Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» с.Бурлацкое
Методическая разработка урока русского языка
Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Жизнь корня в составе разных частей речи»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Подготовлена учителем начальных
классов Трояновой Т.И.
18 февраля 2014год
Тема очередного заседания клуба «Ключ и заря»
( урок русского языка):
Жизнь корня в составе разных частей речи
Цель: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.
Задачи:
Образовательные:
-
Проконтролировать знания и умения обучающихся определять части речи;
-
Сформировать у обучающихся умения и навыки работы в группах;
-
Продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков:
-
владение приемами устной и письменной речи;
-
работать с учебником;
-
умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,
-
Воспитательные:
-
Формирование этических норм поведения;
-
Формирование у обучающихся через работу в группах коммуникативных компетенций;
-
Содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.
Вид урока
Клубное занятие
-
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
ууд
Организационный момент.
— Настроимся на урок. Слайд 1.
Я способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я — хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
— Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Помогут нам его провести Маша, Миша и Анишит Йокоповна. Слайд 2.
Актуализация знаний.
1 На экране тема заседания клуба Слайд 3.
— Прочитайте тему нашего заседания
— Жизнь корня в составе разных частей речи.
— Волшебница спросила у Маши и Миши : О чём пойдёт речь на заседании клуба? Слайд 4.
-Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?
2. -Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. Лесенка( ЗХУ). Слайд 5.
— Что хотим узнать?
— Ну а на последнюю ступеньку, я надеюсь, мы поднимемся в конце урока, если вы будете внимательными и активными.
Постановка учебной задачи.
Анишит Йокоповна предлагает нам такой план нашего заседания: Слайд 6.
1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи.
2. Исследовать возможность жизни корня в составе разных частей речи.
— Кто согласен с таким планом поднимите руку. Прекрасно! Работать мы будем группами по маршрутным листам.
Основная часть урока.
1.- Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. Слайд№7
Работаем по Маршрутному листу №1
Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в группах).
Слайд№8. — Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки.
2. Первый кластер Части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку(Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол).
3 — Вернёмся к кластеру Части слова. Какая часть слова нужна нам сегодня для работы? Слайд№ 9.
— О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?)
На этот вопрос Мише ответит Стёпа. Он подготовил к заседанию клуба доклад.
4.Доклад на тему: «Корень. Родственные слова».
Презентация Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…
Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)
Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад)
Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)
— Чем же похожи эти слова?
— Попробуйте прочитать только корень.
— Вы поняли, что означает это слово?
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
— Ясен ли смысл слов?
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова).
Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?
Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке». У слов КОРЕНЬ — это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными..
-Что интересного, нового узнали из доклада Стёпы?
Слайд№ 10.
5.- Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. К каким частям речи относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве?
— Какой мы должны сделать вывод? Слайд№ 11.
(Родственные слова могут быть разными частями речи).
6.-Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось.(зима, зимушка, зимний, зимовать, мороз, февраль, олимпиада) Слайд№12 Выскажите своё мнение.
Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём. Но он, наверное, хотел напомнить нам об очень важном событии, которое происходит сейчас в нашей стране. Что это? Слайд№13. (Зимние олимпийские игры в Сочи).
-А вы болеете за наших спортсменов? Молодцы! А что нужно для того, чтобы стать олимпийским чемпионом?
Физминутка (презентация)
7.- Продолжим наше заседание. Слайд№14
— Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни? А что для них служит квартирами?
Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой?
Работаем по маршрутному листу №2 слайд№15.
Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.
(Каждая группа знакомится с «семьями» и подчёркивает свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить);
8. — Время вышло, проверяем. Каждая группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.
Слайд№16.
Первая группа – высказывания ребят:
— Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы.
— Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета
-Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета
9. — Посмотрите на слова в строчках, Какие это слова? Чем они являются для корней? А где квартиры?
Гроза грозный погрозить
Цвет цветной цветёт
Зелень зелёный зеленеет
Побелка белый побелить
— Корни в словах какие? (одинаковые). А части речи? (разные). В чём мы ещё раз убедились? Слайд№17.
— Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить?
10. Игра «Проверяйка». Встаёт та группа, чьё слово в строчке будет проверочным.
11.Слайд№18. Прочитайте на что хочет обратить ваше внимание Волшебница.( Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется корень в проверочном слове — пишите его так во всех родственных словах),
Слайд№19
12.- Переходим к маршрутному листу №3.
Цель: учимся выделять корень в родственных словах. определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам, определять части речи.
-
весёлый, веселье , веселиться.
-
Посинеть, синева, синий.
-
Ходить, приход, ходовой.
1.Выделить корень.
2.В каждой строчке подчеркнуть исходное слово, без которого не было бы двух других, определить какой частью речи оно является.
Проверка (Выходят к доске, объясняют)
— Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.
13. Работаем по маршрутному листу №4 Слайд№20.
— Анишит Йокоповна всё таки хочет вас запутать и предлагает поиграть в игру «Гонка за лидером».. В каждой строчке нужно найти лишнее слово , назвать часть речи и выделить корень в оставшихся словах.
— Кто же победил в этой гонке? Вы рады за них? Поздравим победителей? Давайте все вместе, дружно им скажем «Молодцы»!
Рефлексия деятельности
— На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать окончательный вывод.
Слайд№21 (Лесенка ЗХУ)
— Что же мы узнали в ходе нашего заседания?
-
О(Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи).
-Какие задания на уроке понравились?
-Кто доволен своей работой?
—Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?
— Поделитесь своими впечатлениями об уроке, закрасьте соответствующий сектор.
Домашнее задание.
—Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Дома вы можете попробовать сочинить сказку про корень (по желанию) или составить словообразовательное дерево с корнем –весел-
Мотивация на настрой урока
Создает проблемную ситуацию
Выявляет уровень знаний
Организует деятельность по применению новых знаний
Первичное обобщение
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
.
Организует деятельность по применению новых знаний
Создает проблемную ситуацию
Организует рефлексию
Подготовка класса к работе
Ставят цели, формулируют тему урока
Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух
Выделяют признаки, оценивают работу
Ученик зачитывает доклад.
Выполняют задания, тренирующие учебные навыки
Поиск решения проблемы
Работают в группах.
Выполняют задания, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты
Р.- формирование
целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
П.- логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Р. – целеполагание
П.- формулирование познавательной цели
Л.- выдвижение гипотез и их обоснование
К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
П.- логические: анализ объектов
П логические – анализ объектов с целью выделения признаков
логические – анализ объектов с целью выделения признаков
К.- планирование учебного сотрудничества с учителем
К.- сотрудничество в поиске информации
Л.- смыслообразование,
К.- умение точно выражать свои мысли
Р.- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
-
Ход урока
Орг. момент
I. Организационный момент
Настроимся на урок. слайд№1
Я способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я — хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
слайд№2
Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Помогут нам его провести Маша, Миша и Анишит Йокоповна.
На экране слайд№3( тема заседания клуба)
1. Вступительная беседа учителя:
— Прочитайте тему нашего заседания
Жизнь корня в составе разных частей речи.
— Волшебница спросила у Маши и Миши : О чём пойдёт речь на заседании клуба?
-Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?
— Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. Лесенка( ЗХУ).
— Что хотим узнать?
— Ну а на последнюю ступеньку, я надеюсь, мы поднимемся в конце урока, если вы будете внимательными и активными.
2.- Анишит Йокоповна предлагает нам такой план нашего заседания:
1. Уточнить представление о корне слова, как главной части слова и о частях речи.
2. Исследовать возможность жизни корня в составе разных частей речи.
— Кто согласен с таким планом поднимите руку. Прекрасно! Работать мы будем группами по маршрутным листам.
3. Итак, первое, что хочет выяснить Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. слайд№6
Работаем по Маршрутному листу №1
Составьте кластеры «части слова» и «части речи». (Работа в группах).
слайд№7 Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки.
4. Первый кластер Части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку.
Вернёмся к кластеру Части слова. Какая часть слова нужна нам сегодня для работы?
— О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?)
На этот вопрос Мише ответит Стёпа. Он подготовил к заседанию клуба доклад.
Доклад на тему: «Корень. Родственные слова».
Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…
Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)
Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад)
Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)
— Чем же похожи эти слова?
— Попробуйте прочитать только корень.
— Вы поняли, что означает это слово?
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
— Ясен ли смысл слов?
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова).
Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?
Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке». У слов КОРЕНЬ — это тоже самое важное, самое главное. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными..
-Что интересного Нового узнали из доклада Стёпы?
Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. к каким частям речи относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве?
— Какой мы должны сделать вывод?
-Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось. слайд№12 Выскажите своё мнение.
Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём. Но он, наверное , хотел напомнить нам об очень важном событии, которое происходит сейчас в нашей стране. Что это? слайд№13
-А вы болеете за наших спортсменов? Молодцы! А что нужно для того, чтобы стать Олимпийским чемпионом?
Физминутка давайте мы сейчас хотя бы немного разомнёмся.
Продолжим наше заседание. слайд№14
-Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни? А что для них служит квартирами?
Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой?
Работаем по маршрутному листу №2 слайд№15.
Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи; Каждая группа знакомится с «семьями» и подчёркивает свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить;
Учитель: — Время вышло, проверяем. Каждая группа встаёт и представляет свою работу. Затем мы сравним с образцом на слайде.
слайд№16.
Первая группа – высказывания ребят:
УЧ: — все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы
УЧ: — эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета
УЧ: это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета
Учитель:Посмотрите на слова в строчках –Какие это слова? Чем они являются для корней? А где квартиры?
Гроза грозный погрозить
Цвет цветной цветёт
Зелень зелёный зеленеет
Побелка белый побелить
УЧ: — Корни какие?одинаковые. А части речи? В чём мы ещё раз убедились? слайд№17.
-Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить?
Игра «Проверяйка». Встаёт та группа, чьё слово в строчке будет проверочным.
слайд№18. Прочитайте на что хочет обратить ваше внимание Волшебница. Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется корень в проверочном слове — пишите его так во всех родственных словах.
слайд№19
— Переходим к маршрутному листу №3.
Цель: учимся выделять корень в родственных словах. определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам, определять части речи.
-
весёлый, веселье , веселиться.
-
Посинеть, синева, синий.
-
Ходить, приход, ходовой.
1.Выделить корень.
2.В каждой строчке подчеркнуть исходное слово, без которого не было бы двух других, определить какой частью речи оно является.
Проверка(Выходят к доске, объясняют) Какой группе подарите слово…
Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.
Работаем по маршрутному листу №4 слайд№20
Анишит Йокоповна всё таки хочет вас запутать и предлагает поиграть в игру «Гонка за лидером».. В каждой строчке нужно найти лишнее слово , назвать часть речи и выделить корень в оставшихся словах.
— Кто же победил в этой гонке?Вы рады за них? Поздравим победителей? Давайте все вместе, дружно им скажем «Молодцы»!
На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать окончательный выод. слайд№21 ( Лесенка)Что же мы узнали в ходе нашего заседания?
-
Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Итог урока
Какие задания на уроке понравились?
Кто доволен своей работой?
Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?