Макаренко Фаина Дмитриевна

ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с. Овгорт

МБОУ «Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 8 классе (по программе Бунеева)

Тема: Определения. Согласованные и несогласованные определения

Цели:

1. Познавательные:

— расширить представления учащихся об определении;

— ознакомить учащихся с несогласованными определениями.

2. Практические:

— начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

— развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:

— воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Языковая разминка.

Диктант с грамматическим заданием:

Читать – это не только узнавать факты.

Роль книги – учить мудрости.

Зима выдалась суровая.

Чужая душа — потёмки.

Задание:

— найти и графически обозначить главные члены предложения;

— определите второстепенный член 4-го предложения.

Какую роль выполняет слово «чужая»?

Макаренко Фаина Дмитриевна

Как вы думаете, почему второстепенный член предложения назван определением?

(Определяет, какой предмет, чей предмет, который по счету предмет).

III. Введение в тему.

Объявление и запись темы: Определение. Согласованное и несогласованное определение

IV. Объяснение нового материала.

1. Запись «мудрых» мыслей, в которых есть определение (демонстрация слайда 3. Приложение 3)

С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)

2. Беседа:

— Выполните синтаксический разбор первого предложения

( повест., невоскл., простое, односост., распр., с сост. глаг. сказуемым).

— Назовите определения во втором предложении.

— К каким членам предложения относятся данные определения? (к членам предложения, выраженным именем существительным).

— Какими частями речи выражены определения?

— Сравните полученную информацию со сведениями, представленными в рамке.

3. Анализ текста в рамке (работа с учебником)

— Есть ли в тексте новая для вас информация?

Воспроизведение текста 1 – 2 уч-ся.

4. «Обыгрываем» термины (демонстрация слайда 4. Приложение 3)

— Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»?

(приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь;

утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;

достижение единства, согласия (согласованные действия);

в грамматике: стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).

— Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»?

Макаренко Фаина Дмитриевна

(несоответствие; разногласие; не в одинаковой форме главное и зависимое слова – в грамматике)

V. Начало формирования умений

1. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (демонстрация слайда 5. Приложение 3) — Как доказать, согласованные или несогласованные определения?

(определить способ связи слов в словосочетании)

— Какой способ связи характерен для согласованных определений? Несогласованных? (Приложение 1)

(согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).

— Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково)

— Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно.

2. Словарная работа: дизайн, дизайнер, триумф (слайд 6. Приложение 3)

3. Упр. 206 – выборочное списывание (выписать согласованные определения вместе с определяемыми словами, обозначить, какой частью речи выражены определения).

Грамматические задания (на доске): назад – фонетический разбор, деревянные – морфемный разбор.

4. Упр. 207

5. Самостоятельная работа: тест по теме «Согласованные и несогласованные определения» (Приложение 2)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Рефлексия.

— Какую новую информацию получили, работая на уроке?

— Чему научились?

— Каковы ключевые слова темы урока?

VIII. Домашнее задание. С. 157 – 158 (правило), упр. 209

Приложение 1

Приложение 2

Тест по теме «Определение»

1. Найдите предложение, в котором среди второстепенных членов нет определения:

а) В Египте и Мексике в древности были выстроены величественные сооружения.

б) И там, и здесь использовали похожие музыкальные инструменты.

в) Такие совпадения, конечно, не случайны.

г) Неужели древние когда-то могли переплывать Атлантиду?

2. В каком предложении используются только согласованные определения?

а) Ученые долго и безуспешно искали осколки метеорита.

б) Русский ученый Л.А. Кулик предполагал найти огромный кратер глубиной не меньше четверти километра.

в) Никакого кратера в тайге не оказалось, только поваленный на десятки километров вокруг лес.

г) В центре этого гигантского лесоповала стояли обгорелые деревья без веток.

3. Какие из выделенных слов служат определениями?

Ученики ШКОЛЫ (1) НОМЕР ТРИ (2) проходили практику в СТОЛОВЫХ (3) и ПРОДУКТОВЫХ (4) магазинах.

а) 1, 3 б) 2, 3 в) 3 г) 1, 2, 4

4. Укажите предложения с определениями.

1) Листья налились, отяжелели и потекли.

2) Выплыло красное солнышко и стало рассыпать свои лучи, будить землю.

3) Сметала осень в высокие стога душистые копны сена.

4) Отправилась осень в поля и луга.

5. Найдите предложение с несогласованным определением.

1) Постепенно гаснут в небе звезды.

2) Проходит летняя гроза.

3) На берегу моря растут пальмы.

4) Сильный порыв ветра вырвался из-за скалы.

Ключ:

1 – г

2 – в

3 – в

4 – 2, 3

5 – 3

Приложение 3

Слайд 2

  • Расширить представления об определении.

  • Познакомиться с несогласованными определениями и синонимией согласованных и несогласованных определений.

  • Закреплять навыки нахождения в тексте согласованных и несогласованных определений и умения определять способы их выражения.

Слайд 3

«Мудрые мысли»

  • С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский.)

  • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.С. Тургенев.)

Слайд 4

«»Обыгрываем» термины

1. Что значит:

  • Согласование

  • Согласие

  • Согласованные

2. Что значит:

  • Нет согласия

  • Несогласие

  • Несогласованные

Слайд 5

Сравним словосочетания

Способ связи в словосочетаниях?

Способ связи в словосочетаниях?

  • Сорок первая квартира

  • Балконная дверь

  • Щавелевый суп

  • Клюквенный напиток

  • Золотой ковш

  • Соболиная шапка

  • Царская милость

  • Квартира сорок один

  • Дверь на балкон

  • Суп из щавеля

  • Напиток из клюквы

  • Ковш из золота

  • Шапка из соболя

  • Милость по-царски

Слайд 6

Словарь

  • Дизайн

  • Дизайнер

  • Триумф – выдающийся, блестящий успех, торжество

Литература:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 8 класс. М.,Баласс, 2010

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. М, ВАКО, 2010

Пучкова Л.И. Тематический контроль по русскому языку. «Интеллект-Центр», М., 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here