Урок русского языка в 3 классе

Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Тип урока: открытие нового знания ОНЗ

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

— сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

-актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

— развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

у учащихся: учебник, тетрадь.

у учителя:

— карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии

электронная презентация

Ход урока.

  1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

— Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (Слайд1)

— Почему важно хорошо знать свой родной язык?

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)

— Что мы уже знаем о слове?

— Какие орфограммы вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)

— Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)

-Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.

— Обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!

Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня нечто новое уже в известных знаниях.

— Как же мы будем «открывать» новое?

( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, самим постараться «открыть» новое)

А с чего начнем? (С повторения)

— Возьмите сигнальный веер.

— Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять? Запишите эти буквы.

В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке. (Приложение1-а)

— Какое время года сейчас в природе?

— Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года (Слайд 2)

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

— Какое из выделенных слов лишнее? Почему?

-Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.

— Какое из этих слов сейчас лишнее? Подчеркните его.

— Какая орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Сейчас мы работали со стихотворением об осени.

— Подберите, слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ. (Слайды3,4)

Золотая осень. Почему так говорят?

— Запишите это словосочетание на планшетке. Выделите корень в прилагательном золотая.

3. Выявление места и причины затруднения

— Почему же это слово вы написали по- разному? (Не знаем способа проверки таких слов)

— В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? (В корне слова)

— Какая это орфограмма?

-Почему ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)

— А сколько в этом слове безударных гласных?

— Попробуйте сформулировать цель урока. (Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)

Учитель ставит в схему знак вопроса.

Какова тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

4.Построение проекта выхода из затруднения

— Сделайте звуковой анализ слова золотая и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

[залатай’а]

з_л_тая – золото, позолота

— Что такое позолота? (Слайд 5)

— Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

— Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

— Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске (Приложение 1 — б). Что нового в построенном вами алгоритме?

5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

— Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.

— Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?

Учащиеся доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.

— Как же проверить две безударные гласные в корне слова?

6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

— Выполните задание: «Дополни сам» ( Слайды6,7) ( Приложение 2- а)

— Проверьте свою работу по эталону (Слайд 8)

7. Включение в систему знаний и повторение

— Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?

— Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.

( На ветру трепетали листочки осинки)

— Разберем это предложение по членам предложения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?

-А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) (Учитель убирает знак вопроса)

Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения (Приложение 2 – б) (Слайд9)

Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте

Автор: Бургучева Галина Ивановна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, МКОУ «СОШ № 23», п.Айхал , Мирнинский район, Саха ( Якутия)

Приложение 1

(а) Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи место безударного гласного в корне.

5. Подбери проверочное слово.

6. Вставь букву.

7. Обозначь орфограмму.

(б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи место безударного гласного в корне.

5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).

6. Вставь буквы.

7. Обозначь орфограмму.

Приложение 2

(а) Задание «Дополни сам»

1. Поставь ударение.

2. Подбери 2-е проверочное слово.

3. Выдели корень.

4. Вставь пропущенные буквы.

5. Выдели орфограмму.

Тр . п . тали – трепет, _______________

В. ч . реет –вечерний, _______________

З . л . нели – зелень, ________________

Г . л . ва – головка, _________________

(б) Оцените свою работу на уроке.

* Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу объяснить одноклассникам

* Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому.

* Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корнях слов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here