МБОУ «Большежировская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза

Лукьянчикова Леонида Васильевича»

Русский язык

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

2 класс

Составила учитель начальных классов

Абрамова Татьяна Ивановна

2012-2013 учебный год

Тема урока

Правописание слов с безударным гласным в корне.

УМК «Школа России».

Учебник «Русский язык».

Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.-М.:Просвещение, 2012.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу уроку, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, с единообразным написанием корня в однокоренных словах; формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

  • Позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • Первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные результаты.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

  • Способность решения проблем творческого и поискового характера;

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Логические действия анализа, сравнения, синтеза, обобщения, построение рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты.

  • Навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • Эстетические потребности, ценности и чувства;

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, форма одних и тех же слов, ударение, ударные и безударные гласные, проверочное и проверяемое слово.

Ресурсы: учебник «Русский язык». Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.-М.:Просвещение, 2012.

Карточки с заданиями.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  • (На доске запись) [жыраф], [йама], [пращай], [дуп], [лук]

  • Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)

  • Какая орфограмма есть в первом слове (Жи пиши с буквой и)?

  • Какая буква заменяет первые два звука? (Буква «я»)

  • Назовите орфограмму в следующем слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О. Ча-ща пиши с буквой А.)

  • Как запишите следующее слово? (Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д).

  • Какая орфограмма в этом слове? (орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают.)

  • Запишите слова, подчеркните орфограммы.

Используют общие приёмы решения задач, контролируют и оценивают результат действий.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  • (На доске запись)

д…ждь-д…жди

сн…г-сн…га

д…ждь-д…ждик-д…ждливый

сн…г-сн…говик-сн…гурочка

  • Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где однокоренные слова (В первой группе формы одних и тех же слов, во второй записаны однокоренные слова)

  • Можем ли мы сразу вписать нужные буквы?

  • Почему? (Не знаем какое правило применить).

  • Какое правило из тех, что мы уже знаем и сегодня применяли подойдет для выполнения этого задания? (Такого правила нет.)

Анализируют, обобщают

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

Выявление места и причины затруднения.

  • Давайте выясним в какой части слова пропущена орфограмма? (В корне.)

  • Что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

  • Как определить гласная или согласная буква пропущена? (Надо слово произнести. Слышим гласный звук, значит пропущена гласная буква.)

  • А что мы знаем о гласных звуках и буквах? (Гласные звуки в слоге могут быть ударными или безударными.)

  • Как определить ударный и безударный слог? (Надо обозначить в слове ударение.)

  • Что такое ударение (Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)?

  • Чем отличается ударный слог от безударного? (ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.)

  • Где ставится знак ударения? (Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)

Постановка и формирование проблемы

Аргументация своего мнения и позиции

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Построение проекты выхода из затруднения.

  • Что же нужно сделать, чтобы узнать какую букву нужно написать вместо точек? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень. Обучающиеся обозначают ударения в словах, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень.)

Поиск и выделение необходимой информации

Обдумывают и строят план достижения цели

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Реализация построенного проекта.

  • Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? (Легко. Слышится гласный звук [о], значит пишем букву О.)

  • Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.

  • Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук? (Трудно. Написание буквы в безударном слоге требует проверки.)

  • Каким способом проверить написание буквы в безударном слоге? (надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)

  • Оказывается у нас эти слова уже записаны. Как они будут называться, если этими словами мы проверяли написание буквы в безударном слоге? (Проверочные.)

  • А как назовем слова, которые проверяли? (Проверяемые.)

  • Какие выводы мы можем сделать, выполнив это задание?

(1. под ударением букву гласного звука можно написать по слуху;

2. в безударном положении написание буквы безударного гласного звука требует проверки;

3. ударные и безударные звуки обозначаются одинаковой буквой в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.)

  • Давайте вместе с вами определим тему сегодняшнего урока. Что нам далось труднее всего? (Правильно написать гласную букву в безударном слоге.)

  • Чему будем учиться? (Находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова.)

  • Значит тема нашего урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Строят логическую цепь рассуждений, доказывают

Формируют и аргументируют своё мнение и позиции в коммуникации

Проявляют познавательную инициативу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Вы будете работать в парах над упражнением 145 на стр. 95 учебника. (После выполнения заданий к этому упражнению обучающиеся рассказывают о том, как они действовали.)

Выполняют действия по алгоритму

Учитывают разные мнения, достигают договоренности и согласуют общее решение

Применяют установленные правила в планировании способа решения

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

  • Индивидуальная работа по карточкам. Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон-слоны лиса-лисы

семья-семьи сосна-сосны

сады-садик снега-снег

  • Проверьте по образцу (Раздаются карточки с правильным выполнением задания.) Проанализируйте качество выполнения задания.

Выполняют действия по алгоритму

Используют необходимые критерии для обоснования своего суждения

Контролируют и корректируют свои действия

Включение в систему знаний и повторение.

  • Я читаю слова, а вы ставите «+», если гласную в корне слова нужно проверить, и знак «-», если проверять не нужно. (Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи. Ответ: +,+,-,+,-,-+.). Сверка с образцом на доске. Самооценка.

Самостоятельно создают способы решения проблемы

Учитывают разные мнения, следуют моральным нормам

Контролируют, корректируют, оценивают свои действия

Рефлексия учебной деятельности

  • Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)

  • Какие виды работ на уроке вам понравились?

  • Какие задания вы выполняли с неохотой?

  • Оцените свою работу на уроке.

Контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности

Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения

Оценивают свои действия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here