Русский язык
(урок во 2-м классе, программа «Начальная школа XXI века»)
Тема: «Учимся составлять текст».
Тип урока: развитие речи
Цели урока:
образовательные:
— закреплять усвоенные умения работы с текстом при его составлении;
— совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
— совершенствовать каллиграфические навыки;
развивающие:
-обогащать и уточнять словарный запас;
— активизировать словарь фразеологическими оборотами;
— развивать навыки самостоятельной работы;
— развивать мышление, внимание, память;
воспитательные:
— воспитывать самостоятельность, творческую активность;
— воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно!
Работаем старательно!
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над развитием речи. Будем составлять и записывать текст и, конечно, учиться красиво писать.
— Ну что же, начнём урок с интеллектуальной разминки:
— Какой сегодня день недели?
— Что за самоуверенный толстячок жил на крыше?
— Из чего состоит предложение?
— Как называются слова противоположные по смыслу?
— Антоним слова грустный.
— Что есть у текста?
— Хорошо того учить, кто … (хочет всё знать).
III. Чистописание.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
— Пропишите:
IV. Словарная работа.
Пенал, быстро, космонавт, народ, картина, кинофильм.
V. Актуализация знаний.
— Откройте учебник на стр. 88.Найдите урок № 123.
-Посмотрите с заданиями, какого блока мы сегодня будем работать? (ученики находят название блока, в котором будет проходить работа)
— В чём особенность заданий данного блока?
— Чем они интересны? (Ответы учащихся)
— Посмотрите, как звучит тема сегодняшнего урока. (Учащиеся продолжают работу с учебником)
— Какова цель и задачи нашего урока?
VI. Работа над новым материалом.
Упражнение 1.
— Прочитайте задание упражнения 1.
— Прочитайте текст.
— О чём он?
— О чём говорится в первом абзаце?
— Придумайте начало текста.
Работа в парах.
— Придумайте начало текста. (Дети в парах придумывают начало текста, записывают на листочках черновой вариант. Каждая группа предлагает свой вариант начала текста. Текст редактируется и озаглавливается.)
— Запишите заголовок и 1-й абзац текста.
Пример коллективно составленного текста:
Игра в прятки.
Однажды ребята нашего двора решили поиграть в прятки. Дети посчитались. Ведущей стала Оля. Она закрыла глаза и начала считать. А ребята разбежались кто куда.
Упражнение 2.
1 абзац. Раньше люди много читали, узнавали из книг о подвигах, приключениях, историю своей страны.
2 абзац. Попробуй и ты посвятить один вечер не играм, а чтению.
VI. Итог урока.
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Что вам понравилось на уроке?
— Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
— Спасибо всем! Урок кончен.