БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №14
с углубленным изучением отдельных предметов»
Открытый урок русского языка
2 класс
«Оглушение звонких согласных в конце слова»
УМК «Школа 2100»
Кугаевская Татьяна Владимировна
Учитель начальных классов
Цель:
– развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.
УУД:
-
Принимать учебную задачу.
-
Планировать учебные действия.
-
На основе анализа объектов делать выводы.
-
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
Личностные результаты:
-
Желание оказать помощь, поддержку.
Оборудование:
-
Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Педагогические технологии:
-
Педагогика сотрудничества ( учебный диалог)
-
ИКТ –технология ( презентация, работа на интерактивной доске)
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
-Учащиеся на листочках заполняют кроссворд
-Ребята, какое слово получилось? (согласные). Слайд 2 -Пропишите слово в тетрадях по чистописанию.
-На какие две группы можно разделить согласные звуки? Разделите буквы, обозначающие согласные звуки на 2 группы . Игра «Попади в цель» Слайд 3 (звонкие и г глухие) Слайд 1 -По какому признаку разделили буквы, обозначающие согласные звуки на две группы? (звонкие и глухие) — К нам сегодня в гости пришли Звуковички. Они почему то держатся за руки. Скажите, почему? Слайд 4
Проблемная ситуация. Запишите предложение Перед нами лежал лу[к]. Проверка. Слайд 5 -Анализ предложения -Почему у вас получилось по – разному? По заданиям и вопросам дети формулируют главную проблему: как различить слова, чтобы стал понятен смысл? / Какую букву нужно написать в конце слова? –Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Какие согласные звуки произносятся в конце слова, как их можно проверить?) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
Слайд 6 1. — Распределите слова в 2 столбика. В первый столбик те слова, у которых согласный звук в конце изменяется, во второй – не изменяется. — С какими звуками произошли изменения? (со звонкими согласными звуками). —Как они изменились? (они оглушаются). —Где находятся эти звуки в слове? (в конце слова) —Почему не изменились Н, М, Л, Р? -Какой вывод можно сделать? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими.) 2. Чтение вывода в рамке стр.151 -Как вы поняли, что значит звуки оглушаются? Запомните!
Глухие звуки-это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. -В какой части слова это происходит? -Как называется такое место в слове? (опасное место или орфограмма). -Как вы думаете, есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос нам поможет упр. 237 – Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж». – Что мы наблюдаем в этом слове? (В конце слова произносим [ш], а пишется буква ж.) – Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении. – Прочитайте это слово. (Моржу.) Как оно называется? (Проверочное.) – Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.) – Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного.) – Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова. Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
Физкультминутка
1. Фронтальная работа. – Произнесите слово и назовите ещё раз звук, который слышится в конце слова, запишите транскрипцию, подберите и запишите проверочное слово на доске и в тетради. Гриб [гр’ип]- грибы Глаз [глас] –глаза Луг [лук]-луга Чиж [ч’иш]-чижи Клюв [кл’уф]-нет клюва -Что происходит со звонким согласным на конце слова? 2. Работа в Рабочей тетради. Задание № 1,2 тема 16. Проверка. Слайд 7
– Что такое оглушение? – Оглушение происходит в устной или письменной речи? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Слайд 8. Рефлексия
– Выпишите из упр. 237 слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД 1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1.На основе анализа объектов делать выводы.
|
Литература.
1. Бунеев Е.В. Исаева Н.А. Методические рекомендации для учителя 2 класс, Баласс, 2012 г.