Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок на тему: «Слово и предложение».

Учитель начальных классов

Шайдуллина Венера

Исмагиловна

г. Нижнекамск, Нижнекамский район, Республика Татарстан

Класс:1

Предмет: обучение грамоте

Тема: Слово и предложение.

Задачи: дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Работа по теме урока.

  1. Умственная разминка в виде игры на сравнение предметов «Похож — не похож».

Каждый из играющих задумывает два предмета, имеющих между собой какое-то сходство. Не называя предметов, дети указывают, чем они похожи и чем они различаются.

— Я задумываю два предмета. Это овощи, они имеют круглую форму, но один растет в земле, а другой на земле. Один – желтый с длинным хвостиком, сладкий, а другой – красный, сочный, мягкий. (Репа и помидор.)

— Кто ел репу? Расскажите, какая она по цвету, вкусу, форме. Посоветуйте, есть её ли нет.

— Сравните слова репа – репка по смыслу. Нарисуйте модель слова репка (рисунок и звуковую схему). Делим слово на слоги, определяем ударный слог.

  1. Сравнение слова и предложения.

Вопросы для внимательных:

— Что вы сейчас делали? (Советовали, рассказывали, выражали свои мысли.) С помощью чего? (Слов.) Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль?

— Все связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называют предложением.

  1. Рассказывание сказки «Репка».

4. Работа с азбукой.

— Как передано содержание сказки в азбуке? ( В рисунках, моделях слов, схемах)

— Рассмотрите иллюстрацию. Почему героям сказки не удаётся вытащить репку? ( Не хватает мышки.) Дети заполняют схему слова мышка.

5. Закрепление понятия «предложение», знакомство с его схемой.

— Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и слова для выражения какой-то мысли выстраиваются друг за другом и образуют предложение. Покажите, где на странице записаны схемы предложений. Как они оформлены?

— Вспомните начало сказки. ( «Посадил дед репку».) Посмотрите, как эта мысль записана с помощью схемы предложения. (Дети соотносят каждое слово предложения с его графическим обозначением в схеме, обращают внимание на оформление начала и конца предложения.) Затем анализируется последнее предложение «Вот и вытащили репку».

6. Составление предложения. Работа в паре.

Дети учатся строить предложение из отдельных слов, связывая их по смыслу и ставя в определенном порядке.

Учащиеся называют словами предметные картинки (лиса, волк, белка, сыр, рыба, грибы).

— Давайте составим предложение о том, кто из зверей что любит. Одно из предложений уже составил Ктототам. Озвучим его. (Белка любит рыбу.) Так ли это? Какое же слово надо заменить? ( Белка любит не рыбу, а грибы.) Не будем больше надеяться на Ктототама и сами составим предложения.)

Учащиеся составляют предложения и обозначают начало и конец.

  1. Итог урока.

— Что узнали нового?

— Что нужно обязательно запомнить?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here