УРОК-ПОВТОРЕНИЕ
«В МИРЕ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ». 9 класс. Углубленное изучение русского языка по программе В. В. Бабайцевой.
Цели урока.
Учебные.
1.Повторить сведения об обособленных и однородных членах предложения, вводных словах.
2. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Сложные предложения».
3. Закрепить навыки пунктуации в сложных предложениях.
Развивающие.
1. Развитие творческих способностей.
2. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся путем переноса знаний и умений в новую ситуацию.
Воспитательные.
1. Содействовать в ходе урока формированию умения познавать природу и мир в целом.
2. Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Ход урока.
1.Проверка дом. задания.
2.Словарная работа:
арх..епископ, почт…ный, ж..знь, возв..щавший; пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший; п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать; с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица.
I. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
— Для работы на уроке предлагаю текст, героем которого является подснежник. Он, этот первый весенний цветок, и поможет нам справиться с поставленными целями.
Работа с текстом «Подснежник – вестник весны».
II. ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Читаю текст «Подснежник – вестник весны».1[1]
1.Русские легенды уверя…т что однажды Зима с Ветром и Стуж…й решила что (не) пустит на землю Весну. 2. Все цветы и(з,с)пугавшись Зимы поникли а подснежник напомина…щий снежную сережку выпрямив стебелек смело ра(з,с)правил лепестки. 3. Когда солнце замет…ло подснежник оно согрело землю и открыло дорогу Весне.
4. Итак подснежники ве(стн,сн)ики весны первыми вступа…т в единоборство с суровой зимой. 5. Внезапно появляющ…ся среди снега они зацветая пр…дставляют уд…вительное зрелище и возникает впечатление что на землю набросили белое кружевное одеяло сотка(нн,н)ое из пушинок снег(?)пада и из бликов маленьких ослепительно белых цветов. 6. Ра(з,с)цветая в окружении… снегов подснежник первая песня весны напомина…т конеч(?)но снежинку.
7.Как только осядут снега и появят(?)ся пр…талины подснежник выставляет любопытный вен(?)чик и ра(з,с)качиваясь на тонком стебельке начинает подпевать ручейкам. 8. Люди говорят пр…слушаеш(?)ся и услышиш(?) звон его прозрач(?)ных колокольчиков. 9. Они звенят что(бы) ра(з,с)будить пр…роду которая спит крепким сном.
10.Утром подснежник подн…мается живым ф…нариком (на)встречу теплу вечером же он наклоня…тся и пряч…т «снежную каплю» под защиту снега.
11. Благ(?)дарим тебя первый весенний цветок за то что ты украшаеш(?) нашу жизнь.
— Определите тему и основную мысль текста. (Подснежник)
Прочитаем еще раз название текста и выделим ключевое слово. (Первый весенний цветок)
— Каково лексическое значение слова «подснежник», от какого слова оно образовано? Поработаем со словарем.(лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после таяния. Под снегом)
— Запишите толкование значения слова «подснежник», используя сложное предложение, в котором в одном из простых предложений, входящих в состав СП, ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Вопросы классу.
— Подчеркните грамматические основы предложения. Объясните знаки препинания.
— Укажите вид данного сложного предложения. Составьте схему. (СПП, определительное).
— Каковы отличительные признаки СПП? Почему вы решили, что это СПП?
III. ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ, МОРФОЛОГИЮ.
Работа по группам.
Задание.
I ГРУППА. Найдите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «На конце приставки пишется С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
II ГРУППА. Найдите глаголы и объясните пропущенные в них орфограммы.
III ГРУППА. Найдите и выпишите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные слова.
IV. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ.
I группа. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями(2,5)и обстоятельствами(2,5,6,7).
II группа. Найдите предложения с обособленными приложениям (4,6).
III группа. Найдите предложения с вводным словом (6),обращением (11), прямой речью(8).
V. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— Вспомните теоретический материал по изученной теме «Сложное предложение».
Вопросы для повторения.
1. Какие предложения мы называем сложными?
2. На какие группы делятся сложные предложения?
3. Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сложноподчиненными?
4. Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
5. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
6. Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
7. Что вы знаете о сложных предложениях с различными видами связи?
VI.ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.
Дифференцированные задания группам.
— Найдите в тексте сложные предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы.
I ГРУППА – СПП. (1 и 2 абзацы1,3). Указать главные и придаточные предложения и их значения.
II ГРУППА – СПП (3-5 абзацы 7,9,11)
III ГРУППА –ССП(2), БСП(10) и СП с разными видами связи(5). Объяснить постановку знаков препинания.
Синтаксический разбор 1 предложения.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
−Задачи, поставленные в начале урока, мы с вами выполнили. Теперь обобщим все сказанное и сделанное нами сегодня.
— На какие группы делятся сложные предложения?
— Каковы основные признаки сложносочиненных предложений? Сложноподчиненных? Бессоюзных сложных предложений?
— Оцените свою работу на уроке.
Изучение нового материала (с/о) | Закрепление (с/о или о/г) | Самостоятельная работа (с/о или в/о) | Итоговая отметка (с/о) | |
|
|
|
|
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Напишите сочинение-рассуждение: Как вы понимаете смысл предложения текста «Они звенят что(бы) ра(з,с)будить пр…роду которая спит крепким сном»? Приведите из текста 2 аргумента, подтверждающие ваши рассуждения.
1