Открытый урок русского языка в 3-б классе

Тема: «Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)

Дата проведения: 16.10.2012

Цели:

1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;

2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Методы: частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)

Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Оборудование:

  • портрет Трубачева О.Н

  • индивидуальные листы «солнышко» самооценки знаний;

  • карточки – задания

  • плакаты: “Душа слова ”, пословицы

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин).

Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель:

— Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. — Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

— Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

2. Постановка темы и целей урока

-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.

-Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать)

-Все правильно. Но послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой». (Пословица написана на доске.)

— Что же такое душа? (Душа — внутренний мир человека)

-Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание)

Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам Березуцкая Илона.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

— Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир)

Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование.

Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да).

Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.

— Запишите в тетради сегодняшнее число

  1. Актуализация знаний. Введение

Давайте на минутке чистописания напишем буквы, которые написаны на доске. Все они разные, но они нам помогут выполнить следующее задание.

На доске:

Думоблркоста

Из курса изо мы с вами знаем, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны теплыми цветами, и составьте из них слово. Кто составил, поднимайте руку.

— Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.

Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.

— Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!

  1. «Открытие» нового знания

— Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)

Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич.

Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.

Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», конкурсе-викторине «Грамотеи», конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождённое слово». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет Данченко Вера.


Трубачев Олег Николаевич  родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.

Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!

За фундаментальный труд «Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).

Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала. Вы посмотрите сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Дома вы можете попросить родителей помочь вам прочитать их. А мы с вами прочитаем последний абзац. Это исконно старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен.

А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика

Лексика

У. Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.)

Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

— Но как же узнать, правы вы или нет?

— Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей).

— Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович)

Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.

Хороший, нравственный: добрые дела.

Дружески близкий: добрые знакомые.

Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.

Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.

— Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).

— Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).

— Значит, каким оно будет? (Многозначным).

— А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях. По карточкам.

Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день).

— А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?

— Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

— Запишем слова синонимы:

Доброта — отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота.

— Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).

— Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)

— Запишите антоним: Доброта – злоба.

— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • В ком добра нет, в том и правды мало.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

Физминутка:

Учитель:

— Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.

— Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу.

— ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!

5. Первичное закрепление

Фонетика

Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)

— Вслушайтесь внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?

У вас получились разные ответы. Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто из вас прав?

Один ученик работает у доски.

Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.

Д – [д] – согласный звонкий, твердый.

О – [а] – гласный, безударный.

Б – [б] – согласный звонкий, твердый.

Р – [р] – согласный сонорный, твердый.

О – [а] – гласный ударный.

Т – [т] – согласный глухой, твердый.

А – [а] – гласный ударный.

______________________

7 букв, 7 звуков

-Сколько же звуков [о] в слове? (Ни одного звука [о] в слове нет.)

-Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове? (Они безударные, в слабой позиции). Что надо делать в таких случаях? (Надо проверить безударные гласные)

-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? (Орфография.)

На доску прикрепляется карточка:

Орфография

-Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.)

Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?

-( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.)

— “Доброта” — ударение падает на III слог;

— Безударные гласные в I и II слогах;

— Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;

— Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.

На доску прикрепляется карточка:

Словообразование

-Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это словообразование. Что такое словообразование?

(Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.)

-Напомните мне, из чего могут состоять слова? (Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.)

— Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА”? Разберём слово «ДОБРОТА» по составу. (У доски один ученик).

(Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова. Часть слова после корня — ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.)

— Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (СуффиксаОТ).

Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)

— Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову.

Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта».

-добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

На доску прикрепляется карточка:

Синтаксис

Что рассматривает синтаксис? (Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.)

Предложение рассыпалось, помогите его собрать.

добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски.

— Чему мы сегодня учились?

— Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Этимология, лексика, фонетика, орфография словообразование, синтаксис)

С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?

А можно еще сказать, что «Мы учились доброте»? Стихотворение о доброте прочитает нам Корикова Елена.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

6.Закрепление изученного материала.

— Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!

— Это произошло благодаря ВАМ!

-У каждого из вас есть маленькое солнышко.  Это солнышко — доброта.

— Ведь любовь  и помощь согревают как солнце.

— Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос «Каким вам запомнился наш урок?»

(познавательным, интересным, необычным, скучным)

— Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.

Звучит песня о доброте: «Дорогою добра» Минков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here