Конспект урока русского языка (развития речи) в 7 классе
Николаева Ирина Владимировна,
учитель русского языка
высшей категории
ГС(К)ОУ «Специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №7,
VIII вида»
города Воркуты, Республики Коми
Тема урока:
«Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень»
ЦЕЛИ урока:
1. Образовательные : 1. Развивать умение составлять связный текст о сюжете
картины, при помощи учителя — план рассказа-описания.
2. Обогащать активный словарь учеников описательной лексикой
.
2. Коррекционно- развивающие :
1. Коррекция и развитие речи, процессов внимания, мышления,
памяти.
2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
3. Воспитательные:
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств личности – упорства, трудолюбия,
ОБОРУДОВАНИЕ: картина П. Кончаловского «Сирень», карточки с опорными словами
( для фронтальной работы), раздаточные индивидуальные карточки- опоры для выполнения письменной работы.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Введение в тему урока.
ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.
— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».
— Запишите в тетради число, тему урока.
— Сядьте удобнее. Я вам расскажу о художнике.
П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал их так, что когда мы смотрим на картину, то кажется будто цветы сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой запах – АРОМАТ.
Любимые цветы художника – сирень. Букеты сирени он рисовал на протяжении всей своей жизни. Огромные пышные кисти белой и лиловой сирени на его картинах дышат свежестью только что срезанных влажных цветов.
2. Первичное восприятие картины.
ЦЕЛЬ: Знакомство с картиной. Развитие зрительного и слухового анализатора.
— Рассмотрите внимательно картину П.Кончаловского «Сирень».
( Учащиеся рассматривают картину.)
— Пока вы рассматриваете картину, я вам прочитаю стихотворение Р.Рождественского «Сирень».
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождём лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень!
— И художник, и поэт изобразили один и тот же предмет-сирень. При этом каждый использовал свои средства. Художник – краски, поэт – слова и выражения.
Описание поэта мы представляем, а описание художника – видим, но каждый их них передал свое отношение к прекрасному цветку – сирени.
Сегодня мы с вами — писатели. С помощью своих слов мы тоже будем описывать сирень.
3. Рассматривание картины П.Кончаловского «Сирень». Беседа по картине. Детализация восприятия. (Опорные слова для ответов висят на доске).
ЦЕЛЬ: Развитие описательной стороны речи, внимания. Развитие аналитико- синтетических функций.
Опорные слова для ответов учащихся | |
— Что мы видим на картине? | СИРЕНЬ. БУКЕТ СИРЕНИ |
— Какую сирень изобразил художник? | ЧУДЕСНУЮ СИРЕНЬ, КАК ЖИВУЮ |
— Как вы думаете сирень свежая или увядшая? | ТОЛЬКО ЧТО СРЕЗАННАЯ. ВЛАЖНЫЕ ЦВЕТЫ. ДЫШАТ СВЕЖЕСТЬЮ. |
— Какого цвета краску использовал Кончаловский для изображения цветов сирени? | ТЕМНО-РОЗОВУЮ, БЕЛОСНЕЖНУЮ. ЛИЛОВУЮ |
— В каких тонах выполнена правая сторона букета? | В СВЕТЛЫХ ТОНАХ. В ЖЕМЧУЖНЫХ И СЕРЕБРИСТЫХ ОТТЕНКАХ |
— Какие тона преобладают в левой части букета? | ТЁМНЫЕ ТОНА |
— Можем ли мы сосчитать цветки на ветках (гроздьях) сирени? Почему не можем? |
|
— Посмотрите, как рисовал автор гроздья сирени: мазками или вырисовывал каждый цветок отдельно? | МАЗКАМИ.
|
— Почему Кончаловский не выписывал тщательно лепестки, цветочки, веточки сирени? | ОН ПЕРЕДАВАЛ СВОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ БУКЕТА. Создалобраз букета. |
— Какими нам кажутся гроздья: мелкими или крупными? | ПЫШНЫЕ, КРУПНЫЕ |
Физкультминутаминутка.
3. Работа над языковыми средствами.
ЦЕЛЬ: Развитие связной устной речи, обогащение активного словаря описательной лексикой.
СОЧНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ С ЖЕЛТЫМИ ПРОЖИЛКАМИ | |
— Опишите банку, в которой стоит сирень. | БОЛЬШАЯ СТЕКЛЯННА БАНКА |
— Можем ли мы себе представить, как пахнет эта только что срезанная сирень? — Сирень АРОМАТНАЯ. Подберите слова, которыми можно заменить слово АРОМАТНАЯ | ДУШИСТАЯ. ПАХУЧАЯ. БЛАГОУХАЮЩАЯ |
— Какими словами можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому? | СИРЕНЬ НА КАРТИНЕ ИЗУМИТЕЛЬНАЯ, ЧУДЕСНАЯ. ДИВНАЯ,ВЕЛИКОЛЕПНАЯ, РОСКОШНАЯ
|
— Что мы испытываем, глядя на полотно? | ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ. |
— Какие чувства и мысли у нас при этом возникают? | КАК КРАСИВА СИРЕНЬ. ОНА КАК ЖИВАЯ. |
— Что нам хочется делать, глядя на картину? | ВОСХИЩАТЬСЯ И ЛЮБОВАТЬСЯ РОСКОШНОЙ СИРЕНЬЮ. |
— Вот мы с вами пообобрали опорные слова, которые помогут нам описать этот несравненный букет сирени. |
|
4. Составление плана сочинения.
ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, монологической речи. Активизация словаря.
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА. | |
— Каких оттенков больше в правой стороне букета? — Каких оттенков больше в левой стороне букета? -О чём мы с вами говорили? Что описывали? |
2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА. |
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях? – Чётко ли прорисованы цветы? — Какие гроздья изображенной сирени? — Что мы с вами описывали? — Озаглавьте 3 пункт плана. |
3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ. |
— Какие они? — Их много или мало? — Назовите 4 пункт плана. |
4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ. |
— Каким должен быть запах у нарисованной сирени? — Почему запах сильный? — О чем только что говорили? Что описывали? — Назовите 5 пункт плана. |
5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА). |
— Какие чувства она вызывает? — Что хочется делать, глядя на картину? — Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине. — Озаглавьте 6 пункт плана.
|
6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ. |
-
Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов. (2- 3 ученика 1 уровня обученности).
ЦЕЛЬ: Создание целостного восприятия о картине. Образец сочинения- описания по составленному плану.
-
— Кончаловский – художник. Его описание букета сирени мы увидели на картине. Представьте, что вы писатели. Сейчас вы приступите к написанию сочинения, вы тоже опишите этот же букет сирени, но своими словами.
Письменное выполнение работы (1 уровень обученности — по составленному плану; 2 и 3 уровни обученности по опорным карточкам – Приложение №1).