Макаренко Фаина Дмитриевна
ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с. Овгорт
МБОУ «Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 8 классе (по программе Бунеева)
Тема: Определения. Согласованные и несогласованные определения
Цели:
1. Познавательные:
— расширить представления учащихся об определении;
— ознакомить учащихся с несогласованными определениями.
2. Практические:
— начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;
— развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах.
3. Воспитательные:
— воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Языковая разминка.
Диктант с грамматическим заданием:
Читать – это не только узнавать факты.
Роль книги – учить мудрости.
Зима выдалась суровая.
Чужая душа — потёмки.
Задание:
— найти и графически обозначить главные члены предложения;
— определите второстепенный член 4-го предложения.
Какую роль выполняет слово «чужая»?
Макаренко Фаина Дмитриевна
Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением?
(Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет).
III. Введение в тему.
Объявление и запись темы: Определение. Согласованное и несогласованное определение
IV. Объяснение нового материала.
1. Запись «мудрых» мыслей, в которых есть определение (демонстрация слайда 3. Приложение 3)
С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)
2. Беседа:
— Выполните синтаксический разбор первого предложения
( повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым).
— Назовите определения во втором предложении.
— К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным).
— Какими частями речи выражены определения?
— Сравните полученную информацию со сведениями, представленными в рамке.
3. Анализ текста в рамке (работа с учебником)
— Есть ли в тексте новая для вас информация?
Воспроизведение текста 1 – 2 уч-ся.
4. «Обыгрываем» термины (демонстрация слайда 4. Приложение 3)
— Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»?
(приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь;
утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;
достижение единства, согласия (согласованные действия);
в грамматике: стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).
— Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»?
Макаренко Фаина Дмитриевна
(несоответствие; разногласие; не в одинаковой форме главное и зависимое слова – в грамматике)
V. Начало формирования умений
1. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (демонстрация слайда 5. Приложение 3) — Как доказать, согласованные или несогласованные определения?
(определить способ связи слов в словосочетании)
— Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (Приложение 1)
(согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).
— Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково)
— Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?
Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно.
2. Словарная работа: дизайн, дизайнер, триумф (слайд 6. Приложение 3)
3. Упр. 206 – выборочное списывание (выписать согласованные определения вместе с определяемыми словами, обозначить, какой частью речи выражены определения).
Грамматические задания (на доске): назад – фонетический разбор, деревянные – морфемный разбор.
4. Упр. 207
5. Самостоятельная работа: тест по теме «Согласованные и несогласованные определения» (Приложение 2)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Рефлексия.
— Какую новую информацию получили, работая на уроке?
— Чему научились?
— Каковы ключевые слова темы урока?
VIII. Домашнее задание. С. 157 – 158 (правило), упр. 209
Приложение 1
Приложение 2
Тест по теме «Определение»
1. Найдите предложение, в котором среди второстепенных членов нет определения:
а) В Египте и Мексике в древности были выстроены величественные сооружения.
б) И там, и здесь использовали похожие музыкальные инструменты.
в) Такие совпадения, конечно, не случайны.
г) Неужели древние когда-то могли переплывать Атлантиду?
2. В каком предложении используются только согласованные определения?
а) Ученые долго и безуспешно искали осколки метеорита.
б) Русский ученый Л.А. Кулик предполагал найти огромный кратер глубиной не меньше четверти километра.
в) Никакого кратера в тайге не оказалось, только поваленный на десятки километров вокруг лес.
г) В центре этого гигантского лесоповала стояли обгорелые деревья без веток.
3. Какие из выделенных слов служат определениями?
Ученики ШКОЛЫ (1) НОМЕР ТРИ (2) проходили практику в СТОЛОВЫХ (3) и ПРОДУКТОВЫХ (4) магазинах.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 3 г) 1, 2, 4
4. Укажите предложения с определениями.
1) Листья налились, отяжелели и потекли.
2) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои лучи, будить землю.
3) Сметала осень в высокие стога душистые копны сена.
4) Отправилась осень в поля и луга.
5. Найдите предложение с несогласованным определением.
1) Постепенно гаснут в небе звезды.
2) Проходит летняя гроза.
3) На берегу моря растут пальмы.
4) Сильный порыв ветра вырвался из-за скалы.
Ключ:
1 – г
2 – в
3 – в
4 – 2, 3
5 – 3
Приложение 3
Слайд 2
-
Расширить представления об определении.
-
Познакомиться с несогласованными определениями и синонимией согласованных и несогласованных определений.
-
Закреплять навыки нахождения в тексте согласованных и несогласованных определений и умения определять способы их выражения.
Слайд 3
«Мудрые мысли»
-
С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)
-
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)
Слайд 4
«»Обыгрываем» термины
1. Что значит:
-
Согласование
-
Согласие
-
Согласованные
2. Что значит:
-
Нет согласия
-
Несогласие
-
Несогласованные
Слайд 5
Сравним словосочетания
Способ связи в словосочетаниях? | |
|
|
Слайд 6
Словарь
-
Дизайн
-
Дизайнер
-
Триумф – выдающийся, блестящий успех, торжество
Литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 8 класс. М.,Баласс, 2010
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. М, ВАКО, 2010
Пучкова Л.И. Тематический контроль по русскому языку. «Интеллект-Центр», М., 2002