Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ РЕЧИ»
Учитель первой категории Степанова Ирина Анатольевна.
Описание работы: Данный урок разработан в рамках УМК «Гармония». Подходя к проблемным ситуациям, учащиеся открывают новые знания. В ходе урока сказочный персонаж активизирует познавательный интерес младших школьников.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: научить учащихся определять части речи.
Планируемые результаты: предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи, определять их грамматическую роль в предложении;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.
Задачи: воспитательная – учиться отстаивать своё мнение, стремиться выполнять правила работы в коллективе; развивающая – учиться выявлять отличительные признаки каждой части речи, составляя алгоритм определения этих признаков; обучающая – уметь применять алгоритм при решении учебных задач.
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, кружочки трёх цветов, рисунок, карточки со словами, мешок, задания, записанные на снежинках из бумаги.
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия | |
1. Самоопределение к деятельности
Организационный момент | Включение в деловой ритм урока. Начинается урок, Он пойдёт, ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Правильно сидеть, писать, Слушать и запоминать. Другу улыбнись, к солнцу потянись И за парту ты садись.
Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение;регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Чистописание. Слайд№ — Запишите в тетради дату и откройте учебник на стр. . Давайте прочитаем, с какой темой нам предстоит познакомиться на этом уроке. А все слова, из которых состоит наша речь, образуются из букв. Давайте постараемся их сейчас красиво записать. Но перед этим проговорим, какие правила красивого письма мы должны соблюдать. ( Проговаривают, как нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д.). Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова. Аа ал ан ар ав ас аз ая Засучив ……. Не покладая….. — Написание какой буквы мы повторим? -Что знаем о этой букве? — Допишите фразеологизмы. — Объясните значение полученных фразеологизмов. — Составьте предложение. Сегодня на уроке мы будем работать усердно и дружно. III. Словарная работа. Слайды № — Ребята, отгадайте, о каких словарных словах идёт речь? ( Отгадывают слово, затем ищут его значение в словарях, разложенных на партах(Ожигов толковый словарь) 1. Это слово-сладкое лакомство для ребят. Кто ж из вас не любит…? (Шоколад). 2. .Лист бумаги по утрам По квартирам носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. У нее ряд в ряд Буквы к буквам стоят. (Газета). 3.Без этого транспортного средства к звездам не полетишь. (Ракета). 4.Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина). 5.Красный нос в землю врос, А зеленый нос снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь). Записываем каждое слово.
| Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проговаривают, как нужно сидеть за партой, держать ручку в руке и т. д. Записывают заранее прописанные учителем слоги и слова.
Находят объяснение в в толковом словаре. Учатся работе со словарём. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. 1.Объединение слов в группы. Слайд №
тёплое зеленеет ручей лето пришло травка солнце яркое весёлый журчит светит пушистая
-Сколько групп слов получилось? -На какие вопросы отвечают слова каждой группы? — Что обозначают? — Как называют группы этих слов? (Части речи) — Смотрите, ребята, задание было одинаковым для всех, а результаты получились разными . Почему? ( Проблемная ситуация ).
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание;познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. VI. Изучение нового материала. Слайд № — Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат разные ответы). — Что называют эти слова? Видите, эти слова сгруппировались в зависимости от того, что они называют. Согласны? Зафиксируем признак? ( На доске появляется запись « НАЗЫВАЮТ»). — На какой вопрос слова в каждой группе отвечают? Зафиксируем признак? ( На доске запись « ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ»). — Прочитаем правило. — А как изменяются слова каждой группы? Зафиксируем? «ИЗМЕНЯЮТСЯ» — Слова в русском языке делятся на несколько обширных групп, которые называются частями речи. Эти группы имеют общие признаки. — Ребята, это новое знание для вас. К вам пришли сказочные герои.
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физминутка |
|
|
|
5. Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Работа в группах. — А в мешке — следующее задание. Глядя на сказочных героев, нужно составить из слов предложения и определить части речи. (На доске карточки со словами). 1. И, птицы, запеть, проснуться. 2. Подбежать, река, горная, к, мы. 3. Друг, хорошо, иметь, верный. — Ребята, а то, что я сейчас подчеркну, является ли частями речи? Называют ли они что-нибудь? А вопрос мы к этим словам можем задать? Для чего они нужны? Посмотрите, какова была роль этих маленьких слов в предложениях, которые вы записали? Давайте найдем героев, к которым относятся эти слова. Как мы называем эти слова?
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Работают группах. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; В познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение работать в группе. |
Физминутка для глаз |
|
|
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. — Давайте скажем, как мы будем определять части речи? ( на слайде ответы детей) задаём вопрос И не забудем про маленькие слова, которые служат для связи слов в предложении. На стр. устно отвечаем на вопросы. — А теперь самостоятельно поработайте в парах со словами, определите, какими частями речи являются слова, подчеркните члены предложения. (Двое ребят работают на доской по карточкам со словами). 1 вариант. Солнце, на, яркий, небо, светить. 2 вариант. Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух.
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. — Что вы нового, интересного узнали на уроке? Чему научились? Для чего вам нужно новое знание? Ребята, вы молодцы, справились успешно с заданиями. Наш сказочный персонаж оставил в мешке послание. Части речи нужно знать! Как богатырей могучих ряд, На страже красоты родного Языка они стоят! — Давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке. (Рожицы по очереди показывает учитель) 1. Я хорошо усвоил тему! 2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь. 3. Мне нужна помощь. Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт р | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |