Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ливенская средняя общеобразовательная школа №1»

Красногвардейского района Белгородской области

Патриотическое воспитание на уроках русского языка

подготовила учитель

русского языка

и литературы

Соколова Е.А.

с.Ливенка

2014

Урок развития речи в кадетском классе (9 класс)

Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 9-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.

Воспитание языковой личности находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.

Хочу поделиться с вами конспектом урока подготовки к сочинению в жанре эссе на тему: «Служить Отечеству – служить России». Данное занятие является составной частью в системе обучения урокам развития речи. Опирается на предыдущие сведения о возможностях жанра эссе. И «работает» на последующие уроки в части составления текстов данного жанра.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательная: Продолжить знакомство с эссе как жанром публицистического стиля его типологией и языковыми средствами.

Развивающая: Формировать умение распознавать жанр, характеризовать текст данного жанра.

Воспитательная: Формировать у школьников понятия, представления, связанные с патриотизмом сегодня. Я старалась обеспечивать комплексность

всех задач. Стержневой задачей я считаю – развивающую, так как главное – практика.

Для раскрытия главного материала использовались следующие методы и приёмы: метод эвристической беседы, также использовались такие формы обучения как пробуждение жизненных впечатлений, практические упражнения и упражнения творческого характера.

Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре эссе

на тему: « Служить Отечеству — служить России».

Цели урока: 1. Продолжить знакомство с эссе как жанром

публицистического стиля его типологией

и языковыми средствами.

2. Формирование умений распознавать жанр,

характеризовать текст данного жанра.

3. Сформировать у школьников понятия и

представления, связанные с патриотизмом сегодня.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование урока: компьютерная презентация, учебник «Русский

язык» под редакцией М.М.Разумовской,

портрет Д.С. Лихачёва, элементы кластера,

листы самоконтроля.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Вводное слово учителя.

3.Этап актуализации опорных знаний.

4.Логический переход к основному этапу урока.

5. Составление кластера.

6.Анализ текста.

7.Домашнее задание.

8.Рефлексия.

9.Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы с вами продолжим работу с эссе как жанром публицистического стиля. Научимся характеризовать текст данного жанра и отличать художественные возможности на примере текста Д.С. Лихачёва. И вы попробуете свои силы в этом жанре. Для этого восстановим в памяти теоретико-литературные понятия, на которые будем опираться в ходе урока

3.Этап актуализации опорных знаний.

1. Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете?

2. Какие типы речи?

3. Назовите малые жанры прозаической речи?

( повесть, рассказ, очерк, эссе)

4. В каком из этих жанров находит отражение впечатления, раздумия, ассоциации? (эссе).

5.А что такое эссе?

А вот как дается толкование эссе в словаре литературоведческих терминов (показываем слайд с определением эссе)

Эссе ( нескл., ср. р., в переводе с французского — буквально «опыт») – разновидность очерка — научного, исторического, критического, публицистического характера. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление.

4.Логичный переход к основному этапу урока.

Открываем тетради и, соблюдая единый орфографический режим, записываем число и тему урока. А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова И.С. Шмелёва « Россия… она тягу свою имеет, вроде как пламя».

Я не случайно обратилась к этим словам, потому что всё, о чём мы будем говорить сегодня, связано с понятиями Россия, Отечество, Гражданин, Патриот (слайды: Российский флаг, деревенский дом, пшеничное поле, фотографии детей класса во время принятия присяги).

« Патриотизм», «любовь к Родине», «Отчизны верные сыны …» Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов — возвышенных, благородных и одновременно – из-за частого употребления донельзя затёртых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл.

Что же значит быть патриотом сегодня?

(Примерные ответы детей)

— Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. Из рассказов взрослых я знаю, что в советское время было очень почётно служить в ней, и на того, кого туда не брали, смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива «шагать год в сапогах» не вызывает никого желания. И, тем не менее, армия является школой мужества. И именно тех людей, кто служит в армии, по праву можно считать патриотами. Я обязательно буду служить.

— Возможно, мои слова кто-то воспримет с улыбкой, но я считаю, что патриотами можно назвать тех людей, которые в магазинах отдают предпочтение русским товарам. Россия богатая страна, и мы, живущие в ней, спокойно можем обойтись без импортных товаров.

— Слушаю своих одноклассников и думаю, напрасно ругают наше поколение. Пусть мы молоды и многого не понимаем. Но мы верим в возрождение новой России. И постараемся сделать всё, чтобы страна процветала. И только тогда мы можем смело назвать себя патриотами.

