Открытый урок
по русскому языку
на тему
во 2 классе
МБОУ СОШ п. Жилино
2013 — 2014 учебный год
Учитель: Сергеева М.К.
Тема урока:
Образование слов при помощи приставки и суффикса
Цели урока:
1.Обобщение у учащихся представления о родственных словах и разных формах одного и того же слова.
2.Закреплять умение находить родственные слова на основе общего корня;
3.Умение работать с Обратным словарем, вести поиск нужных слов, ориентируясь на последние буквосочетания в начальной форме слова.
Задачи урока:
1. Образовательные:
*различать родственные слова и формы слова,
*подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,
*совершенствовать умение работать в паре,
*сравнивать и анализировать родственные слова
2. Развивающие:
*развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения;
*способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов;
*развивать представления об исторических родственниках слова (о происхождении слов).
3. Воспитательные :
*воспитывать уверенность в своих силах;
*чувство взаимопомощи;
*интерес к русскому языку.
Оборудование
*учебник Русский язык 1,2 части;
*тетрадь для самостоятельной работы №1;
*презентация для проведения физминутки для глаз (слайд 1);
*карточки с заданием для проверки знаний учащихся по данной теме;
*интерактивная доска;
*магнитно — маркерная доска;
*портрет поэта В.А.Жуковского;
*рабочая тетрадь;
*ручки, простые карандаши, линейки;
*предложения для подведения итога урока (слайд 2).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Ручку в руку все мы взяли
И красиво написали.
У: Записали «число» и «классная работа»чисто, правильно, красиво.
II. Мы должны с вами пройти путь подготовки к теме урока. Для этого посмотрите пожалуйста на доску. На интерактивной доске вы видите портрет известного русского поэта Жуковского В.А., который написал чудесное стихотворение «Жаворонок». Первое четверостишие написано на доске:
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Словарная работа: зардел, долина.
-Сколько предложений в этом отрывке?
-Докажите. (5 доказательств)
-Найдите грамматическую основу в каждом предложении.
-Чем выражены главные члены предложений?
-Какие это предложения по цели высказывания и по интонации?
III. Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленюсь,
Поклонюсь и улыбнусь.
У.: Настроение каково? Во!
У.: Улыбаемся мы как? Вот так!
У.: Вот мы и подошли к теме урока. Открыли «содержание»в учебнике русского языка 3 часть и нашли тему урока «Образование слов при помощи приставки и суффикса». На какой странице нужно открыть учебник? (с. 84)
-Прочитайте тему ещё раз. На этой же странице есть четверостишье. Прочитай его. Слова на жёлтом фоне являются родственными? Почему? (разная основа)
-Образование слова подснежник.
снег→под+снеж+ник=подснежник
Упр. 94
бездельник→дело→без+дель+ник=бездельник
пограничник→граница→по+гранич+ник=пограничник
наконечник→конец→на+конеч+ник=наконечник
Вывод: слова образовались при помощи приставки и суффикса.
IV. Электронная физминутка для глаз.
V. Самостоятельная работа в парах.
Ученики работают на листочках парами, подбирая родственные слова к слову лететь, образовывая их при помощи приставок и записывают на листочке. Слов должно быть 15. Если они подобрали не все, то ищут в Обратном словаре и дописывают.
Вывод:
-Что нам помогает образовать новое слово? (приставка)
-Что ещё нам помогает образовать новое слово? (суффикс)
-Как ещё может быть образовано новое слово? (при помощи приставки и суффикса)
VI. Домашнее задание.
Упр.
VII. Дети подводят итог урока, анализируя свою работу на уроке
(слайд 2)
Читают начало предложения и заканчивают его самостоятельно:
— Сегодня я узнал(а)…
— У меня получилось…
— Было трудно…
— Меня удивило…
— Было интересно…
— Теперь я умею…
VIII. Выставление оценок.
IX. Урок окончен. Спасибо за работу.