Урок по русскому языку (4 класс)
«Составление рассказа по опорным словам на тему: Птицы зимой»
Цели и задачи урока:
-
Учить детей составлять рассказ по опорным словам, закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.
-
Развивать словарный запас детей.
-
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений по воспроизведению слов, предложений
-
Воспитывать самостоятельность и познавательную активность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакат со скороговоркой, иллюстрации птиц, плакат со схемой рассказа, маски-ушки: лягушка, утки, таблицы со словами.
План урока:
-
Организационный момент.
2. Сообщение цели урока. Чтение скороговорки.
-
Анализ домашнего задания.
Словарный диктант.
-
Дидактическая игра «Наведи порядок» (зимующие, перелётные птицы).
Инсценировка отрывка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница».
-
Объяснение нового материала. Составление рассказа.
-
Закрепление и повторение изученного материала.
-
Подведение итогов урока и оценка знаний.
-
Задание на дом.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку.
Звучит музыкальная запись пения птиц.
-
Сообщение цели урока. Чтение скороговорки.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в «мир птиц», вспомним зимующих и перелётных птиц. Составим и напишем рассказ по опорным словам. А также узнаем, увидим и услышим много интересного. Урок наш называется?
Дети: Составление рассказа по опорным словам (чтение хором)
Учитель: Чтобы красиво отвечать на уроке потренируем наш язык (чтение скороговорки хором, индивидуально)
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Подготовим наши пальчики к работе в тетрадях: (дети проговаривают стихотворение и загибают пальчики под музыку)
Пять воробьёв на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, их трое осталось.
Сидели втроём и немного скучали
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и немного скучали,
Один улетел, и остался один.
Один посидел, да и взял улетел.
(пальцы загибаются по одному)
Запись числа, месяца.
Минутка чистописания: птицы
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Проверим домашнее задание. Что вам было задано?
Дети: Выучить наизусть загадки о птицах.
Учитель: Загадайте свою загадку ребятам. Ответ запишем на доске и в тетрадях. (Дети отгадывают загадки, учитель открывает иллюстрации птиц, расположенные в два столбика)
1. Для тебя мы дом построим
Не скворечню, а дворец.
Прилетай же наконец наш
Наш пернатый друг…(скворец)
2. Эта птица никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает ( кукушка)
3. Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я враг, а деревьям друг (дятел)
4. Он соло пел среди ветвей
Певца навали …(соловей)
5. Спереди шильце, сзади вильце,
Сама мала, а за морем была (ласточка)
6. Спиною зеленовата, животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица)
7. Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей)
8. На осине в гуще кроны
Вьёт гнездо своё …(ворона)
9. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая (сорока)
10. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин
Летят, перекликаются,
Назад глядят, прощаются (журавли)
11. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
Учитель: Проверьте правильность написания слов.
3. Дидактическая игра «Наведи порядок»
Учитель: Ребята, а все ли птицы круглый год живут на одном месте?
Дети: Некоторые птицы улетают
Учитель: Как они называются?
Дети: Перелётные.
Учитель: Как называются птицы, которые не улетают?
Дети: Зимующие.
Учитель: Правильно ли расположены иллюстрации, каких птиц нужно расположить под словом: зимующие, а каких под словом: перелётные?
(Дети наводят порядок в расположении картинок и читают названия птиц)
Учитель: Какая птица прилетает к нам зимой?
Дети: Снегирь
Учитель: Почему птицы улетают в тёплые края, об этом нам расскажут ребята.
Инсценировка отрывка из сказки «Лягушка-путешественница»
Музыкальная запись пения птиц.
Выходит лягушка.
Прилетают утки. Лягушка прячется за корягу.
1 утка: Кря, кря! Лететь ещё далеко, надо покушать.
В это время лягушка осторожно высовывает голову.
2 утка: Кря, кря! Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
(и все стали громко крякать в знак одобрения)
Лягушка: Госпожи утки, что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
3 утка: Хорошо на юге! Теперь там тепло!
1 утка: Там есть такие славные, тёплые болота!
