Тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе 5 часов в неделю (170 часов)
Тема урока
| Тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | Инструментарий оценки достижений
| |||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные |
|
| ||||||||||||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность |
|
| |||||||||||||||||
(1час) | ||||||||||||||||||||
1
| Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.
| Вводный урок
| 1ч
| — знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику;
|
|
|
|
|
| |||||||||||
1.Повторение (10часов) | ||||||||||||||||||||
2-3
4
5
6-7
8
9
10
11
| Что мы знаем о тексте
Что мы знаем о слове, предложении, тексте
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита
(Входящий) Контрольный диктант №1 по теме: Орфограммы и пунктограммы, изученные в 1-2 классах»
| Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок обобщения
Урок развивающего контроля
| 2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
| — называть отличительные признаки слова, предложения, текста; — отличать текст от набора предложений, записанных как текст; — составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников; — классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь); — находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты — группировать слова с изученными орфограммами; — графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты; — находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму;
| -обогатить словарный запас; -моделировать предложения, изменяя в них последовательность слов. -использовать связные высказывания на определенную тему; обращать внимание на особенности употребления слов;
| Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; — работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; — в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: — вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; — пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
| осознавать роль языка и речи в жизни людей; — эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; — эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; — чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; — любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; — интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; — интерес к изучению языка; — осознание ответственности за произнесенное и написанное слово
| Знакомятся с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называют отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличают текст от набора предложений, записанных как текст. Составляют устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставляют содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицируют изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находят в словах изученные орфограммы, составляют и пишут самодиктант Группируют слова с изученными орфограммами. Графически обозначают выбор написания, пишут графические диктанты. Находят и исправляют орфографические ошибки, работают по алгоритму. |
| |||||||||||
Слово. (116ч) 2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа) | ||||||||||||||||||||
12
13
14
| Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений
| Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития речи
| 1ч
1ч
1ч
| — находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора; — обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. — составлять связный текст из деформированных предложений; — наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами
|
| — извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); — перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
|
| Находят корень в группе однокоренных слов, аргументируют правильность выбора. Обнаруживают чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составляют связный текст из деформированных предложений
|
| |||||||||||
3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) (4часа) | ||||||||||||||||||||
15
16
17
18
| Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
Обучающая проверочная работа № 1
| Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
| 1ч
1ч
1ч
1ч
|
устанавливать несоответствие произношения и написания; — участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), предоставлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов
— находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки;
|
| -пользоваться словарями, справочниками; — осуществлять анализ и синтез; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения
Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; — владеть монологической и диалогической формами речи;
|
| Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливают несоответствие произношения и написания. Участвуют в «открытии» и формулировании орфографических правил, работают в группе (паре), представляют результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находят в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно пишут слова, графически объясняют выбор написаний, находят и исправляют орфографические ошибки.
|
| |||||||||||
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова (5часов) | ||||||||||||||||||||
19
20-22
23
| Понятие об удвоенных буквах согласных
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Творческая работа
Повторение. Обучающая проверочная работа № 2
| Урок развития умений
Уроки развития умений, развития речи
Урок развития умений
| 1ч
3ч
1ч
| — осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова; — формулировать обобщенное правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова;
| —
| — высказывать и обосновывать свою точку зрения; — слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы |
| Осознают, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражают это при фонетическом разборе слова. Формулируют обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Пишут сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.
|
| |||||||||||
5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова (9часов) | ||||||||||||||||||||
24
25
26
27
28
29
30
31
32
| Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне
Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа (сочинение по опорным словам)
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова
Повторение. Обучающая проверочная работа № 3
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова
Контрольный диктант №2 по теме: «Орфограммы – проверяемые буквы согласных в корне слова»
Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками) | Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития речи
Урок развития умений
Урок обобщения
Урок развития умений
Урок обобщения
Урок развивающего контроля
Урок развития умений | 1ч
1ч
| — писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами; — писать свободный диктант после предварительной подготовки | — обращать внимание на особенности употребления слов; — обогатить словарный запас; — работать со значением слов.
|
|
| Пишут свободный диктант после предварительной подготовки. |
| |||||||||||
6. Безударные гласные в корне слова (7 часов) | ||||||||||||||||||||
33
34
35-36
37
38
39 | Правописание букв безударных гласных в корне слов. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.
Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант
Повторение. Обучающая проверочная работа №4
Сочинение по опорным словам
Контрольный диктант №3 по теме: «Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова» | Урок обобщения
Урок обобщения
Урок развития умений, развития речи
Урок развития умений
Урок развития речи
Урок развивающего контроля
| 1ч
1ч
2ч
|
| — чувствовать связь согласования и управления в словосочетании. |
|
|
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
40
41
42
43
44
45
| Знакомство с понятием «сложные слова»
Соединительные буквы о и е в сложных словах
Образование сложных слов
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
Употребление в речи и правописание сложных слов. Свободный диктант
Повторение. Обучающая проверочная работа № 5 | Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок обобщения
Урок развития речи
Урок развития умений | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | — находить в предложении (тексте) сложные слова путем выделения двух корней и соединительной буквы о (е); — осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней; — использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер); — | — обогатить свою речь; — ощутить эмоциональную окраску слов, красоту и гармоничность русского языка. |
|
| Находят в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознают лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Используют в речи и правильно пишут сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
46
| Приставка, ее роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | Урок развития умений
| 1ч
| — находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги;
| -сформировать чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
|
|
| Находят в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
47-48
49
| Правописание букв безударных гласных в приставках
Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | Урок новых знаний, развития умений
Урок новых знание
| 1ч
1ч
| — мотивировать слитное – раздельное написание (по – это приставка, так как…, поэтому пишется слитно; по – предлог, так как…, поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел; — различать приставки по- и па-, про- и пра- | -сформировать чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
|
|
| Мотивируют слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как … поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как … поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
50
51
| Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки | Урок новых знаний
Урок развития умений
| 1ч
1ч
| — различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня; — анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков
| -сформировать чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
|
|
| Различают приставки по- и па-, про- и пра Различают и правильно пишут слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
52
53
54
55
56
| Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописание слов с разделительным ъ и ь
Правописание слов с разделительными ъ и ь.
Повторение. Обучающаяпроверочная работа № 6
Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Свободный диктант
Контрольный диктант № 4 по теме: «Буквы безударных гласных в приставках, разделительные ъ и ь»
| Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений, развития речи
Урок развивающего контроля
| 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
| — выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму; — систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы; — участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. |
|
|
| Анализируют состав слова, осознанно выбирают разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделяют в слове окончание и основу, действуют по алгоритму. Систематизируют знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвуют в открытии нового знания о составе слова, работают в группе, участвуют в учебном диалоге, сотрудничают с одноклассниками |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
57
58
59
60
| Понятие об окончании и основе слова
Развитие умения находить в слове окончание
Как найти в слове окончание
Развитие умения находить в слове окончание и основу
| Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений
| 1ч
1ч
1ч
1ч
|
.
| — для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений, обращаться к словарям.
|
|
|
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
61
62
| Суффикс и его роль в слове
Развитие умения находить в слове суффикс | Урок обобщения
Урок обобщения
| 1ч
1ч
|
| -грамотно писать слова с данными орфограммами, развить орфографическую зоркость и орфографические умения. |
|
|
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
63
64
65
66
| Составление слов по схемам. Порядок разбор слова по составу.
Контрольное списывание №2
Упражнения в разборе слов по составу
Повторение. Обучающая проверочная работа №7
| Урок развития умений
Урок развивающего контроля
Урок обобщения
Урок развивающего контроля
| 1ч
1ч
1ч
1ч
| — грамотно писать слова с данными орфограммами, развить орфографическую зоркость и орфографические умения; — применять изученные правила при письме. |
|
|
|
| ||||||||||||
Имя существительное как часть речи. (2ч) | ||||||||||||||||||||
67
68
69
| Части речи в русском языке
Определение имени существительного
Роль имен существительных в речи. Творческая работа: составление текста | Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок развития умений
| 1ч
1ч
1ч
| — выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи; — составлять в группе обобщенную схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника; — открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи; — определять грамматически е признаки имен существительных; — определять начальную форму имени существительного; — наблюдать за использованием имен существительных в речи. — анализировать текст с преимущественным употреблением имен существительных
| — употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имен существительных . |
|
| Выделяют в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составляют в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывают, участвуя в проблемном диалоге, при— знаки имени существительного как части речи. Определяют грамматические признаки имён существительных. Определяют начальную форму имени существительного. Наблюдают за использованием имён существи—тельных в речи. Анализируют текст с преимущественным употреблением имён существительных. |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
70
71
72
| Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных
Имена существительные в речи
Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок обобщения | 1ч
1ч
1ч
| — анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определенной последовательности (выполнять морфологический разбор); — образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.),
| — применять изученный материал, пользоваться графическими обозначениями при воспроизведении материала. |
|
| Употребляют имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализируют имена существительные: называют их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
73
74
75
| Имена существительных мужского, женского и среднего рода
Род – постоянный признак имен существительных
Окончание имен существительных мужского, женского и среднего рода | Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок обобщения | 1ч
1ч
1ч
1ч
2ч | осознавать значимость использования таких слов для успешного общения; — разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой; — продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…») | — применять изученный материал, пользоваться графическими обозначениями при воспроизведении материала. |
|
| Образовывают с помощью суффиксов и употребляют в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирают имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
76
77
78
79
| Изменение имен существительных по числам
Образование множественного числа имен существительных
Окончания имен существительных в единственном и во множественном числе
Разбор имени существительного как части речи | Урок новых знаний
Урок развитие умений
Урок развитие умений
Урок обобщения | 1ч
1ч
1ч
1ч
|
| . |
|
|
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
80
81
82
83
84
85
86
87
| Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов
Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами
Разбор имен существительных по составу
Обучающее изложение «Мурлыка»
Употребление имен существительных в речи
Повторение. Обучающая проверочная работа № 8 | Урок развитие умений
Урок развитие умений
Урок развитие умений
Урок развитие умений, развития речи
Урок развитие умений
Урок развития речи
Урок развитие умений, развития речи
Урок развитие умений
| 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | — письменно пересказывать текст –повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста); — сочинять сказку, сказку используя имена существительные с различными суффиксами
|
|
|
| Продуцируют связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею…»). Письменно пересказывают текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочиняют сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
88
89
90
91
92
93
| Понятие о местоимении. Личные местоимения
Местоимения 1, 2, 3-его лица. Правописание предлогов с местоимениям
Разбор местоимения как части речи
Роль личных местоимений в речи. Обучающее сочинение «О себе»
Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»
Повторение. Обучающая проверочная работа № 9 | Урок новых знаний
Урок развитие умений
Урок обобщения
Урок развитие умений, развития речи
Урок развития умений, развития речи
Урок развития умений | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч | — отличать местоимения от слов других частей речи; -заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования) — писать предлоги с местоимениями раздельно; — осознавать роль личных местоимений в речи; — продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).
|
|
|
| Отличают местоимения от слов других частей речи. Заменяют в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Пишут предлоги с местоимениями раздельно. Осознают роль личных местоимений в речи. Продуцируют текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
94
95
96
97
| Определение имени прилагательного
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными
Роль имен прилагательных в речи
Разбор имени прилагательного как части речи
| Урок новых знаний
Урок развитие умений
Урок развития умений
Урок развития умений
| 1ч
1ч
1ч
1ч
| — группировать слова по частям речи; — находить в тексте имена прилагательные по вопросу; — наблюдать за ролью имен прилагательных в речи; — выделять в предложении словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному; — называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор);
| — анализировать текст с преимущественным употреблением имен прилагательных; — различать текст-повествование и текст-описание; -подбирать антоним к данному имени прилагательному. |
|
| Группируют слова по частям речи. Находят в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдают за ролью имён прилагательных в речи. Анализируют текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различают текст-повествование и текст-описание. (П)
|
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
98
99
100
101
| Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончании имен прилагательных. Знакомство с антонимами
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок обобщения | 1ч
1ч
1ч
1ч
| — продуцировать текст-описание по опорным словам; — проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса; — разбирать по составу имена прилагательные |
|
|
| Выделяют в предложении словосочетания прил. + сущ., ставят вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называют признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцируют текст-описание по опорным словам. Подбирают антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверяют написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирают по составу имена прилагательные. |
| |||||||||||
| ||||||||||||||||||||
102
103
104
105
| Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов
Обучающая проверочная работа № 10
Разбор имён прилагательных по составу.
Контрольный диктант № 5 по теме: «Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных» | Урок развития умений, развития речи
Урок развитие умений
Урок развитие умений
Урок развивающего контроля | 1ч
1ч
1ч
1ч
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
24. Глагол как часть речи (4 часа) | ||||||||||||||||||||
106
107
108
109 | Определение глагола как части речи
Изменение глаголов по временам
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Изменение глаголов по числам | Урок обобщения
Урок новых знаний
Урок новых знаний
Урок развития умений | 1ч
1ч
1ч
1ч
| — наблюдать за ролью глаголов в речи; — участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов; — выделять начальную (неопределенную) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную; — образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени | -анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. |
|
| Наблюдают за ролью глаголов в речи. Анализируют текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвуют в проблемном диалоге, открывают новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделяют начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывают глагол в другой форме в начальную.
