Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вырубовский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Никифоровского района Тамбовской области
Конспект урока по русскому языку
в 8 классе
«Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Завьялова Татьяна Валентиновна
Д. Вырубово
2013
Открытый урок в 8 классе
Тема: «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них».
Урок «Найди разницу»
Цель: Развитие понятия о союзном соединении однородных членов;
учить отличать сложные предложения с сочинительными союзами и простые предложения с однородными членами, соединёнными теми же союзами;
формирование синтаксических и пунктуационных умений и навыков;
развитие логического мышления, навыков анализа, сравнения, обобщения материала.
Оборудование: таблица «Однородные члены и знаки препинания при них»,иллюстрация с зимним пейзажем, таблица «Составь пословицу», карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I Разминка- установка
Перед учащимися 2 рисунка, на первый взгляд, одинаковых. Но между ними есть сходства.Найдите эти сходства.
-Сообщение темы урока и его цели.
Сегодня на уроке у нас будет немало подобных заданий, когда нужно будет сопоставить, сравнить, обобщить. Поэтому я назвала урок «Найди разницу».
II Словарная работа «Найди разницу»
1 Участвовать-чувствовать
Искусство-искусно
Будущий-следующий
Прикоснувшись-касающийся
Серебряный-деревянный
Вследствие- впоследствии
Точь-в-точь- бок о бок
Как будто- как-нибудь
Незасеянные поля-поля не засеяны
2 Слово «искусно» два ученика разобрали так:
-искус-корень, «о» и «н»-суффиксы
Искус-корень, «н» суффикс, «о» окончание.
Кто из них прав? В чём разница?
III Новый материал
1 Беседа:
-Какой очень важный раздел грамматики изучаем в этом году?
-Зачем изучаем пунктуацию?
-Насколько это важно, мы убедимся, прочитав текст, записанный на доске.
Дорогие ребята читая этот текст вы убедились как помогают нам в работе знаки препинания что же мы знаем о них знаки препинания расставленные по правилам помогают точнее разобраться в написанном быстрее понять текст прочитать его с нужной интонацией знаки препинания наши помощники будем же относиться к ним очень внимательно
-Почему трудно читать этот текст?
-Расставим знаки препинания и объясним их функцию.
-Запишите последние два предложения. Пусть они станут девизом нашего урока.
Знаки препинания –наши помощники. Будем относиться к ним очень внимательно!
2 Наконец пришла зима. Подберём к зимнему пейзажу поэтические строки.
А я взяла строки И.С. Никитина:
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
-Что видите, что чувствуете?
3.Запишем первое четверостишие под диктовку.
Проверка. Прочитайте три первые предложения. Найдите среди них лишнее. Почему оно лишнее?
-Какие это односоставные предложения? Найдите между ними разницу.
-Прочитайте следующее предложение.
-Чем оно отличается от предыдущего?
-Найдите разницу между первым союзом и вторым.
-Какую пунктуационную ошибку можно допустить?
4 Запишем следующие 4 строки.(Один ученик выполняет на доске).
-Чем здесь первый союз «и»отличается от второго?
-Нужна ли запятая?
-Вывод. Когда перед союзом «и» не ставится и ставится запятая?
5 Составить пословицы.
Лесом шёл а попал в Казань.
Ехал в Рязань а оба черны.
Чугун чугуна дразнит а дров не видал.
-О каких людях эти пословицы?
-Найти лишнее предложение.
-Что можно сказать о союзе «а»?
6 Индивидуальное задание.
Составить схемы к предложениям.
Сонливый да ленивый- два родных брата.
Мороз не велик да стоять -не велит.
Мала пчела да и та работает.
-Найти лишнее предложение. Почему оно лишнее?
-Найти разницу между первым и вторым союзом «да».
Записать предложение, расставить знаки, начертить схему.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы
И холщ…вый её с…р…фан.
7 Самостоятельная работа по упр. В учебнике.
8 Проверка работы.
IV Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…
Я научился…
У меня получилось….
Мне ещё надо поработать над…
V Домашнее задание(идивидуально).
Список использованной литературы
-
Бархударов С.Г., Крючков С.Е.. Русский язык. 8 класс. Москва «Просвещение», 2011
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. Москва «ВАКО» 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Таблица «Однородные члены и знаки препинания при них» , «Составь пословицу».
-
Карточки для индивидуальной работы.
3 http://www.metodkabinet.eu/BgM/Izotrud/BGM_Arte_ZimaNovGod.htm