2 утка: Какие там червяки! Хорошо на юге!
Лягушка: А много ли там мошек и комаров?
3 утка: О! Целые тучи!
Лягушка: Ква! Возьмите меня с собой!
1 утка: Это мне удивительно! Как мы тебя возьмём? У тебя же нет крыльев.
Лягушка: Когда вы летите?
2 утка: Скоро! Скоро! Кря! Кря!
3 утка: Тут холодно! На юг! На юг!
Лягушка: Позвольте мне подумать только пять минут, я сейчас вернусь, я наверное придумаю что-нибудь хорошее!
Все кланяются и уходят.
Учитель: Ребята, отрывок из какой сказки вы посмотрели?
Дети: Из сказки «Лягушка-путешественница», автор – В.Гаршин
Учитель: А теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Летели две птички –
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
4. Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, а сейчас мы будем составлять рассказ о птицах, их жизни зимой с помощью опорных слов. Придумайте название рассказа.
Дети: Птицы зимой.
Учитель: Работа будет проводится таким образом: я начну предложение, а вы закончите.
Учитель: Наступило какое время года?…
Дети: Зима.
Учитель: Какая зима?
Дети: Морозная, снежная, холодная, суровая.
Учитель: Как пишутся эти слова?
(открываются таблицы с данными словами, чтение хором)
Учитель: Какое предложение можно составить?
Дети: Наступила морозная зима
Наступила холодная зима.
Наступила суровая зима.
Учитель: Следующее предложение: Земля покрылась…
Дети: Снегом.
Учитель: Каким снегом?
Дети: Белым, пушистым, серебристым, холодным.
(открываются таблицы с данными словами)
Учитель: Как пишутся данные слова?
(чтение слов хором)
Учитель: Какое предложение можно составить?
Дети: Земля покрылась белым снегом.
Земля покрылась пушистым снегом.
Земля покрылась серебристым снегом.
Учитель: Перелётные птицы…
Дети: Улетели в тёплые края.
Учитель: Это…
Дети: Соловьи, скворцы, кукушки, журавли, ласточки.
Учитель: Остались …
Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, дятлы.
Учитель: Помоги…
Дети: Птицам зимой.
Учитель: Что мы с вами составили?
Дети: Рассказ.
-
Закрепление изученного материала.
Учитель: На доске дана схема рассказа с опорными словами. Составим рассказ устно по данной схеме.
Дети: Составляют рассказ по цепочке.
Учитель: Запишите название и приступайте к работе.
Схема рассказа:
Птицы зимой.
Наступила ____ ____ . Земля покрылась ____ ____ . Перелётные птицы ____ ____ ____ ____ . Это ____, ____,____ . Остались ____, ____, ____ . Помоги ____ ____ !
Запись рассказа самостоятельно в тетрадь. Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
Учитель: Какие рассказы у вас получились, послушаем.
Дети: Читают свои рассказы.
-
Подведение итогов урока.
Учитель: Чем мы занимались на уроке?
Дети: Отгадывали загадки, показывали сказку, слушали пение птиц, составляли рассказ о птицах.
Учитель: Как живётся птицам зимой?
Дети: Им зимой тяжело. Нет еды.
Учитель: Как мы им можем помочь?
Дети: Сделать кормушки.
Чтение лозунга: Накорми птиц зимой!
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке, послушайте оценки.
7. Задание на дом.
Учитель: Запишите задание на дом: Упражнение 36, страница 75.
(Чтение задания про себя, чтение вслух одним из учеников)
Учитель: Что нужно сделать в упражнении?
Дети: Ответить на вопросы.
(Дети читают вопросы и отвечают на них устно)
Урок закончен, всем спасибо.
ГОУ Республики Марий Эл
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
г. Козьмодемьянска»
Конспект урока
по русскому языку
в 4 классе:
«Составление рассказа
по опорным словам
на тему: Птицы зимой»
Составила и провела:
учитель начальных
классов Рыжкова Н.В.
Проверила: зам. директора
по учебной работе
Ерофеева В.Г.
г. Козьмодемьянск
2010 г