— Кто-то из мудрых сказал: « Там, где предаётся забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации». Но нам это не грозит. Мы свято чтим память о наших дедах и прадедах, отстоявших в тяжёлой схватке с врагом на полях Великой Отечественной войны, свободу и независимость нашей страны. Именно их мы называем патриотами.

— А я считаю, что патриот не только тот, кто совершает что-то глобальное. Вот, например, мой отец – простой тракторист, ежедневно, в любую погоду добросовестно выполняет свою работу, я горжусь им, и считаю, что он патриот.

— Может то, что я сейчас скажу нескромно, но я могу назвать себя патриотом. Я стараюсь хорошо учиться, участвую в общественной жизни школы и села.

5. Составление кластера.

Участие граждан в голосовании

Уважение к прошлому своей страны

Служба в армии

Патриотизм

Поддержка отечественного производителя

Вера в возрождение России

Ребята, составьте и запишите в тетрадях понятие патриотизма, начать свои высказывания можно так: Патриот – это…, патриотизм – это…

( заслушиваем записи детей)

— Чьё же высказывание самое удачное? Почему?

Выслушав вас, ребята, я не могу ни процитировать слова Василия Розанова, в которых более полно отражается понятие патриотизма:

« Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для неё делать» (слайд)

( записываем это высказывание в тетрадях)

Я согласна с В. Розановым, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

А сейчас мысленно пусть каждый для себя решит, что полезного для России он сможет сделать (звучит музыка)

6. Анализ текста.

Среди множества людей посвятивших свою жизнь служению Родине можно назвать и А. Невского, и М.В.Ломоносова, и А.С. Пушкина, и нашего земляка Александра Ивановича Детлова, и конечно известного Российского учёного – литературоведа, историка культуры, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Давайте обратимся к тексту Д.С. Лихачёва. Послушаем текст.

(работа с текстом)

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.

Истинный патриотизм – это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!

Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране.

— Что хочется вам сказать о прослушанном тексте?

— Какова тема текста?

(истинный патриотизм)

— Идея текста?

(патриот тот, кто любит свою страну, знает историю, ценит культурное наследие).

— В каком стиле написан текст?

(публицистическом)

— В каком жанре? (эссе)

— Назовите особенности этого жанра в тексте?

( ряды однородных членов, использование языковых средств, которые оказывают воздействия на эмоции читателя, вводные слова, параллельный способ связи в предложениях, в тексте ряд суждений, которые не подлежат сомнению «каждый человек любит свою Родину».)

— Какая мысль в тексте, по вашему мнению, является основной?

Ответ запишите в тетрадях. (1 предложение текста)

— Каков синтаксический строй этого текста?

(В тексте преобладают сложные предложения. В 1и 2 абзацах сложноподчинённые предложения с придаточным времени, с придаточным определительным, придаточным условия – эти предложения служат доказательством истины.)

На примере текста Д.С.Лихачёва мы убеждаемся, что патриотизм – это любовь и преданность отечеству, своему народу.

7. Домашнее задание.

Итогом нашей работы будет ваша самостоятельная работа в жанре эссе на тему «Служу отечеству — служу России», в которой вы поделитесь своими мыслями с позиции человека в форме, кадета, о пользе служения Родине.

8. Рефлексия.

На ваших столах, ребята, находится листок самоконтроля. Оцените свою работу на уроке, закончив данные там предложения.

* Моя мыслительная активность на уроке была …………

* Больше всего мне понравилось ……………………………

* У меня пока не совсем получается …………………………

* Сегодня я понял (А), что думать …………………………..

* Сегодня урок показал мне ……………………………….

Листок самоконтроля. Ф. И учащегося класс

9.Итог урока.

Я думаю, ребята, что наш сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. И, конечно же, надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины. Будете любить её, защищать и приумножать её богатства.

Наш урок я хочу закончить строками И.Якубовича.

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек до вечного покоя

Россия, Русь! Храни себя, храни…

Надеюсь, что данный урок поможет начинающим преподавателям полнее осуществлять главные педагогические задачи – обучение, воспитание и развитие учащихся.

Используемая литература.

1. Журнал «Русский язык в школе» № 4 – М., 2005 год.

2.Журнал «Воспитание школьника» № 6 – М., 2007 год.

3.Разумовская М.М. «Русский язык» учебник для 9 кл.- М., 2006год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here