Обобщающий урок по теме «Наречия».
7 класс.
-
Оргмомент.
-
На доске слайд №1 с эпиграфом.
Из самого сердца
Звучит русское слово.
Звучит горячо, зажигательно, задорно.
Оно всегда сказано вовремя, всегда метко.
А.П. Чехов.
-
Работа с эпиграфом.
— Ребята, мы начали урок со слов Антона Павловича Чехова. А каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чутким, внимательным к слову, искренне любящим русский язык, а значит и свой народ).
— А как же звучит наше русское слово? (Горячо, задорно, зажигательно).
— Верно! А сейчас перед вами стоит задача: подумайте и сообщите, что объединяет слова, сказанные о нашем языке?
Работа по группам.
1-ая группа: Что общего в морфологическом плане?
2-ая группа: Что общего в морфемном строении?
3-ая группа: Синтаксическая роль данных слов.
4-ая группа: Словообразовательный разбор.
— Ребята, вот таким образом вы рассказали всё о наречии. Ведь мы изучили эту часть речи и сегодня подводим итоги, поэтому на этом уроке перед нами стоят следующие цели:
-
Образовательная – обобщить материал предыдущих уроков о наречиях.
-
Развивающая – совершенствовать знания орфограмм, связанных с данной частью речи.
-
Воспитательная – совершенствовать навыки употребления наречий в речи.
-
Анализ текста.
— Наречия, ребята – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она, по словам Пушкина, живописует глагол. Чтобы убедиться в этом, давайте поработаем с текстом, который лежит перед вами. Прочитайте и сделайте анализ данного текста, пожалуйста. Кто готов?
Ученики отвечают.
— Прошу вас слушать внимательно, так как кто-то будет анализировать ответ своего товарища.
Анализ Текста.
Комментарии ответа.
Выставление оценок и комментарий.
— А сейчас я прошу вас показать знания орфографических норм. Для этого спишите текст, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Свеж.. . Сплош.. густая тьма. Ещ.. остро и холодно сверкали звёзды. Ночь (по) тихоньку отступала. Небо на востоке стало слегк.. светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы. В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (С) прав.. мигал одинокий огонь, (в) дали у..кой полосой св..тилась заря. Рассвет наступал медле(н/нн)о и (не) торопливо. Далеко (далеко) пропели петухи. И ожидание счастья овладевала им мало (по) малу.
— Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность написанного.
Работа в парах.
— К доске я прошу выйти …… и сделать синтаксический разбор следующего предложения: В вершинах их вдруг ожил ветер, зашумел полнозвучно, звонко, тревожно. (Пов., невоскл., прост., двусоставное, распр., осложнено однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами).
Работа у доски.
Работа с орфограммами.
Оценка ответов.
— Посмотрите и запомните правильное написание наречий.
На доске слайд №2.
— Ребята, у вас на столах лежит ещё один чеховский текст, но в нём пропущены наречия. Впишите подходящие на ваш взгляд наречия. Вы можете пользоваться словариком синонимов.
Опрос. Комментарий ответа. Оценки.
— А авторский текст звучит так:
На доске слайд №3.
Невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер. Легко уложила пыль, и надолго наступила тишина. Одинокое облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, словно стояли начеку. Воздух покорно застыл. И одни только чибисы жалобно плакали и горько жаловались на судьбу.
— Этот текст взят из повести А.П. Чехова «Степь» и в нём есть наречие начеку. Каково же лексическое значение данного слова? Найдите в словаре его этимологию. (Начеку – быть наготове, насторожЕ. Появилось в языке 100 лет назад, было диалектным словом. Образовано от глагола «чекать» — ждать, ожидать.
— Вы старались, но Чехов – мастер слова. И я даю вам ещё одну возможность убедиться, насколько нужно быть внимательным к слову. К умению употреблять его в речи.
ВРАЧ: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
УЧЕНИК-ПАЦИЕНТ: Чао!
В: На что жалуетесь?
У: Горло что-то дерёт и башка болит.
В: В каком классе ты учишься, молодой человек?
У: В 7 Б.
В: А дружно ли вы живёте в своём классе?
У: Нормально. Жутко дружно, ужасно весело.
В: Жутко дружно! Ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
У: Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
В: Нормально… В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Его срочно нужно лечить!
(Врач даёт рецепт – учебник русского языка).
— Представьте, что такой диалог звучал бы во времена Чехова. Интересно, как бы отнёсся к этому Антон Павлович? Скорее всего, Антон Павлович рассмеялся, а возможно и огорчился. А мы ещё раз убедились, как необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.
V. Домашнее задание.
Раздаются пакеты с дифференцированным домашним заданием.
VI. Подведение итогов.
— Сегодня мы с вами плодотворно поработали и пора подвести итоги. Итак, чем мы с вами занимались на уроке? Что нового вы узнали?
Спасибо!