Конспект урока русского языка (развития речи) в 7 классе

Николаева Ирина Владимировна,

учитель русского языка

высшей категории

ГС(К)ОУ «Специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №7,

VIII вида»
города Воркуты, Республики Коми

Тема урока:

«Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень»

ЦЕЛИ урока:

1. Образовательные : 1. Развивать умение составлять связный текст о сюжете

картины, при помощи учителя — план рассказа-описания.

2. Обогащать активный словарь учеников описательной лексикой

.

2. Коррекционно- развивающие :

1. Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления,

памяти.

2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.

3. Воспитательные:

Воспитание положительно-направленных нравственных качеств личности – упорства, трудолюбия,

ОБОРУДОВАНИЕ: картина П. Кончаловского «Сирень», карточки с опорными словами

( для фронтальной работы), раздаточные индивидуальные карточки- опоры для выполнения письменной работы.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Введение в тему урока.

ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».

— Запишите в тетради число, тему урока.

— Сядьте удобнее. Я вам расскажу о художнике.

П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что когда мы смотрим на картину, то кажется будто цветы сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой запах – АРОМАТ.

Любимые цветы художника – сирень. Букеты сирени он рисовал на протяжении всей своей жизни. Огромные пышные кисти белой и лиловой сирени на его картинах дышат свежестью только что срезанных влажных цветов.

2. Первичное восприятие картины.

ЦЕЛЬ: Знакомство с картиной. Развитие зрительного и слухового анализатора.

— Рассмотрите внимательно картину П.Кончаловского «Сирень».

( Учащиеся рассматривают картину.)

— Пока вы рассматриваете картину, я вам прочитаю стихотворение Р.Рождественского «Сирень».

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень!

— И художник, и поэт изобразили один и тот же предмет-сирень. При этом каждый использовал свои средства. Художник – краски, поэт – слова и выражения.

Описание поэта мы представляем, а описание художника – видим, но каждый их них передал свое отношение к прекрасному цветку – сирени.

Сегодня мы с вами — писатели. С помощью своих слов мы тоже будем описывать сирень.

3. Рассматривание картины П.Кончаловского «Сирень». Беседа по картине. Детализация восприятия. (Опорные слова для ответов висят на доске).

ЦЕЛЬ: Развитие описательной стороны речи, внимания. Развитие аналитико- синтетических функций.

Вопросы учителя

Опорные слова для ответов учащихся

— Что мы видим на картине?

СИРЕНЬ. БУКЕТ СИРЕНИ

— Какую сирень изобразил художник?

ЧУДЕСНУЮ СИРЕНЬ, КАК ЖИВУЮ

— Как вы думаете сирень свежая или увядшая?

ТОЛЬКО ЧТО СРЕЗАННАЯ.

ВЛАЖНЫЕ ЦВЕТЫ.

ДЫШАТ СВЕЖЕСТЬЮ.

— Какого цвета краску использовал Кончаловский для изображения цветов сирени?

ТЕМНО-РОЗОВУЮ, БЕЛОСНЕЖНУЮ.

ЛИЛОВУЮ

— В каких тонах выполнена правая сторона букета?

В СВЕТЛЫХ ТОНАХ.

В ЖЕМЧУЖНЫХ И СЕРЕБРИСТЫХ ОТТЕНКАХ

— Какие тона преобладают в левой части букета?

ТЁМНЫЕ ТОНА

— Можем ли мы сосчитать цветки на ветках (гроздьях) сирени? Почему не можем?

— Посмотрите, как рисовал автор гроздья сирени: мазками или вырисовывал каждый цветок отдельно?

МАЗКАМИ.

— Почему Кончаловский не выписывал тщательно лепестки, цветочки, веточки сирени?

ОН ПЕРЕДАВАЛ СВОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ БУКЕТА. Создалобраз букета.

— Какими нам кажутся гроздья: мелкими или крупными?

ПЫШНЫЕ, КРУПНЫЕ

Физкультминутаминутка.

3. Работа над языковыми средствами.

ЦЕЛЬ: Развитие связной устной речи, обогащение активного словаря описательной лексикой.

— Какие листья у сирени?

СОЧНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ С ЖЕЛТЫМИ ПРОЖИЛКАМИ

— Опишите банку, в которой стоит сирень.

БОЛЬШАЯ СТЕКЛЯННА БАНКА

— Можем ли мы себе представить, как пахнет эта только что срезанная сирень?

— Сирень АРОМАТНАЯ. Подберите слова, которыми можно заменить слово АРОМАТНАЯ

ДУШИСТАЯ.

ПАХУЧАЯ.

БЛАГОУХАЮЩАЯ

— Какими словами можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому?

СИРЕНЬ НА КАРТИНЕ ИЗУМИТЕЛЬНАЯ, ЧУДЕСНАЯ. ДИВНАЯ,ВЕЛИКОЛЕПНАЯ, РОСКОШНАЯ

— Что мы испытываем, глядя на полотно?

ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ.

— Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?

КАК КРАСИВА СИРЕНЬ. ОНА КАК ЖИВАЯ.

— Что нам хочется делать, глядя на картину?

ВОСХИЩАТЬСЯ И ЛЮБОВАТЬСЯ РОСКОШНОЙ СИРЕНЬЮ.

— Вот мы с вами пообобрали опорные слова, которые помогут нам описать этот несравненный букет сирени.

4. Составление плана сочинения.

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, монологической речи. Активизация словаря.

  1. Посмотрите на букет в общем.

— Кто нарисовал картину?

— Что мы видим на картине?

— Какую сирень изобразил художник?

— Как вы думаете, когда срезали букет?

— Как можно озаглавить 1 пункт плана?

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА.

  1. Посмотрите, какие краски преобладают в букете?

— Каких оттенков больше в правой стороне букета?

— Каких оттенков больше в левой стороне букета?

-О чём мы с вами говорили? Что описывали?

2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА.

  1. Рассмотрите гроздья сирени.

– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях?

– Чётко ли прорисованы цветы?

— Какие гроздья изображенной сирени?

— Что мы с вами описывали?

— Озаглавьте 3 пункт плана.

3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ.

  1. Рассмотрите листья сирени.

— Какие они?

— Их много или мало?

— Назовите 4 пункт плана.

4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ.

  1. Представьте аромат сирени.

— Каким должен быть запах у нарисованной сирени?

— Почему запах сильный?

— О чем только что говорили? Что описывали?

— Назовите 5 пункт плана.

5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА).

  1. Нравится вам эта картина?

— Какие чувства она вызывает?

— Что хочется делать, глядя на картину?

— Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине.

— Озаглавьте 6 пункт плана.

6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ.

  1. Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов. (2- 3 ученика 1 уровня обученности).

ЦЕЛЬ: Создание целостного восприятия о картине. Образец сочинения- описания по составленному плану.

  1. — Кончаловский – художник. Его описание букета сирени мы увидели на картине. Представьте, что вы писатели. Сейчас вы приступите к написанию сочинения, вы тоже опишите этот же букет сирени, но своими словами.

Письменное выполнение работы (1 уровень обученности — по составленному плану; 2 и 3 уровни обученности по опорным карточкам – Приложение №1).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here