письмо. Изложение-миниатюра. |
|
|
103 | Предлог как служебная часть речи.
| Участие предлогов в образовании падежных форм. | Использование для решения вопросов справочной литературы. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
104 | Предложное управление. | Различение грамматических омонимов. | Приведение примеров. | Т Словарный диктант. |
|
|
105 -106 | Грамматическое значение предлогов. | Пространственные предлоги. Использование в речи сходных и противоположных по значению предлогов. | Приведение примеров, подбор аргументов. | Т Осложнённое списывание. |
|
|
107 | Р.Р. Сжатое изложение ( на материале упр.681) | Систематизация материала, изложение мыслей на тему. | Работа с опорной схемой «Приемы сжатия текста» | И Написание изложения. |
|
|
108 | Разряды предлогов по происхождению и по составу. Деление предлогов на группы по происхождению | Правописание сложных предлогов.
Раздельное написание предлогов. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т Морфологический разбор предлогов.
Сочинение-миниатюра. |
|
|
109 | Правописание производных предлогов | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Выполнение дифференцированных заданий. | Т Выборочный диктант. |
|
|
110-111 | Р.Р. Изложение( на материале упр695) | Систематизация материала, изложение мыслей на тему. | Составление текста, выбор выразительных средств | Т Написание изложения. |
|
|
112 | Правлописание производных предлогов. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т Морфологический разбор предлогов. Синатксиыческий разбор предложений. |
|
|
113 | Роль предлогов в словосчетании и предложении. | Нормы управления | Анализ содержания текста | Т Объяснительный диктант. |
|
|
114 | Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей. | Выразительные возможности использования предлогов. Роль предлога в тексте. | Редактирование текстов. | Т Устное высказывание. Самостоятельная работа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115 | Союз как часть речи | Союз как служебная часть речи | Извлечение информации, составление плана. | Т Устное высказывание Словарный диктант |
|
|
116 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | Союз как служебная часть речи | Работа со схемой
| Т Устное высказывание. Распределительное письмо по памяти. |
|
|
117 | Синтаксическая роль моюза И. | Пунктуационное оформление предложений с союзом И | Тренировочные упражнения | Т Схематический диктант. |
|
|
118 | Синтаксическая роль подчинительных союзов | Роль СПП в речи. | Тренировочные упражнения | Т Синтаксический разбор предложений. |
|
|
119-120
| Р.Р. Сочинение по картине П,П, Кончаловского «Сирень в корзине» | Создание письменного описания произведения живописи. | Составление плана. | Т Написание сочинения. |
|
|
121 | Морфологический разбор союза. | Разряды союзов по составу. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т Морфологический разбор союзов и предлогов. |
|
|
122 | Различение союзов и союзных слов.
| Сложноподчинённое предложение. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т Сочинение-миниатюра Схематический диктант. |
|
|
123 | Правописание составных союзов | Различение омомфонов. | Пунктуационное оформление предложений с союзами. | Т Схематический диктант. |
|
|
124 | Правописание союзов различных разрядов. | Разряды союзов. | Выполнение дифференцированных заданий. | Орфографическая диктовка. |
|
|
125-126 | Группы союзов по употреблению | Выразительные возможности союзов. Текстообразующая роль союзов. | Выполнение дифференцированных заданий. | Т Самостоятельная работа.
Составление схем предложений. |
|
|
127 | Повторение и обобщение по теме «Союз» | Союз как часть речи. Правописание и классификация союзов. | Пунктуационное оформление предложений с союзами. | Т Словарный диктант. |
|
|
128 | Контрольный диктант | Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образоват. стандартов. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Диктант с грамматическим заданием |
|
|
129 | Анализ контрольного диктанта | Классификация ошибок. | Работа со словарями | Т Работа над ошибками |
|
|
| ЧАСТИЦА-19 часов
|
|
| |||
130 | Частица как служебная часть речи | Понятие о частице. Разряды частиц. | Пересказ научного текста. | Т Сочинение-миниатюра. |
|
|
131-132 | Разряды частиц. Роль частиц в предложении. | Формооборазующие частицы. Грамматическая омонимия. | Работа со схемой | Т Устное высказывание. |
|
|
133 | Правописание частиц. | Слитное, раздельное, дефисное написание частиц.
