Обобщающий урок по теме «Наречия».

7 класс.

  1. Оргмомент.

  2. На доске слайд №1 с эпиграфом.

Из самого сердца

Звучит русское слово.

Звучит горячо, зажигательно, задорно.

Оно всегда сказано вовремя, всегда метко.

А.П. Чехов.

  1. Работа с эпиграфом.

— Ребята, мы начали урок со слов Антона Павловича Чехова. А каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чутким, внимательным к слову, искренне любящим русский язык, а значит и свой народ).

— А как же звучит наше русское слово? (Горячо, задорно, зажигательно).

— Верно! А сейчас перед вами стоит задача: подумайте и сообщите, что объединяет слова, сказанные о нашем языке?

Работа по группам.

1-ая группа: Что общего в морфологическом плане?

2-ая группа: Что общего в морфемном строении?

3-ая группа: Синтаксическая роль данных слов.

4-ая группа: Словообразовательный разбор.

— Ребята, вот таким образом вы рассказали всё о наречии. Ведь мы изучили эту часть речи и сегодня подводим итоги, поэтому на этом уроке перед нами стоят следующие цели:

  • Образовательная – обобщить материал предыдущих уроков о наречиях.

  • Развивающая – совершенствовать знания орфограмм, связанных с данной частью речи.

  • Воспитательная – совершенствовать навыки употребления наречий в речи.

  1. Анализ текста.

— Наречия, ребята – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она, по словам Пушкина, живописует глагол. Чтобы убедиться в этом, давайте поработаем с текстом, который лежит перед вами. Прочитайте и сделайте анализ данного текста, пожалуйста. Кто готов?

Ученики отвечают.

— Прошу вас слушать внимательно, так как кто-то будет анализировать ответ своего товарища.

Анализ Текста.

Комментарии ответа.

Выставление оценок и комментарий.

— А сейчас я прошу вас показать знания орфографических норм. Для этого спишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Свеж.. . Сплош.. густая тьма. Ещ.. остро и холодно сверкали звёзды. Ночь (по) тихоньку отступала. Небо на востоке стало слегк.. светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы. В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (С) прав.. мигал одинокий огонь, (в) дали у..кой полосой св..тилась заря. Рассвет наступал медле(н/нн)о и (не) торопливо. Далеко (далеко) пропели петухи. И ожидание счастья овладевала им мало (по) малу.

— Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность написанного.

Работа в парах.

— К доске я прошу выйти …… и сделать синтаксический разбор следующего предложения: В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (Пов., невоскл., прост., двусоставное, распр., осложнено однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами).

Работа у доски.

Работа с орфограммами.

Оценка ответов.

— Посмотрите и запомните правильное написание наречий.

На доске слайд №2.

— Ребята, у вас на столах лежит ещё один чеховский текст, но в нём пропущены наречия. Впишите подходящие на ваш взгляд наречия. Вы можете пользоваться словариком синонимов.

Опрос. Комментарий ответа. Оценки.

А авторский текст звучит так:

На доске слайд №3.

Невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер. Легко уложила пыль, и надолго наступила тишина. Одинокое облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, словно стояли начеку. Воздух покорно застыл. И одни только чибисы жалобно плакали и горько жаловались на судьбу.

— Этот текст взят из повести А.П. Чехова «Степь» и в нём есть наречие начеку. Каково же лексическое значение данного слова? Найдите в словаре его этимологию. (Начеку – быть наготове, насторожЕ. Появилось в языке 100 лет назад, было диалектным словом. Образовано от глагола «чекать» — ждать, ожидать.

— Вы старались, но Чехов – мастер слова. И я даю вам ещё одну возможность убедиться, насколько нужно быть внимательным к слову. К умению употреблять его в речи.

ВРАЧ: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

УЧЕНИК-ПАЦИЕНТ: Чао!

В: На что жалуетесь?

У: Горло что-то дерёт и башка болит.

В: В каком классе ты учишься, молодой человек?

У: В 7 Б.

В: А дружно ли вы живёте в своём классе?

У: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.

В: Жутко дружно! Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?

У: Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

В: Нормально… В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Его срочно нужно лечить!

(Врач даёт рецепт – учебник русского языка).

— Представьте, что такой диалог звучал бы во времена Чехова. Интересно, как бы отнёсся к этому Антон Павлович? Скорее всего, Антон Павлович рассмеялся, а возможно и огорчился. А мы ещё раз убедились, как необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.

V. Домашнее задание.

Раздаются пакеты с дифференцированным домашним заданием.

VI. Подведение итогов.

— Сегодня мы с вами плодотворно поработали и пора подвести итоги. Итак, чем мы с вами занимались на уроке? Что нового вы узнали?

Спасибо!

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here