Урок по русскому языку (4 класс)

«Составление рассказа по опорным словам на тему: Птицы зимой»

Цели и задачи урока:

  1. Учить детей составлять рассказ по опорным словам, закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.

  2. Развивать словарный запас детей.

  3. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений по воспроизведению слов, предложений

  4. Воспитывать самостоятельность и познавательную активность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: плакат со скороговоркой, иллюстрации птиц, плакат со схемой рассказа, маски-ушки: лягушка, утки, таблицы со словами.

План урока:

  1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока. Чтение скороговорки.

  1. Анализ домашнего задания.

Словарный диктант.

  1. Дидактическая игра «Наведи порядок» (зимующие, перелётные птицы).

Инсценировка отрывка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница».

  1. Объяснение нового материала. Составление рассказа.

  2. Закрепление и повторение изученного материала.

  3. Подведение итогов урока и оценка знаний.

  4. Задание на дом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

Звучит музыкальная запись пения птиц.

  1. Сообщение цели урока. Чтение скороговорки.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в «мир птиц», вспомним зимующих и перелётных птиц. Составим и напишем рассказ по опорным словам. А также узнаем, увидим и услышим много интересного. Урок наш называется?

Дети: Составление рассказа по опорным словам (чтение хором)

Учитель: Чтобы красиво отвечать на уроке потренируем наш язык (чтение скороговорки хором, индивидуально)

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Подготовим наши пальчики к работе в тетрадях: (дети проговаривают стихотворение и загибают пальчики под музыку)

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроём и немного скучали

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и немного скучали,

Один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

(пальцы загибаются по одному)

Запись числа, месяца.

Минутка чистописания: птицы

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Проверим домашнее задание. Что вам было задано?

Дети: Выучить наизусть загадки о птицах.

Учитель: Загадайте свою загадку ребятам. Ответ запишем на доске и в тетрадях. (Дети отгадывают загадки, учитель открывает иллюстрации птиц, расположенные в два столбика)

1. Для тебя мы дом построим

Не скворечню, а дворец.

Прилетай же наконец наш

Наш пернатый друг…(скворец)

2. Эта птица никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает ( кукушка)

3. Далеко мой стук слышится вокруг

Червякам я враг, а деревьям друг (дятел)

4. Он соло пел среди ветвей

Певца навали …(соловей)

5. Спереди шильце, сзади вильце,

Сама мала, а за морем была (ласточка)

6. Спиною зеленовата, животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица)

7. Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает…(воробей)

8. На осине в гуще кроны

Вьёт гнездо своё …(ворона)

9. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая (сорока)

10. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин

Летят, перекликаются,

Назад глядят, прощаются (журавли)

11. Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

Учитель: Проверьте правильность написания слов.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок»

Учитель: Ребята, а все ли птицы круглый год живут на одном месте?

Дети: Некоторые птицы улетают

Учитель: Как они называются?

Дети: Перелётные.

Учитель: Как называются птицы, которые не улетают?

Дети: Зимующие.

Учитель: Правильно ли расположены иллюстрации, каких птиц нужно расположить под словом: зимующие, а каких под словом: перелётные?

(Дети наводят порядок в расположении картинок и читают названия птиц)

Учитель: Какая птица прилетает к нам зимой?

Дети: Снегирь

Учитель: Почему птицы улетают в тёплые края, об этом нам расскажут ребята.

Инсценировка отрывка из сказки «Лягушка-путешественница»

Музыкальная запись пения птиц.

Выходит лягушка.

Прилетают утки. Лягушка прячется за корягу.

1 утка: Кря, кря! Лететь ещё далеко, надо покушать.

В это время лягушка осторожно высовывает голову.

2 утка: Кря, кря! Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

(и все стали громко крякать в знак одобрения)

Лягушка: Госпожи утки, что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

3 утка: Хорошо на юге! Теперь там тепло!

1 утка: Там есть такие славные, тёплые болота!