| Приведение примеров. Подбор аргументов. | Т Самостоятельная работа |
|
|
134-135 | Правописание частиц НЕ и НИ | .Правописание частиц НЕ и НИ , выбор частицы по значению | Умение добывать информацию по заданной теме. | Т Самостоятельная работа. |
|
|
136- 138 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи. | НЕ с существительными, прилагательными, глаголами и гл. формами. Правописание НИ с различными частями речи. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности.
| Т Фронтальный опрос.
Распределительное письмо.
Сочинение -миниатюра. |
|
|
139-140 | Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения ( на материале упр. 879) | Определение темы, осн. мысли, заглавие текста, анализ авторских языковых средств. | Составление плана, построение развёрнутого высказывания. | И Написание изложения. |
|
|
141-142 | Роль частицы в речи. Использование частиц в составе фразеологизмов. | Частица в предложении . | Умение добывать информацию по заданной теме. | Т Предупредительный диктант. |
|
|
143 | Роль частиц в тексте. | Выразительные возможности использования частиц. Роль в тексте служебных слов. | Умение добывать информацию по заданной теме. | Т Фронтальный опрос. |
|
|
144 | Орфоэпические нормы употребления служебных частей речи. | Правописание частиц. | Составление вопросов по содержанию текста научного стиля речи. | Т Словарный диктант |
|
|
145 | Грамматические нормы. | Нормы использования предлогов в составе предложений. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т Взаимодиктант |
|
|
146 | Повторение и обобщение темы «Служебные части речи» | Закрепление полученных знаний и навыков. | Отражение в устной и письменной форме результатов деятельности. | Т .Самостоятельная работа. |
|
|
147 | Контрольная работа.(зачёт) | Закрепление и проверка полученных знаний и навыков. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Зачёт по теме «Служебные части речи» |
|
|
148 | Анализ контрольной работы | Классификация ошибок. | Приведение примеров. Подбор аргументов. | Т Работа над ошибками |
|
|
|
МЕЖДОМЕТИЕ-6 часов
|
|
| |||
149-150 | Междомение как часть речи. Морфологический разбор служебных частей речи. |
Синтаксическая роль междомения. | Приведение примеров, подбор аргументов.Сравнение и анализ языковых фактов. | Т Самостоятельная работа. Синтаксический разбор предложений. |
|
|
151 | Звукоподражательные слова. | Выразительные возможности использования звукоподражания в художественных текстах. | Приведение примеров, подбор аргументов. | Т Устное сообщение. Самостоятельная работа. |
|
|
1 52 | Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства худ. выразительности | Применение изученных правил.
| Приведение примеров, подбор аргументов | Т Фронтальный опрос. |
|
|
153-154 | Различение грамматических омонимов.
| Применение изученных правил.
| Умение добывать информацию по заданной теме. | Т Объяснительный диктант. |
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО | В 7 КЛАССЕ-6 часов. |
|
|
|
155-156 | Нормы орфографии. | Закрепление и проверка полученных знаний и навыков. | Умение производить различные виды языковых разборов слова. | Т Различные виды орф. диктантов. |
|
|
157-158 | Нормы пунктуации. | Закрепление и проверка полученных знаний и навыков. | Умение производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений различных типов. | Т Диктант «Проверь себя» |
|
|
159 | Контрольная работа. | Закрепление и проверка полученных знаний и навыков. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | И Контрольный диктант с языковым анализом и творческим заданием. |
|
|
160 | Анализ контрольного диктанта | Закрепление и проверка полученных знаний и навыков. | Отражение в письменной форме результатов деятельности. | Т Работа над ошибками. |
|
|
161-175 | Резервные уроки. |
. |
|
|
|
|