Методические рекомендации по изучению темы

«Односоставные предложения» (8 класс).

Тема «Односоставные предложения» − одна из самых трудных, практически важных в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ. Учебник по русскому под редакцией М. М. Разумовской обеспечивает теоретическую базу для усвоения лингвистической природы односоставных предложений, но, к сожалению, дает недостаточно материала для выработки практических навыков распознания различных видов предложений.

В методических рекомендациях представлены творческие задания, тесты межпредметного характера, помогающие глубже понять художественный текст, искусство слова.

Научить учащихся пользоваться знаниями о языке при анализе литературного произведения – важнейшая задача словесника.

Задание 1.

Записать предложения из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», подчеркнуть главный член предложения в форме подлежащего или в форме сказуемого, графически указать вид предложения (работа проводится по вариантам).

I вариант

  1. В лавках ничего не дают в долг.

  2. Ведь мне нужно есть!

  3. Какой скверный городишко!

  4. Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажите принять.

  5. Он хочет, чтобы считали его инкогнито.

  6. Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство».

  7. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего.

  8. Осмелюсь представить свое семейство.

  9. Мне пришлют из деревни.

  10. Литераторов часто вижу.

Задание 2.

Реплики каких героев вы узнали, кем и при каких обстоятельствах они сказаны, как характеризуют героев комедии; попытайтесь обосновать авторский выбор определенного типа предложения с одним главным членом.

Образец ответа: 6, 7 предложения принадлежат Хлестакову, который выдает себя за важного петербургского чиновника. Врун и обманщик Хлестаков использует в своей речи много неопределенно-личных предложений, ведь он не может точно указать действующих лиц, он их не знает, да их и нет на самом деле.

II вариант

  1. Мне до сих пор обеда не приносят.

  2. Даже тошнит, как есть хочется.

  3. Дайте мне взаймы.

  4. Садитесь, прошу покорнейше.

  5. Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вот Иван Александрович идет!».

  6. Хотели меня даже коллежским асессором сделать.

  7. Откроют крышку – пар.

  8. А при всем том хотелось бы с ним сразиться.

  9. Хорошо бы подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу помещику.

  10. Тридцать пять тысяч одних курьеров.

Образец ответа: реплики 2 и 3 принадлежат Хлестакову, он произносит их в гостинице, он хочет есть, а ему не дают. 8 и 9 реплики характеризуют Хлестакова, как прожигателя жизни, пустого болтуна. Во 2, 8 и 9 примерах есть безличные предложения, с помощью которых автор передает внутреннее состояние героя.

ТЕСТ

1.Найти односоставное назывное предложение.

А. Нужно было дать ему деньги.

  • Б. Комната в доме Городничего.

В. Страшно.

Г. Его надо опасаться, ухо востро держать,

2.Найти односоставное определенно-личное предложение.

А. Аммос Федорович, нам нужно кое-что предпринять.

Б. В самом деле, как вам должно быть неприятно.

  • В. Отвяжитесь, господа!

Г. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе.

3.Найти односоставное безличное предложение.

А. Да я лучше с вами на дрожках поеду.

  • Б. Ужасно, как хочется спать.

В. Дайте, дайте мне взаймы.

Г. Осмелюсь ли просить вас.

4.Найти односоставное неопределенно-личное предложение.

А. Возле вас стоять уже есть счастье.

Б. Что-то меня лихорадит.

В. Не угодно ли вам будет осмотреть некоторые заведения?

  • Г. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here