Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Школа: МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова
Учитель: Шибкова Екатерина Николаевна
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Звонкие и глухие согласные на конце слова. | ||||||||||||||||||||||
Цель урока |
| |||||||||||||||||||||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: — правило написания проверяемой согласной на конце слова; — способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь: — видеть орфограмму в слове и графически её обозначать; — определять опасное место в слове; — правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; — выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
| |||||||||||||||||||||
Основные понятия | Орфограмма, звонкие и глухие согласные. | |||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка. | |||||||||||||||||||||
Ресурсы |
| |||||||||||||||||||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||||||||||||
Орг. момент | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности
| Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
— Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка». — Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям! — Ребята, какое яркое событие произошло в прошлое воскресенье? — Да, на прошлой неделе мы посетили с вами Тамбовский зоопарк. — Какое впечатление у вас осталось после экскурсии в зоопарк? — Чем вам понравилось? — С какими животными мы с вами познакомились? — Какое животное понравилось больше всего? Почему? — А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение как возник зоопарк в Тамбове.
| Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения.
| |||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. | — Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк. Вот пришли мы в зоопарк. Как же этому я рад! Вот верблю[т], ено[т], удо[т], Леопар[т], медве[т`] и кро [т]. Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. — Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]). — А какие буквы напишем на конце слов? — Ваши мнения разделились? — Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
| |||||||||||||||||||
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
— Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. — А что такое орфограмма? — Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило. — Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. — Ребята, вспомним правила работы в группе.
— Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке? — Воспользуемся словарём. — Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137. — Запишите число классная работа. — Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж». — Что вы заметили в слове МОРЖ? — Почему? — Какой вывод сделаем? — Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. — Правильны ли были ваши мнения? — Прочитайте правило на стр. 138. — Правильно сделали мы вывод?
— Вернёмся к нашему стихотворению.
— Можем мы теперь выбрать нужную букву? — Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте. — Что мы делаем с орфограммой? — А ещё что подчеркнём?
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в группе. • Работай дружно, по плану. • Умей выслушать другого. • Уважай мнение других. • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. — Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
— В конце слова произносим звук [ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
— Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. — Да. Мы знаем правило…
— Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
| |||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка. (подвижная) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
| |||||||||||||||||||
V. Первичное применение знаний. Работа в парах | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.
| — Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка. — Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. — В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
— Названия каких перечисленных животных вам не знакомы? — А кто такой муравьед нам расскажет … . — Что вы можете сказать про проверочные слова? — Какой вывод можем сделать?
| Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
.
— Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога. — Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
| |||||||||||||||||||
VI.Физкультминутка. (для глаз) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
| |||||||||||||||||||
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
| — Какое животное появилось на слайде? (верблюд) — Что вы знаете об этом животном? Работа с текстом.
1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения. 2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст. 3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.
| Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
| |||||||||||||||||||
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
| Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. | — Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
| Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
| |||||||||||||||||||
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
| Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
| — Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет. — Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко. — Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок. — А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. — Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. — Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
| Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
| |||||||||||||||||||
X. Информация о домашнем задании. Творческая работа | Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | — Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |