Курс «Русское речевое общение» в 10-11 классе
«Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — говорил Алексей Толстой.
Современное общество нуждается в речевой личности, роль интеллекта и информации становится всеобъемлющей. Ведь на обмен идеями, мнениями, знаниями, информацией люди тратят времени больше, чем на любую другую деятельность.
Ряд ученых — исследователей отмечают, что усвоение русского языка в школе представляет собой сложный психофизиологический и психолого-педагогический процесс, направленный на решение следующих лингвистических задач:
а) усвоение знаний о языке, т.е. формирование языковой компетенции;
б)формирование коммуникативных навыков и умений, т.е. формирование коммуникативной компетенции.
Это отражается и в Государственных образовательных стандартах в системе общего образования, в которых среди основных образовательных линий обучения родному языку присутствует и формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе сознательного усвоения языковой системы.
Таким образом, в качестве одной из образовательных задач следует считать в процессе обучения родному языку в школе необходимость формировать лингвистическую компетенцию.
Лингвистическая компетенция включает в себя не только умение пользоваться языком, но и умения классифицировать изучаемые явления, соотносить их с другими в системе родного языка. А это может быть достигнуто на основе сознательного знания языковых единиц, их грамматических форм, а также правильного употребления в речи.
Важной составляющей данной компетенции является формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:
-
репродуктивном (адекватно понимать информацию текста)
-
продуктивном (создавать текст).
Основные проблемы методики
преподавания русского языка в основной и старшей школе
-
Преимущество информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку.
-
Отсутствие у учащихся системности представлений о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов.
-
Недостаток в содержании обучения русскому языку коммуникативно-значимых элементов, направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников 11-х классов направлена на оценивание достижений учащихся в таких видах речевой деятельности, как письмо и чтение. При этом проверяются умения целевого извлечения информации, умения её перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.
Результаты экзамена должны продемонстрировать сформированность у выпускников лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций, а также готовность школьников к дальнейшей жизни
В содержание контрольно-измерительных материалов включается проверка практических умений — отсюда и такая форма предъявления языковых средств, как текст-рассуждение.
-
Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение?
-
Сформированы ли у них умения выстраивать суждения относительно мнения, заявленного автором текста, в соответствии с их личными представлениями, жизненным опытом, законами природы и общества?
-
Умеют ли они соглашаться или не соглашаться с позицией автора?
-
Насколько этично выпускники это делают?
Введение на старшей ступени образования учебного предмета «Русское речевое общение» за счет регионального компонента – вот ответы на все эти вопросы
Почему выбор пособия для
уроков регионального компонента
является оправданным?
-
Уроки, разработанные на основе пособия, отвечают общим требованиям, предъявляемым к урокам регионального компонента, и реализуют основные цели языкового образования.
-
Содержание пособия соответствует обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и повторяет структуру самого экзамена.
-
Материалы пособия отобраны и структурированы на основе компетентностного подхода и обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Введение курса «Русское речевое общение» в старших классах позволило создать систему формирования речевой личности, которая грамотно ведет диалог, отвечает четко на поставленный вопрос, может сообщить необходимые сведения, корректно и лаконично возразить собеседнику или поддержать его точку зрения.
Уроки по данному курсу позволяют системно работать над культурой речи наших выпускников, начиная с речевой разминки и заканчивая созданием собственного текста.
В рамках данного пособия авторы попытались обобщить необходимые основы теоретических знаний, имеющийся опыт, представленный в методической литературе, с целью помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся.
Учителя-словесники постоянно работают над совершенствованием речевой культуры учащихся, но системная работа не всегда возможна из-за недостаточного количества времени. Значение принципа систематичности весьма образно обосновал Константин Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из прямой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
Лев Тодоров в книге «Новая педагогия изящной словесности для грядущего» пишет: «Планета вступила в эру информационных цивилизаций; не выходя из дома, мы можем перемещаться во времени и пространстве… но Гражданин Космоса, повелитель невиданных внечеловеческих сил, оказался чужим в семье родной, в кругу близких, в городе и поселке».
Как изменить ситуацию, как вернуть человеку возможность общения? Конечно же, этому необходимо учить, общаясь с учеником на уроках, предусматривая обучение не только письменной речи и умелое пользование ею, но и обучение устным выступлениям учеников. И потому введение на старшей ступени образования учебного предмета «Русское речевое общение» за счет регионального компонента — глоток воздуха для учителя-словесника.
Задания учебного курса помогают в системе повторять знания, полученные на уроках русского языка и литературы:
-
Богатство содержания речи, важность поставленной темы.