|
| |||||||||||
25. Правописание частицы не с глаголами | ||||||||||||||||||||
110
111
| Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами
Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант | Урок развития умений
Урок развития речи | 1ч
1ч
|
|
|
|
| Образовывают и употребляют в речи глаголы в различных формах времени. Выделяют суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола |
| |||||||||||
26. Неопределенная форма глагола (7 часов) | ||||||||||||||||||||
112
113
114
115
116
117
118
| Понятие о неопределенной форме глагола
Контрольное изложение №1
Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы
Образование форм времени от неопределенной формы глагола
Контрольный диктант №6 по теме: «»Частица не с глаголом, неопределенная форма глагола»
Разбор глагола как части речи
Повторение. Обучающая проверочная работа №11
| Урок новых знаний
Урок развивающего контроля
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развивающего контроля
| 1ч
1ч
1ч
1ч
| — выделять суффикс –л- в форме прошедшего времени глагола; — определять изученные грамматические признаки глагола; — накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм; — совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи | -анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. |
|
| Определяют изученные грамматические признаки глагола. Накапливают опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составляют алгоритм разбора глагола как части речи. |
| |||||||||||
27. Наречие как часть речи (2 часа) | ||||||||||||||||||||
119
120
121-127
| Понятие о наречии как части речи
Понятие о наречии как части речи
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВО»
| Урок развитие умений
Урок развитие умений
Урок новых знаний
| 1ч
1ч
7ч
| — знать и различать в устной и письменной речи наречие | — употреблять в своей речи наречие
|
|
| Различают наречие |
| |||||||||||
Предложение 28. Виды предложений по цели высказывания и интонации | ||||||||||||||||||||
128
129
130
| Виды предложений по цели высказывания
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение
Восклицательные и невосклицательные предложения
| Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития умений | 1ч
1ч
1ч
| — различать виды предложений по цели высказывания; — произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;
|
|
|
| Различают виды предложений по цели высказывания. Произносят с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливают опыт постановки логического ударения. Различают слово, словосочетание и предложение.
|
| |||||||||||
29. Главные и второстепенные члены предложения (6 часов) | ||||||||||||||||||||
131
132
133
134
135
136
| Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
Понятие о второстепенных членах предложения
Составление схем предложений и предложений по схемам
Предложения распространенные и нераспространенные
Разбор предложений Контрольный словарный диктант
| Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок обобщения
| 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
| — накапливать опыт постановки логического ударения; — различать слово, словосочетание и предложение; — находить в предложении грамматическую основу, обозначать ее графически; — различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения; — устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов; — разделять непунктированный текст на предложения;
|
|
|
| Находят в предложении грамматическую основу, обозначают её графически. Различают грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливают грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов Разделяют непунктированный текст на предло- жения. Совместно обсуждают порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Используют этот порядок при разборе. Оценивают правильность работы. Распространяют и сокращают предложение до основы, сравнивать смысл.
|
| |||||||||||
30. Предложения с однородными членами (7часов) | ||||||||||||||||||||
137
138
139
140
141
142
143
| Однородные подлежащие и сказуемые
Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения
Запятая в предложениях с однородными членами
Контрольный диктант №7 по теме: «Однородные члены предложения» | Урок новых знаний
Урок развити я умений
Урок развити я умений
Урок развити я умений
Урок развити я умений
Урок развития умений
Урок развивающего контроля | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
| — совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения — использовать этот порядок при разборе; — оценивать правильность работы; — распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл; — находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами; — объяснять постановку знаков препинания; — конструировать предложения с однородными членами |
— различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы); — накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью; — конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу); — совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.
|
|
| Находят однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объясняют постановку знаков препинания. Конструируют предложения с однородными членами. Накапливают опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдают за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.
|
| |||||||||||
31. Простые и сложные предложения (9 часов) | ||||||||||||||||||||
144
145
146
147
148
149
150-151
152
| Понятие о простом и сложном предложениях
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения
Развития умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые
Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Свободный диктант
Разбор простого и сложного предложений
Повторение. Обучающая проверочная работа №12
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Контрольное списывание №3 | Урок новых знаний
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развития умений, развития речи
Урок обобщения
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок развивающего контроля | 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
| — накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений; — наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами; — систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц; — продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу |
|
|
| Различают простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). Накапливают опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструируют сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составляют алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действуют по алгоритму, проверяют себя. |
| |||||||||||
29. Повторение (8 часов) | ||||||||||||||||||||
153
154
155
156
157-159
160
161-170
| Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи
Повторение изученных орфограмм и состава слова
Контрольный диктант №8 (годовой контрольный диктант)
Повторение. «Пиши правильно» Работа над ошибками
Повторение
Итоговая контрольная работа
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ | Урок развития умений
Урок развития умений
Урок контроля
Урок развития умений
Урок развития умений
Урок контроля
Уроки развития умений | 1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
10ч
|
|
|
|
| Систематизируют изученный материал по мор- фологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представляют его в виде схем, таблиц. Продуцируют устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. |
|