Конспект открытого урока русского языка в 1 классе
«Слоги и ударение»
(программа «Школа 2100»)
Цель урока:
-
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию;
-
Уточнить представление о том, в каких условиях ударение не ставится;
-
Закрепить умение делить слова на слоги;
-
Развивать речь, обогащать словарный запас, работать над нормами правильного произношения, развивать умение работать в парах.
Планируемые достижения обучающихся: усвоить правила деления слов на слоги, приводить примеры слов с разным количеством слогов, постановку ударения.
Урок сопровождается презентацией, соответствующей каждому этапу урока.
Ход урока.
-
Организационный момент:
В школе прозвенел урок,
Значит, начался урок.
Ручка – есть, тетрадь – на месте,
Мы начнём урок все вместе. (ХОРОМ)
-
Минутка чистописания:
У: Сегодня мы повторим написание строчной буквы ю и двух её «сестричек-соседок», т.е. букв, которые имеют одинаковые элементы с этой буквой. Мы будем работать на странице № 8 в рабочих тетрадях
Об: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь. (ХОРОМ)
Обучающиеся записывают число, учитель контролирует правильную посадку, правильный способ держания ручки.
У: Как вы думаете, какова цель этого упражнения по чистописанию?
Об: Мы должны повторить написание букв, верхнее и нижнее соединение.
У: Сначала нарисуйте «бордюр» из наклонных линий и волн, далее самостоятельно
пропишите предложенные буквы и сочетания букв.
Обучающиеся работают в тетрадях.
У: Прочтите слова, записанные на этой строке: ЮГ. Сколько в нем звуков, букв,
слогов?
Обучающиеся производят разбор слова, применяя цветные карандаши и комментируя свои действия.
У: Прочтите слова на 3 строке:
ЮНГА ЮРИСТ ЮМОРИСТ НОС ВОИН
— Назовите слово, состоящее из одного слога: НОС;
— Назовите слово из двух слогов, во втором слоге которого 4 буквы: Ю – РИСТ ;
— Назовите слово из двух слогов, первый из которых ударный: ЮН – ГА.
Объясните, кто такой ЮНГА?
— Назовите слово из 3 слогов: Ю – МО – РИСТ. Прохлопайте его. Подчеркните в
этом слове нижнее соединение.
— Назовите слова, отвечающие на вопрос КТО?
— Обведите слово – перевертыш.
— Назовите синоним к слову ВОИН (солдат, боец, защитник)
— Разделите все слова на слоги, поставьте ударение.
Обучающиеся работают по цепочке, комментируют свои действия, проговаривают слова, выделяя интонацией ударный слог.
-
Словарная работа – картинный диктант.
Учитель показывает на экране изображения животных, обучающиеся записывают слова, комментируют:
БАРАН, ВОРОНА, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, СОРОКА
У: Для чего нам необходимо уметь делить слова на слоги и ставить в них
ударение?
Об: Чтобы правильно переносить слова со строчки на строчку и понимать смысл
слов
У: Какие бывают слоги в зависимости от ударения?
Об: Ударные и безударные.
У: А есть ли слова, в которых нет ударного слога?
Об: Нет, таких слов нет.
У: А что можно сказать об ударениях в односложных словах?
Об: Ударения в них не надо ставить, потому что слог один и он ударный.
Например, ДОМ, СЛОН, СТОЛ.
У: А в каких еще случаях не надо ставить ударение в словах?
Об: Если в словах есть буква Ё, она всегда делает слог ударным. Например: ЁЖИК, МЕТЁЛКА, ПЕНЁК.
У: Приведите пример слов, когда ударение меняет смысл слова.
Об: ЗАМОК – ЗАМОК; ГВОЗДИКИ – ГВОЗДИКИ
У: Что можете сказать о схемах на экране:
Об: Это схемы слов с разным количеством слогов и с разными ударными слогами.
Обучающиеся приводят примеры на каждую схему.
У: Оказывается, слово можно и простучать, выделяя ударный слог громче.
Учитель простукивает несколько слов, а обучающиеся приводят примеры слов.
У: Сделайте вывод, как определить количество слогов в слове?
Об: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников! (ХОРОМ)
У: А как правильно поставить ударение?
Об: Надо громко позвать слово или спросить его о чем-нибудь.
-
ФИЗМИНУТКА «Цыплята»
-
Закрепление полученных знаний.
Работа по учебнику – страница 16.
У: Составьте слова по рисунку учебника.
Обучающиеся составляют слова: ПЕТУХ, КУРЫ, ЦЫПЛЯТА, ГУСИ, ИНДЮКИ, УТКИ.
У: Как одним словом назвать всех? (ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ)
Составьте устно предложения об этих птицах, назовите главные члены
предложений.
Обучающиеся составляют различные предложения, называют главные члены предложений.
-
Закрепление полученных знаний – работа в парах.
На каждой парте карточки с заданием. Обучающиеся знакомятся с ним, выполняют его парами.
Вариант 1.
Из предложенных слогов составьте слова и запишите их в таблицу. Разделите слова на слоги, поставьте ударение:
ко
ма
сок
зи
ши
ра
ле
со
на
2 слога | 3 слога | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2.
Из предложенных слогов составьте слова и запишите их в таблицу. Разделите слова на слоги, поставьте ударение:
ре
бан
ра
во
ка
но
на
ро
би
2 слога | 3 слога | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения задания производится проверка по вариантам с использованием экрана.
-
Итог урока:
— Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?
— Какие уже имеющиеся навыки закрепили?
— Что особенно понравилось или запомнилось?
VIII. Рефлексия:
Вы хорошо поработали на уроке, как сами оцениваете свою работу?
Настроенье каково? – ВО!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 155
Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Конспект открытого урока
русского языка
в 1 В классе
«Слоги и ударение»
(образовательная система «Школа 2100»)
Подготовила и провела учитель начальных классов
МАОУ лицей № 155
Доценко С. Ф.
Уфа – 2012 г.