-
Точность, ясность и простота речи.
-
Чистота речи.
-
Соблюдение стилевых особенностей речи.
-
Богатство лексических, грамматических и синтаксических конструкций.
-
Соблюдение орфоэпических норм речи.
-
Образность, эмоциональность и благозвучие речи.
-
Логичность речи.
Все эти знания впоследствии востребованы на ЕГЭ не только по русскому языку, но и по другим предметам, где необходимо уметь строить собственное высказывание, доказательно его аргументировать, делая всё это грамотно, красиво, в соответствии с нормами русской речи.
Основная форма работы – комплексный анализ текста, при котором ведётся коррекция и совершенствование взаимосвязанной речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования.
Методы работы:
-
Семантико-стилистический метод
Анализ системы языковых средств в пределах текста (фонетико-интонационных, лексических, морфологических, синтаксических)
-
Лингвистический комментарий
Метод выборочного рассмотрения и объяснения языковых трудностей
-
Метод построчного анализа (вслед за автором)
Выявление взаимосвязанности микро- и макротем
-
Метод сквозного и композиционного анализа
Выявление композиционно-смысловых и логико-понятийных связей в тексте
-
Лингвистический эксперимент
Обоснование целесообразности использования тех или иных языковых средств, их оправданного употребления в тексте; трансформация исходного текста при сохранении его информативности и целостности восприятия
-
Сопоставительный метод
Сопоставление языковых средств анализируемого текста с формами и элементами общенационального языка и его стилей; описание и изображение одной темы у разных авторов
-
Метод проектов
Изменение позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Сейчас в 10-м классе мы работаем над проектом «Жаргонизмы и арготизмы в нашей речи и их источники». В прошедшем учебном году был проект «Рифы и мели школьного учебника» о некоторых проблемах подачи материала учащимся в сопоставлении. Ранее был проект по литературному краеведению. Это те проекты, с которыми мы выходили на муниципальный уровень. Существуют и внутренние проекты, касающиеся непосредственно уроков речевого общения: «Эпитет и метафора в лирике Тютчева», «Приемы стилизации и пародирования в «Истории одного города», «Влияние заимствований на современный русский язык», «Речевая культура моих сверстников»
Реализация регионального компонента по русскому языку в 10 классе
Формы работы | |
Речевое общение и речевое воздействие. Язык- важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ | Составление библиографической справки. Аннотация. Работа с текстом «Похвала книге» |
Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Речевая роль. Речевая ситуация. Сферы и среды речевого общения | Восстановленное письмо. Анализ речевого поведения литературных героев. Создание текста -речевой характеристики. Проектная работа. |
Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи. Отбор и организация языковых средств с учётом РС. | Анализ текстов различных стилей и типов речи. Тестирование. Создание собственных текстов различных стилей и типов речи. |
Владение нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной и стилистической. Владение коммуникативными качествами речи. | Диагностические работы, проверяющие уровень владения различными нормами речи. Контрольная работа «Нормы речи». Создание собственного текста в соответствии со всеми нормами |
Приоритетные направления в методике преподавания русского
языка с учётом регионального компонента
-
усиление практической направленности уроков;
-
формирование у учащихся представления о каждой языковой единице как уникальном целостном явлении ;
-
развитие языкового чутья;
-
совершенствование коммуникативных умений и навыков, направленных на овладение учащимися всеми видами речевой деятельности.
Результаты работы
Классы | Уровень обученности | Качество обученности | |
2007-2008 | 10-н,10-у | 100% | 62% |
2008-2009 | 11-н, 11-у | 100% | 79%; средний балл ЕГЭ — 64 |
2010-2011 | 10-н | 100% | 89,6% |
2011-2012 | 11-н | 100% | 92%; средний балл ЕГЭ — 76 |
Много веков назад Сократ произнес удивительно емкую фразу: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Действительно, речь — своего рода зеркало человека: из нее можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет добрые мысли или нет.
На уроках учебного предмета регионального компонента «Русское речевое общение», который ведется в нашем общеобразовательных учреждении в рамках экспериментальной работы, старшеклассники вслед за автором пособия работают над текстом как феноменом речевого общения, сами создают тексты на заданные и самостоятельно избранные темы.
В результате работы отмечается более уважительное отношение к тому, как, что и зачем человек говорит. Данный курс доктора педагогических наук, профессора Веры Михайловны Шаталовой, возрожденный Ольгой Николаевной Зубакиной под руководством Льва Тодорова, создает условия для становления речевой личности, а в конечном счете: решения основной проблемы человечества — одиночества из-за неумения общаться.