Открытый урок русского языка в 3-б классе
Тема: «Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Дата проведения: 16.10.2012
Цели:
1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;
2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы: частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:
-
портрет Трубачева О.Н
-
индивидуальные листы «солнышко» самооценки знаний;
-
карточки – задания
-
плакаты: “Душа слова ”, пословицы
Ход урока:
-
Организационный момент (1 мин).
Психологический настрой учащихся к деятельности.
Учитель:
— Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. — Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
— Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
2. Постановка темы и целей урока
-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
-Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать)
-Все правильно. Но послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой». (Пословица написана на доске.)
— Что же такое душа? (Душа — внутренний мир человека)
-Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание)
Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу.
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам Березуцкая Илона.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
— Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир)
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование.
— Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.
— Запишите в тетради сегодняшнее число
-
Актуализация знаний. Введение
Давайте на минутке чистописания напишем буквы, которые написаны на доске. Все они разные, но они нам помогут выполнить следующее задание.
На доске:
Думоблркоста
Из курса изо мы с вами знаем, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны теплыми цветами, и составьте из них слово. Кто составил, поднимайте руку.
— Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.
–Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.
— Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!
-
«Открытие» нового знания
— Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)
Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич.
Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.
Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», конкурсе-викторине «Грамотеи», конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождённое слово». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет Данченко Вера.
Трубачев Олег Николаевич родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.
Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!
За фундаментальный труд «Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).
Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала. Вы посмотрите сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Дома вы можете попросить родителей помочь вам прочитать их. А мы с вами прочитаем последний абзац. Это исконно старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика
Лексика
У. Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.)
Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
— Но как же узнать, правы вы или нет?
— Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей).
— Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович)
Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
– Хороший, нравственный: добрые дела.
– Дружески близкий: добрые знакомые.
– Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.
– Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.
— Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).
— Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).
— Значит, каким оно будет? (Многозначным).
— А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях. По карточкам.
Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день).
— А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?
— Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
— Запишем слова синонимы:
Доброта — отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота.
— Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
— Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)
— Запишите антоним: Доброта – злоба.
— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.
-
Доброе слово и кошке приятно.
-
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
-
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
-
Доброе слово лечит, а злое калечит.
-
В ком добра нет, в том и правды мало.
-
Не ищи красоты, ищи доброты.
Физминутка:
Учитель:
— Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.
— Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу.
— ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
5. Первичное закрепление
Фонетика
– Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)
— Вслушайтесь внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?
– У вас получились разные ответы. Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто из вас прав?
Один ученик работает у доски.
Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.
Д – [д] – согласный звонкий, твердый.
О – [а] – гласный, безударный.
Б – [б] – согласный звонкий, твердый.
Р – [р] – согласный сонорный, твердый.
О – [а] – гласный ударный.
Т – [т] – согласный глухой, твердый.
А – [а] – гласный ударный.
______________________
7 букв, 7 звуков
-Сколько же звуков [о] в слове? (Ни одного звука [о] в слове нет.)
-Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове? (Они безударные, в слабой позиции). Что надо делать в таких случаях? (Надо проверить безударные гласные)
-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? (Орфография.)
На доску прикрепляется карточка:
Орфография
-Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.)
—Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?
-( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.)
— “Доброта” — ударение падает на III слог;
— Безударные гласные в I и II слогах;
— Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;
— Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
На доску прикрепляется карточка:
Словообразование
-Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это словообразование. Что такое словообразование?
(Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.)
-Напомните мне, из чего могут состоять слова? (Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.)
— Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА”? Разберём слово «ДОБРОТА» по составу. (У доски один ученик).
(Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова. Часть слова после корня — ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.)
— Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса — ОТ).
– Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)
— Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову.
Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта».
-добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.
На доску прикрепляется карточка:
Синтаксис
– Что рассматривает синтаксис? (Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.)
Предложение рассыпалось, помогите его собрать.
добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски.
— Чему мы сегодня учились?
— Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Этимология, лексика, фонетика, орфография словообразование, синтаксис)
— С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?
А можно еще сказать, что «Мы учились доброте»? Стихотворение о доброте прочитает нам Корикова Елена.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Закрепление изученного материала.
— Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!
— Это произошло благодаря ВАМ!
-У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта.
— Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
— Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос «Каким вам запомнился наш урок?»
(познавательным, интересным, необычным, скучным)
— Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.
Звучит песня о доброте: «Дорогою добра» Минков