Открытый урок

по русскому языку

на тему

во 2 классе

МБОУ СОШ п. Жилино

2013 — 2014 учебный год

Учитель: Сергеева М.К.

Тема урока:

Образование слов при помощи приставки и суффикса

Цели урока:

1.Обобщение у учащихся представления о родственных словах и разных формах одного и того же слова.

2.Закреплять умение находить родственные слова на основе общего корня;

3.Умение работать с Обратным словарем, вести поиск нужных слов, ориентируясь на последние буквосочетания в начальной форме слова.

Задачи урока:

1. Образовательные:

*различать родственные слова и формы слова,

*подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,

*совершенствовать умение работать в паре,

*сравнивать и анализировать родственные слова

2. Развивающие:

*развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения;

*способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов;

*развивать представления об исторических родственниках слова (о происхождении слов).

3. Воспитательные :

*воспитывать уверенность в своих силах;

*чувство взаимопомощи;

*интерес к русскому языку.

Оборудование

*учебник Русский язык 1,2 части;

*тетрадь для самостоятельной работы №1;

*презентация для проведения физминутки для глаз (слайд 1);

*карточки с заданием для проверки знаний учащихся по данной теме;

*интерактивная доска;

*магнитно — маркерная доска;

*портрет поэта В.А.Жуковского;

*рабочая тетрадь;

*ручки, простые карандаши, линейки;

*предложения для подведения итога урока (слайд 2).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Ручку в руку все мы взяли

И красиво написали.

У: Записали «число» и «классная работа»чисто, правильно, красиво.

II. Мы должны с вами пройти путь подготовки к теме урока. Для этого посмотрите пожалуйста на доску. На интерактивной доске вы видите портрет известного русского поэта Жуковского В.А., который написал чудесное стихотворение «Жаворонок». Первое четверостишие написано на доске:

На солнце тёмный лес зардел.

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Словарная работа: зардел, долина.

-Сколько предложений в этом отрывке?

-Докажите. (5 доказательств)

-Найдите грамматическую основу в каждом предложении.

-Чем выражены главные члены предложений?

-Какие это предложения по цели высказывания и по интонации?

III. Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленюсь,

Поклонюсь и улыбнусь.

У.: Настроение каково? Во!

У.: Улыбаемся мы как? Вот так!

У.: Вот мы и подошли к теме урока. Открыли «содержание»в учебнике русского языка 3 часть и нашли тему урока «Образование слов при помощи приставки и суффикса». На какой странице нужно открыть учебник? (с. 84)

-Прочитайте тему ещё раз. На этой же странице есть четверостишье. Прочитай его. Слова на жёлтом фоне являются родственными? Почему? (разная основа)

-Образование слова подснежник.

снег→под+снеж+ник=подснежник

Упр. 94

бездельник→дело→без+дель+ник=бездельник

пограничник→граница→по+гранич+ник=пограничник

наконечник→конец→на+конеч+ник=наконечник

Вывод: слова образовались при помощи приставки и суффикса.

IV. Электронная физминутка для глаз.

V. Самостоятельная работа в парах.

Ученики работают на листочках парами, подбирая родственные слова к слову лететь, образовывая их при помощи приставок и записывают на листочке. Слов должно быть 15. Если они подобрали не все, то ищут в Обратном словаре и дописывают.

Вывод:

-Что нам помогает образовать новое слово? (приставка)

-Что ещё нам помогает образовать новое слово? (суффикс)

-Как ещё может быть образовано новое слово? (при помощи приставки и суффикса)

VI. Домашнее задание.

Упр.

VII. Дети подводят итог урока, анализируя свою работу на уроке

(слайд 2)

Читают начало предложения и заканчивают его самостоятельно:

— Сегодня я узнал(а)…

— У меня получилось…

— Было трудно…

— Меня удивило…

— Было интересно…

— Теперь я умею…

VIII. Выставление оценок.

IX. Урок окончен. Спасибо за работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here