Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ РЕЧИ»

Учитель первой категории Степанова Ирина Анатольевна.

Описание работы: Данный урок разработан в рамках  УМК «Гармония». Подходя к проблемным ситуациям, учащиеся открывают новые знания. В ходе  урока  сказочный персонаж  активизирует познавательный интерес младших школьников.

Тип  урока: открытие нового знания.

Цель: научить учащихся определять части речи.

Планируемые результаты: предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения  этих признаков; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, кружочки трёх цветов, рисунок, карточки со словами, мешок, задания, записанные на снежинках из бумаги.

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.      Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

Начинается урок,

Он пойдёт, ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Правильно сидеть, писать,

Слушать и запоминать.

Другу улыбнись, к солнцу потянись

И за парту ты садись.

Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Чистописание. Слайд№

— Запишите в тетради дату и откройте учебник на стр. . Давайте прочитаем, с какой темой нам предстоит познакомиться на этом уроке. А все слова, из которых состоит наша речь, образуются из букв. Давайте постараемся их сейчас красиво записать. Но перед этим проговорим, какие правила красивого письма мы должны соблюдать. ( Проговаривают, как  нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д.).

Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова. Аа ал ан ар ав ас аз ая

Засучив …….

Не покладая…..

— Написание какой буквы мы повторим?

-Что знаем о этой букве?

— Допишите фразеологизмы.

— Объясните значение полученных фразеологизмов.

— Составьте предложение.

Сегодня на уроке мы будем работать усердно и дружно.

III. Словарная работа. Слайды №

— Ребята, отгадайте, о каких словарных словах идёт речь? ( Отгадывают слово, затем ищут его значение в словарях, разложенных на партах(Ожигов толковый словарь)

1. Это слово-сладкое лакомство для ребят.

Кто ж из вас не любит…? (Шоколад).

2. .Лист бумаги по утрам

По квартирам носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

У нее ряд в ряд

Буквы к буквам стоят. (Газета).

3.Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета).

4.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина).

5.Красный нос в землю врос,

А зеленый нос снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь).

Записываем каждое слово.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Проговаривают, как  нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д.

Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова.

Находят объяснение в в толковом словаре. Учатся работе со словарём.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3.      Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

1.Объединение слов в группы. Слайд №

тёплое зеленеет

ручей лето пришло

травка солнце яркое весёлый

журчит светит

пушистая

-Сколько групп слов получилось?

-На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

— Что обозначают?

— Как называют группы этих слов? (Части речи)

— Смотрите, ребята, задание было одинаковым для всех, а результаты получились разными .  Почему?

( Проблемная ситуация ).

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание;познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.      Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

VI. Изучение нового материала. Слайд №

— Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат разные ответы).

— Что называют эти слова? Видите, эти слова сгруппировались в зависимости от того, что они называют. Согласны? Зафиксируем признак? ( На доске появляется запись «  НАЗЫВАЮТ»).

— На какой вопрос слова в каждой группе отвечают? Зафиксируем признак? ( На доске  запись « ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ»).

 —  Прочитаем правило.

— А как изменяются слова каждой группы? Зафиксируем? «ИЗМЕНЯЮТСЯ»

— Слова в русском языке делятся на несколько обширных групп, которые называются частями речи. Эти группы имеют общие признаки.

— Ребята, это новое знание для вас. К вам пришли сказочные герои.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физминутка

5.      Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Работа в группах.

— А в мешке — следующее задание. Глядя на сказочных героев, нужно составить из слов предложения и определить части речи. (На доске карточки со словами).

1. И, птицы, запеть, проснуться.

2. Подбежать, река, горная, к, мы.

3. Друг, хорошо, иметь, верный.

— Ребята, а то, что я сейчас подчеркну, является ли частями речи?  Называют ли они что-нибудь? А вопрос мы к этим словам можем задать? Для чего они нужны?  Посмотрите, какова была роль этих маленьких слов в предложениях, которые вы записали? Давайте найдем героев, к которым относятся эти слова. Как мы называем эти слова?

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Работают группах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

В познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение работать в группе.

Физминутка для глаз

6.      Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний. — Давайте скажем, как мы будем определять части речи?

( на слайде ответы детей) задаём вопрос

И не забудем про маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении. На стр. устно отвечаем на вопросы.

— А теперь самостоятельно поработайте в парах со словами, определите, какими частями речи являются слова, подчеркните члены предложения. (Двое ребят работают на доской по карточкам со словами).

1 вариант.

Солнце, на, яркий, небо, светить.

2 вариант.

Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение

7.      Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

—  Что вы нового, интересного узнали на уроке? Чему научились? Для чего вам нужно новое знание? Ребята, вы молодцы, справились успешно с заданиями. Наш сказочный персонаж оставил в мешке послание.

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

— Давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке. (Рожицы по очереди показывает учитель)

1. Я хорошо усвоил тему!

2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт р

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here