2 утка: Какие там червяки! Хорошо на юге!

Лягушка: А много ли там мошек и комаров?

3 утка: О! Целые тучи!

Лягушка: Ква! Возьмите меня с собой!

1 утка: Это мне удивительно! Как мы тебя возьмём? У тебя же нет крыльев.

Лягушка: Когда вы летите?

2 утка: Скоро! Скоро! Кря! Кря!

3 утка: Тут холодно! На юг! На юг!

Лягушка: Позвольте мне подумать только пять минут, я сейчас вернусь, я наверное придумаю что-нибудь хорошее!

Все кланяются и уходят.

Учитель: Ребята, отрывок из какой сказки вы посмотрели?

Дети: Из сказки «Лягушка-путешественница», автор – В.Гаршин

Учитель: А теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Летели две птички –

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

4. Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, а сейчас мы будем составлять рассказ о птицах, их жизни зимой с помощью опорных слов. Придумайте название рассказа.

Дети: Птицы зимой.

Учитель: Работа будет проводится таким образом: я начну предложение, а вы закончите.

Учитель: Наступило какое время года?…

Дети: Зима.

Учитель: Какая зима?

Дети: Морозная, снежная, холодная, суровая.

Учитель: Как пишутся эти слова?

(открываются таблицы с данными словами, чтение хором)

Учитель: Какое предложение можно составить?

Дети: Наступила морозная зима

Наступила холодная зима.

Наступила суровая зима.

Учитель: Следующее предложение: Земля покрылась…

Дети: Снегом.

Учитель: Каким снегом?

Дети: Белым, пушистым, серебристым, холодным.

(открываются таблицы с данными словами)

Учитель: Как пишутся данные слова?

(чтение слов хором)

Учитель: Какое предложение можно составить?

Дети: Земля покрылась белым снегом.

Земля покрылась пушистым снегом.

Земля покрылась серебристым снегом.

Учитель: Перелётные птицы…

Дети: Улетели в тёплые края.

Учитель: Это…

Дети: Соловьи, скворцы, кукушки, журавли, ласточки.

Учитель: Остались …

Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, дятлы.

Учитель: Помоги…

Дети: Птицам зимой.

Учитель: Что мы с вами составили?

Дети: Рассказ.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: На доске дана схема рассказа с опорными словами. Составим рассказ устно по данной схеме.

Дети: Составляют рассказ по цепочке.

Учитель: Запишите название и приступайте к работе.

Схема рассказа:

Птицы зимой.

Наступила ____ ____ . Земля покрылась ____ ____ . Перелётные птицы ____ ____ ____ ____ . Это ____, ____,____ . Остались ____, ____, ____ . Помоги ____ ____ !

Запись рассказа самостоятельно в тетрадь. Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

Учитель: Какие рассказы у вас получились, послушаем.

Дети: Читают свои рассказы.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Чем мы занимались на уроке?

Дети: Отгадывали загадки, показывали сказку, слушали пение птиц, составляли рассказ о птицах.

Учитель: Как живётся птицам зимой?

Дети: Им зимой тяжело. Нет еды.

Учитель: Как мы им можем помочь?

Дети: Сделать кормушки.

Чтение лозунга: Накорми птиц зимой!

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке, послушайте оценки.

7. Задание на дом.

Учитель: Запишите задание на дом: Упражнение 36, страница 75.

(Чтение задания про себя, чтение вслух одним из учеников)

Учитель: Что нужно сделать в упражнении?

Дети: Ответить на вопросы.

(Дети читают вопросы и отвечают на них устно)

Урок закончен, всем спасибо.

ГОУ Республики Марий Эл

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

г. Козьмодемьянска»

Конспект урока

по русскому языку

в 4 классе:

«Составление рассказа

по опорным словам

на тему: Птицы зимой»

Составила и провела:

учитель начальных

классов Рыжкова Н.В.

Проверила: зам. директора

по учебной работе

Ерофеева В.Г.

г. Козьмодемьянск

2010 г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here